СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 02:16

Тфиллин или Курс молодого бойца

Ребёнку, который становится совершеннолетним, может показаться, что есть способ «отделаться» от изучения Торы обычный накладыванием тфиллин. Но еврей должен пронести Творца и соединить Его с творением так, чтобы оно не пропало без вести...

1188 (0) мин.
Источник: эссе Ребе РАШАБа «Сказано в Мидраш Теилим»

Глава 1. Лупа

Есть такое место в мидраше Теилим. Рабби Элиэзер говорит, что обратились евреи к Святому Благословен Он: «Владыка вселенной! Хотим мы усердствовать в изучении Торы денно и нощно, но у нас нет свободного времени». Сказал им Всевышний: «Соблюдайте заповедь тфиллин и Я засчитаю вам, как будто вы усердствуете в изучении Торы денно и нощно».

И, вроде, надо бы понять. Что это за такая заповедь, что посредством неё можно «сбыть с рук» обязанность налегать на изучение Торы и какая связь между одним и другим? Как простое механическое действие накладывания тфиллин подменит трудоёмкую интеллектуальную деятельность?

Написано в псалмах: «Говорит слова Свои Яакову, повеления и законы Свои — Израилю».

Мидраш объясняет «лишнее» слово «Свои» так:

Есть такие, которые указывают другим, что делать, но сами не делают. А вот, Всевышний, то, что он Сам вершит, другим это же и повелевает исполнять. Но когда Всевышний Сам же следует Своим указаниям? Именно, когда евреи выполняют Его приказы. Получается, евреи «заводят» соблюдение Наверху. Значит, когда мы здесь надеваем тфиллин, мы воздействуем на Творца надеть тфиллин «там».

И вот раскрыли нам мудрецы, что написано в тфиллин Б-га: «Кто есть на свете, как народ Твой израильский — народ один на земле». Когда евреи надевают тфиллин, этим самым они провозглашают единство Творца на всем белом свете. И если кто-то еще об этом не знал, сейчас появляется новая и важная информация. Всевышний отвечает добром в таком же духе. Подобно этому, когда Творец надевает тфиллин, евреи приобретают значимость.

Глубокое разъяснение всего этого:

Написано в Торе: «Наблюдай из обители святости Своей, с неба, и благослови народ Твой Израиль».

Слово «небо» здесь явно требует разъяснений. В лучшем случае оно может показаться лишним. А в худшем, вообще, может сбить с толку. Разве Б-г лишь на небе? Мы же знаем, что Он находится абсолютно везде! Чтобы осознать надобность «небес», следует усвоить еще несколько вещей.

Написано: «Возвышается над всеми народами Г-сподь». Вознесение такого уровня, что все сотворенное расценивается, как абсолютное ничто и, по сему, как поведал нам Йов (35:6-7) все происходящее здесь, в принципе, никак не сказываются на Творце.

«Если оступился ты, разве ты что-то внёс в Его? Преувеличились грехи твои, что ты ему этим сделаешь? Если правильно ты поступил, что ты дашь Ему и что из руки твоей возьмёт?»

Конечно важно подчеркнуть, что вопросы, возникающие после слов Йова поднимаются в хасидских текстах. Например в труде Ребе Короля Мошиаха «Не будет у тебя (матери,) хоронящей детей» 5012 года.

Но здесь важно понять насколько творение ничтожно. И высшие духовные миры и наш нижний грубый мир перед Творцом значатся, буквально, как будто и нет их. И как написано: «Воскрылено Имя в одиночестве». И лишь блик его издалека оживотворяет небо и землю.

Этими словами книги каббалы хотят разъяснить на сколько велика пропасть между Творцом и творением. На самом деле она, конечно, бездонна и легче оценить полезность свечки на фоне солнца, чем представить себе где мы, а где Всевышний.

Получается парадокс. С одной стороны есть вселенная, объективная реальность. С другой, Сверху — очевидность этой реальности довольно сомнительна.

