«Четыре локтя главы поколения»

06.05.2007 | 5013 | (0)
«Четыре локтя главы поколения»
770

Когда Залман Шазар сразу после того, как он был избран президентом Израиля в 1963 году, собрался посетить Ребе Короля Мошиаха, многие стали убеждать его, что негоже человеку такого высокого ранга лично ехать к Ребе. Вместо этого они предлагали, чтобы Ребе изменил свой обычай принимать гостей у себя в кабинете и навестил бы Шазара в гостинице «Уолдорф».

Шазар не согласился с этим предложением, но после того, как нажим не ослабел, он осмелился спросить об этом Ребе — может ли тот приехать к нему в гостиницу. Ребе ответил, что он спросит Ребе РАЯЦ, и вернувшись сказал: «мы не уезжаем из Любавичей».

Как послушный хасид, Шазар приехал к Ребе, и в начале визита Ребе повел его показать ему синагогу «770». Ребе показал ему различные интересные вещи среди которых был шкаф со свитками Торы. Ребе сказал: «Здесь мой тесть, Ребе РАЯЦ, молился». В конце встречи, Ребе сказал: «Я не смог бы взять это все с собой в гостиницу».

Это очень интересно, но когда мы начнем более внимательно рассматривать эту историю, то возникает несколько вопросов. Что Ребе имел в виду когда сказал, что он не может взять «770» в гостиницу? Принимая во внимание те трудности которые испытывал Шазар перед встречей, если бы Ребе хотел показать ему место где молился Ребе РАЯЦ, то он мог бы просто принести с собой фотографию в гостиницу. Так почему Шазар должен был прийти в «770»?

«770» — это уникальное место в наше время тем, что его избрал своей резиденцией глава поколения. Поэтому существует глубокая сущностная связь между Ребе и «770». И действительно, очень часто в своих выступлениях Ребе упоминает о достоинствах «770». Перечислим некоторые из них:

1. Дом Мошиаха. Это название самое популярное в наше время.

Само название «770» является основным, как это объясняется в беседе 28 Сивана 5751 г. Оно имеет числовое значение как и слово «распространение».

2. «Бейт Хайейну» — Дом нашей жизни — всего еврейского народа в каждом поколении во всем мире (см. беседу «Итро» 5752).

3. «Бейт рабейну ше-бе Бавель» — Дом нашего учителя в Вавилоне — будущее место появления третьего Храма.

4. Кроме этого, есть еще одно менее распространенное выражение «четыре локтя главы поколения». Об этом мы поговорим подробнее.

Начиная с ранних годов своего правления, Ребе постоянно говорил об особенности центральной любавичской синагоги в Любавичах. Все, что происходит там и влияет на мир, получает свою силу от «четырех локтей главы поколения» — места, где Ребе РАЯЦ провел последние 10 лет своей жизни в этом мире.

Возникает вопрос: почему это место называется «четыре локтя», а не просто «место главы поколения»? Для этого нужно понять, что означает этот термин по отношению к Ребе РАЯЦ также и после 1950 года.

Ребе объяснил, что этот термин более возвышенный, чем место самого человека. Как сказано в Талмуде, что «четыре локтя позволяют человеку приобрести для него в любом случае». Это значит, что если какой-то предмет найден на расстоянии 4 локтей от человека, то это принадлежит ему, даже если он не подозревает о наличии этого предмета.

Почему наши мудрецы так подчеркивали такую возможность приобретения, когда это возможно и в бессознательном состоянии? Ребе объясняет в беседе о сущности хасидизма, что на расстоянии четырех локтей от человека проявляется высший уровень его души («йехида», сущность души). Такое раскрытие не может произойти в теле человека. Не только внутренние силы человека не могут служить сосудами для этого уровня души, но также и облекающие силы. Это находит отражение только на расстоянии. Так как «йехида» превосходит интеллект, человек может приобрести предмет на этом расстоянии, даже не зная о нем.

Это проявляет важность материальности. Даже посредством наиболее глубоких внутренних сил — 4 уровней души — человек не может раскрыть и привлечь вниз сущность души — ее пятый уровень. Но когда дело доходит до приобретения физического объекта — разумеется с высшей целью — это раскрывает этот уровень.

Нечто подобное мы видим в законах субботы, когда человеку запрещено выходить из «границ субботы». Но при определенных обстоятельствах разрешено двигаться в пределах 4 локтей где особенно в субботу проявляется 5-й уровень души (см. «Ликутей Сихот» том 15, стр. 228).

Отсюда понятно, что «четыре локтя» это не низкий уровень вне человека, а высочайший уровень — сущность его души. То есть, выражение «четыре локтя главы поколения» подразумевает, что «770» в буквальном смысле это сущность Ребе.

Этот ход мыслей можно понять на основе истории в книге «Зоар» о том, как рабби Шимона бар Йохая регулярно навещал пророк Элияу. В один день он не пришел в назначенное время. Позже он объяснил, что он должен был спасти рабби Амнуна Саба, и поэтому не смог прийти.

Каждый ребенок, который знает об обычае Элияу присутствовать на церемонии обрезания, будет удивлен. Как может Элияу одновременно присутствовать на десятках и сотнях обрезаниях, но он не смог прийти к двум праведникам одновременно?

В хасидизме объясняется, что Элияу приходил к рабби Шимону и рабби Амнуне душа в теле из уважения к ним. Облекаясь в тело, которое вмещает его сущность, он не может быть в двух местах одновременно. А когда он присутствует на церемонии обрезания, то это лишь частицы его души, и поэтому он может присутствовать в нескольких местах одновременно.

Получается, что «четыре локтя главы поколения», это место, где находится сущность Ребе.

Теперь можно понять слова Ребе к Шазару. Раскрытие сущности души Ребе происходит в «770». И это невозможно ни в каком другом месте и понятно, что фотография не может заменить это.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):