Представим себе роженицу, прибывшую на девятом месяце в приёмный покой. И вот, обследуя боли и стоны, стажер уведомляет, что скорее всего наступила беременность. Неужели заключение этого доктора добавляет какую-то новую информацию будущей маме?

Следует подчеркнуть, что такой порядок вещей весьма недоброжелателен. Еврею очень плохо, когда мир оживотворятся чем то блеклым, а не ярким Божественным светом. Про это говорит книга «Зоар», что во время изгнания Всевышний восходит наверх. И как такой может быть, ведь известно, что полон мир Славы Его? Однако имеется в виду, что вышеупомянутый блик становится мерклым и безжизненным в виду отторжения от него Божественной энергии. Поскольку блик дарует существование мирам, но стал «бездыханным», последние перестают занимать место в глазах Творца. Что для солнца сумерки?

Управление вселенной похоже на состояние сна, когда у спящего более чем затихает интеллектуальная активность, так как способность трезво мыслить покидает человека и как бы «отбывает» из своего телесного сосуда в источник и корень сил души. А в голове остаётся лишь галиматья — вялый отклик, щепки и поползновения нормативной логики.

Вместе с тем, во время сна есть да жизнь, которая бьет ключом. И продукты жизнедеятельности организма порой дают о себе знать. Но разве про эти бурные чувства сказано в Торе: «И выбери жизнь!»?

Но если в первые годы изгнания настали небольшие пробелы в мышлении, то в последние — это просто бред, что творится вокруг нас. Извращенцы приходят к власти и выходят на парад. Утрата ценностей и, соответственно, мирный процесс с кровными врагами. В общем это и есть отстои мышления или, «мама не горюй».

Поэтому написано в псалмах: «И пробудится, подобно спящему, Г-сподь». И так же: «Пробудись, почему спишь, Г-сподь?»

Мы просим, чтобы Всевышний и был более снисходителен и пожалел нас, чтобы Всевышний в хорошем смысле «вышел» из Себя, так чтобы Бесконечный Божественный Свет был в открытую в ограниченных рамках духовных уровней Хохма и Хесед, разума и эмоций, если обобщить.

Далее тема будет разбираться более подробно.

Чтобы Творец осветил нас Ликом Своим, поведал нам об Его сокровенной тяге к каждому еврею.

И как это всё будет? А именно путем изучения Торы и выполнения заповедей. И тогда всё будет выглядеть по-другому. Любые беды еврея станут личной проблемой Творца. И всякий, который лишь вздумает обидеть, будет резко пресечён ибо замахнулся на зеницу ока Его.

Сейчас будет разгадка тайны вышеупомянутых«небес». «Осмотри с неба и увидь», «Наблюдай, разгляди, из обители святости Своей, с неба».

(На иврите слово «небо» (шамаим), можно разложить на части и толковать, как «там вода» (шам маим). Вода, в свою очередь, это метафора на Тору. Это учится из слов: «Всякий жаждущий — вперёд к воде». Если речь идёт просто о желании напиться, неужели требуется целый пророк, повелевающий бежать к водоёму? Несомненно, пророк раскрыл нам то, что уму непостижимо. А именно, что делать, когда есть крик души приблизиться к Творцу? Вперёд, учить Тору! Потому, что Тора это не просто умная книжка, где логика ясна и чиста, как вода. А диковинная премудрость, в которой поместился Б-г).

И увеличь, как сущность, народ Свой Израиль.

С помощью Торы мы будем появляться на общем размытом фоне творения, как нечто значимое и ценное. Ибо самый реальный способ «коснуться» Творца — это изучение Торы евреем, в силу того, что у нас Тора естественна, от роду заложена в глубине души.

И про это сказано пророком Йехезкелем: «Распахнулось небо и увидел (Я) чётко картину Божественную». Когда мы открываем наши книги, «трогаем небо», сразу становимся ярким зрелищем.

Образно говоря. Если взять подзорную трубу, то наблюдаемая вещь будет большой и видной. А если не воспользоваться таким прибором — то нет. Подобно этому, когда евреи корпят над Торой, «обостряется зрение» Всевышнего и взгляд направлен на Свой народ, великий и славный.

Далее, на протяжении этого труда, станет понятным что происходит когда Б-г надевает тфиллин, в котором написано: «Кто есть на свете как народ Твой еврейский, народ один на земле».

Можно толковать и так: «Кто есть на свете как народ Твой еврейский, народ Одного на земле». Подчеркнуть не количественное преимущество, а душевное призвание еврея. Сделать явным присутствие Творца в каждой точке вселенной.

Глава 2. Химраствор или целая история

Сейчас пойдет очень глубокое объяснение «природы» небес. Эксклюзив, так сказать, специфики Торы.

Поведали наши мудрецы: «Две тысячи лет предшествовала Тора творению». Конечно, не значит что Тора была просто немного раньше, чем наша вселенная. Время и пространство это нововведения, коих и в помине не было до того, как Б-г наказал им это делать.

Выходит, что у Торы вовсе не временное превосходство. Тора старше по званию. Более того это, вообще, другое сословие.

На протяжении этой главы постепенно разъяснятся некоторые понятия кабалы и хасидского учения. Сначала детально расскажут откуда взялся мир.

Корень и источник миров — это субстанция Эмоции. Доказательство из книги Зоар-как сказано: «Шесть дней делал Б-г небо и землю». Но эти слова на иврите поддаются и такой трактовке: Не в шесть, а именно шесть Божественных Эмоций были принижены (с поручением) делать небо и землю.

Поэтому десять животворящих речей начинаются со слова «В начале» («Берейшит»), раскладываемое на два. «Бара шит» — создал шесть субстанций, корень будущей вселенной. Так началось мироздание.

Подробнее на тему создал шесть на примере строчек из псалмов: «мир строится милосердием». Строчки толкуются двумя путями.

1. Чтобы получился мир, требуется безмерное участие Творца. Оно должно сопровождать механизм творения вселенной — высшие дни, ЭМОЦИИ, упомянутые ранее.

2. Сначала нужно вообще ввести само понятие участия. Тогда псалмы нужно читать так: «Если сказал Я, про себя, да будет мир! Тогда прежде всего построится участие».

Подобно этому и в нашем случае. «В начале (берейшит) = создал шесть» постройка высших шести ЭМОЦИЙ с целью сотворить миры Брия, Йецира, Асия и, конечно наш мир тоже.

Однако Тора, это совсем другая история, как говорят книги кабалы: «Тора из Хохмы выходит». Аспект Божественного Разума, радикально абстрагированного от (механизма) творения.

Это отдаление объясняется просто. Потому что, когда некому передать идею, можно сесть себе в стороне и самому поразмыслить над ней. Когда человек глубоко погружён в раздумья, ему не нужен собеседник. Напротив, если «лезут» в мысли, это очень неприятно.

Так же и Наверху. Когда Всевышний «входит в думы», всякие соседи будут абсолютно лишними. Нет места чему-то другому, мирозданию. Нет никого, кроме Б-га одного.

А, вот с эмоциями иначе. Опять же на примере сердобольности и добродетели. Участие предполагает наличие участников. Если последние не находятся, то порыв сделать добро остаётся не воплощённым, что весьма критично для этого порыва.

И как мы находим у праотца Авраама: «И он сидит на входе в шатёр на жаре особенного дня». Творец пожалел праведника после обрезания и навёл страшную жару, дабы все дома сидели и не шастали по пустыням.

Но не тут было. Несмотря на боли после операции, Авраам все равно вышел на улицу, дабы найти какого-нибудь путника и пригласить в гости. Ибо если нет ближнего, утрачивается претворение идеи участия, что было невыносимо для праотца Авраама.

Требуемое понимание сейчас:

Если нет ближнего и, посему, невозможно помочь ему, нет места и влечению делать подобное.

Подобно этому будет понятно, что происходит Наверху. Сказано: «Припомни жалость и участие Твои, ведь они существуют из за мира сего». То есть эти Божественные качества имеют отношение к творению. Так же, как говорилось выше: «Если сказал, да будет мир — построится участие». Для того, чтобы получился мир, сначала нужно сконструировать механизм сердобольности. А если не будет с кем общаться, то есть мира, то и участия никакого не нужно. С кем делиться то?

Сейчас кратко будет изложено, как на высочайшем уровне Божественности, еще до начала всяческих видов сокрытий Творца, такой же порядок вещей.

И это то, чего начинается кабалистическая книга АРИЗАЛа «Эц Хаим» («Древо Жизни»), что образно говоря «обладая добрым сердцем» Создатель «загорелся» сделать добро творениям. То есть еще далеко от конкретных действий по созданию вселенной было принято (как бы эмоциональное) решение сделать такой шаг. Ибо влечение Доброго — оказать услугу — проявление участия, исходящие со ступени «пристрастие давать», участие Творца, именуемое, как пылкость АВАЕ.

Однако и там высоко с ступени Разум ничего не сошло, чтобы сделать мир.

Сейчас будет разбираться некое противоречие, возникающее в связи сказанным в трактате вавилонского талмуда «Хагига»:

Да, сказали наши мудрецы, что десятью и инструментами создан мир, Хохма, Твуна, Даат. Всё это аспекты, связанные с мышлением. Хохма — озарение во время размышления, эврика. Твуна — анализ идеи. Даат — внутренне осознание продуманного. Также сказано в древнем кабалистическом труде Сефер Йецира (книга создания): тремя (однокоренными) сотворён мир — софер, сефер, сипур. Софер — писатель, Хохма. Сефер — книга, Твуна или Бина. Сипур — Даат. И как объясняется Алтер Рэбе в хасидском учении «Ликутей Тора» в труде «И качали воду ликуя», что софер (с буквой «о» внутри) — это Хохма, сефер — это Бина.

Выходит, что не только Эмоции, но и Разум причастен к сотворению мира. А мы проходили, что — нет! В любом случае, то, что сходит в Эмоции это лишь «разжалованный» эмоциональный интеллект. Если можно так сказать.

Это такой этап мышления, когда человек подключает своё «я» и делает вывод рентабельно ему всё это или нет. Хорошо это мне или лучше отложить?

Но есть и благородный ход мысли, без примесей. Когда выгода ещё не вертится под ногами и человек занят постижением только сущности обдумываемого предмета,и личный расчёт ещё не играет роли.

Впредь такой тонкий уровень мысли мы будем называть термином не отклонённый от нормы, а сущностный «Целостный Разум».

И вот этот Божественный Свет, Целостный Разум, не втягивается конструировать творение.

Всё вышесказанное было для того, чтобы понять откуда берётся Тора. А вот Тора таки да из Хохмы выходит! Хохма — это вершина категории Разум. Объективный подход во все своей красе. Поэтому и предшествует миру две тысячи лет, о коих сказано: «Научу тебя уму, научу тебя разуму», что есть аспекты Хохма и Бина, Высший Разум, возвышающийся над миром уже назад две тысячи лет. На еврейском языке слова «тысяча» и «научу» — однокоренные.

Глава 3. Мы наш, мы новый...

Сейчас будет понятны, почему евреям так не сидится напрягаться в учёбе.

Обратился Израиль к Святому Благословен Он: «Владыка вселенной! Хотим мы усердствовать в изучении Торы».

Так как этим самым евреи наводнят Целостным Разумом, что весьма примечательно, ибо абсолютно немыслимо и невероятно. Легче представить себе, как можно бескорыстно любить деньги, чем парадокс сочетания чистого Разума и личной заинтересованности. Как это возможно, что единственно наш мир останется и существовать и содержать в себе Источник, где этот мир имеет знак минус? Разве это не феномен? Старый вопрос быть миру или не быть принимает новую окраску, так как оба этих состояния начинают крепко дружить.

Продолжает мидраш слова еврейского народа: «Но у нас нет свободного времени!»

Сказал им Всевышний: «Соблюдайте заповедь тфиллин и Я засчитаю вам как будто вы усердствуете в изучении Торы денно и нощно». То есть посредством заповеди тфиллин евреи вовлекут Святого Благословен Он тоже «надевать» тфиллин.

Тут Ребе пояснит нам, о каком уровне идет речь. Если обратить внимание на детали, то сказано, что именно Святой Благословен Он будет надевать тфиллин.

Святой — это ступень шести Эмоций, Малый Лик, которые хоть уже ниже аспекта Разума, но ещё отделены (святы) от надвигающегося творения вселенной. Когда светит этот уровень (аспект дающего) Божественности, ангелы провозглашают: «Свят Свят Свят Г-сподь Воинств, полна земля Славы Его». Такое положение вещей образно называется «день». Позитив.

Благословен — это аспект Малхут. Или Нуква — аспект принимающего.

То есть уже конкретный корень мира. На иврите слово «благословение» сходно слову «пригнуть» (ветку). Что символизирует сход Божественного Света на более низкую ступень. Поскольку речь идёт об уже изрядно низком Божественном Свете, ангелы оценивают это, как «ночь» и просят облагородить ситуацию, восклицая: «Благословенна Слава Г-спода с места Его».

Но если понимать в общем, то Святой Благословен Он это Творец, который уже «покинул» уровень непорочного Разума и сошёл на ступень Эмоций.

Сейчас скажем лаконично словами трактата.

То есть Святой Он Благословен это ступень ЗУН (Малый Лик и Нуква, Малхут) мира Ацилут, где Святой — это Малый Лик, а Благословен — Малхут.

И, как известно, эти два аспекта идут в параллель с метафорами «день» и «ночь», упомянутыми выше. И посему, когда ангелы говорили «Свят и т.д» наш учитель Мойше, мир ему, знал, что сейчас день. А когда ангелы говорили «Благословенна Слава и т.д», было понятно, что настала ночь.

На синайской горе иначе было невозможно определить время суток в виду Божественного раскрытия, притупляющего ощущение реальности.

Однако если Святой Благословен Он накладывает Себе тфиллин, начинается разлив мощности Разума в низкую ступень Эмоций. И речь идёт о Целостном Разуме.

Таким образом, на ребёнке до 13 лет нет обязанности накладывать тфиллин. Он еще не называется (полноценным) человеком, обладая лишь «искажённым» мышлением, где субъект преобладает над объектом.

И только в 13 лет и один день наступает совершеннолетие и тогда еврей способен привлечь Святого Благословен Он надевать тфиллин.

Таким образом понятно, что тфиллин Наверху это втягивание Целостного Разума. И это один и тот же аспект вместе с изучением Торы. Поэтому и сказано: Соблюдайте заповедь тфиллин и Я засчитаю вам как будто вы усердствуете в изучении Торы денно и нощно.

Однако обратим внимание! Сказано «как будто», не совсем по настоящему. Ибо по настоящему именно усердие в изучении Торы доводит Свет Творца раскрыться в материальном мире. И несмотря на то, что тфиллин оставляет высокую Божественность (Целостный Разум) лишь наверху, где корень и источник, образующий миры, но не них самих, все равно Всевышний защитывает тфиллин, как усердие в Торе денно и нощно, то есть в нижнем материальном мире.

Общепринятые время и пространство являются определяющими материи. Таким образом, слова «денно и нощно» подчеркивают именно происходящее именно здесь, а не в высших кругах.

В заключении можно сказать. Ребёнку, который становится совершеннолетним, может показаться, что есть способ «отделаться» от изучения Торы обычный накладыванием тфиллин. Но Ребе объясняет, что вовсе нет. Еврей должен пронести Творца и соединить Его с творением так, чтобы оно не пропало без вести в виду своего «корешка» в аспекте Эмоций, где даётся место ближнему. И совершить такое невероятное действие возможно только усердием и глубинным изучением Торы. И это должен осознавать новоиспечённый 13-ий летний еврей.

Перевод в честь бармицвы моего сына Берале, чтобы был хасид, набожный и ученый еврей
Опубликовано: 06.02.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter