СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:59

Для чего был раскрыт хасидизм ХАБАД?

Из многих объяснений, почему «внутренняя Тора» — хасидизм, был раскрыт именно в наших, последних и самых низких поколениях — есть два основных ответа.

3128 (0) мин.

До того, как мы начнем говорить о самом хасидизме ХАБАДа, отметим, что по разным причинам к хасидизму обратились многие, так называемые «исследователи науки» и разного рода эксперты… Большинство из них не были одарены возможностью понять глубину и суть вещей, и им казалось, что достаточно беглым взглядом пройти несколько тем о хасидизме и из этого сделать свои «заключения», а вся связь между ними и истиной — это просто случайность. К большому сожалению, проникают эти «эксперты» со своими заключениями к массовой публике, у которой нет подлинного знания о хасидизме, и они впитывают в свое сознание ошибочное впечатление.

Многие, например, считают, что хасидизм — это что-то наподобие легкого и приятного: хасиды поют, они веселые, говорят «лехаим»... Другие полагают, что хасиды даже немножко изучают Tору, например, если говорить в обществе о всех остальных течениях хасидизма (не ХАБАД), то, говорят они, что у них есть книги, в которых есть красивые фразы и комментарии к Торе от их лидеров.

И тут следует неизбежное заключение: надо стараться принадлежать обязательно к первой категории, к образованному населению. Но уж если у него нет тех способностей, пусть будет, как говорится, «постфактум» хасидом.

Конечно, здравомыслящий человек обнаружит абсурдность такого рода рассуждений во всём этом, но, к большому сожалению, у многих в сердцах закрадывается такое впечатление. В особенности, в религиозном мире. Говоря откровенно, это полностью противоречит хасидизму и цельности его раскрытия.

Раскрытие внутренней Торы

Когда мы говорим о Торе хасидизма, надо помнить, в первую очередь, что речь идет о раскрытии учения Баaл-Шем-Тoва и его святых учеников, которые не изобрели личные «патенты» для поднятия духа народа. Это было «раскрытием» части самой Торы, так же, как, например, раскрытие Геморы после появления Мишны. Эта идея очень подробно объяснена в беседах и письмах Любавичского Ребе שליט"א. Ребе объясняет, что в каждой теме в Торе есть конкретная дата, когда она должна быть раскрыта в нашем мире — для того, чтобы это раскрытие явилось указом народу (слово «Тора» на иврите также «ораа» — дословно «указание») в определенный период времени. И поэтому Гемора была раскрыта в свое время, для той же цели было раскрыто учение Баaл-Шем-Тoва в его поколении, но не в другое время.

После многих лет расширения и распространения Торы во всех ее частях — Пшат, Ремез, Друш, Сод, пришло время раскрытия хасидизма, внутренней части самой Торы. Выражение «внутренняя часть Торы» не дается какому либо конкретному сущностному определению, и это не из-за того, что это коротко выражено, ибо само выражение не подставить к определению. Более конкретно можно говорить о вещах, вытекающих из самого выражения и его влияния, но не о самих вещах.

Внутренность Торы приравнивается к жизни и жизненной силе. Человек обладает разными видами сил: сила действия, сила речи, сила мысли, чувства, желания и т.д. Каждую из них возможно поставить, не изменяя, к конкретному определению и даже приблизиться в какой-то степени, к пониманию сущности той или иной силы. В отличие от этих сил, у человека есть дополнительная сила, которая не принадлежит к чувствам, это — сила жизни, та самая сила, которая дает нам возможность жить и действовать. У нас нет возможности обсуждать силу жизни потому, что мы не в состоянии прочувствовать эту силу как конкретную определенность. Но ясно, что она существует и она же является источником и базой всех наших действий.

Силу жизни невозможно обсудить и почувствовать так как это то, что является неограниченностью, и именно по этой причине у нее есть возможность оживлять все тела со всеми остальными определенными силами. Если бы эта сила (жизни) была ограничена каким - либо определением, она была бы не в состоянии оживить множество различных и противоречивых сил, находящихся внутри человека.

Но поскольку эта сила неограниченная, бесконечная и неопределенная — именно поэтому, она может задействовать их всех. Это не означает что у силы жизни нет своего выражения. Наоборот: она выражается любым образом — в мозгах, в чувствах, желаниях, речи, в действиях и т.д. Это «нешама» — душа каждого признака жизни. Как бы то ни было, мы говорим о силе жизни, как она выражает себя, в теле человека, через ее действия и т.д, но это не она сама. Потому что она сама, это сущность, которая неограничена и принадлежит к определению.

Таким же образом устроена Тора хасидизма — она внутренняя часть всей Торы, также делится на Пшат, Ремез, Друш и Сод. У Торы есть много законов, относящихся к ее изучению разными путями. Но все это только формы выражения, то есть,то как Тора выражает и раскрывает себя.

Но что же тогда «сама» Тора?

Много сказано о достоинствах самой Торы. Но если, допустим , какой-либо закон из Торы был бы переписан в книгу законов Америки — то тогда не чувствовалась бы в этом законе святость Торы. Это был бы, простой и приземленный человеческий разум и, разумеется, в нем не было бы того самого «Руах Хаим» (духа жизни), которая есть в Торе. Казалось бы, ведь это тот же самый закон!? Увы, он не всеохватывающий, что присуще «Внутренности Торы», конкретнее говоря — духу самого закона.

Это определение значения хасидизма — раскрытие внутренней Торы. Конечно, «внутренность» Торы существует во всех ее аспектах , так как это дух жизни самой Торы; но дух этот может быть скрыт, вплоть до того, что может возникнуть такая ситуация, как сказано (в трактате «Баба мециа» 85:2): «Ибо не благословил Тору в начале». Может быть такая ситуация, что человек изучает Тору, делая это с любовью, но в то же самое время, не чувствует тягу к её внутреннему смыслу. Он может охватить её наружную часть («тело» Торы) и забыть о её внутренней части («нешама» — душа Торы), то есть изучать Тору и забыть, не дай Б-г, о том, кто её дал. В отличие от этого, изучая хасидизм, человек проникается ощущением божественности в открытой форме. В любой теме хасидизма человек ощущает эту божественность, и не может он разделить изучение от божественности, так как эти два понятия взаимосвязаны. Но совсем не исключено, что, так как у человека есть злое начало, то может он «по-своему» решить как изучать хасидизм, в противоположность требованиям изучения.

(Между прочим: у хасидов ХАБАДа, выходцев из России, известна история об одном еврейском профессоре, далёком от еврейства, который решил изучать — только для научного исследования — Тору хасидизма ХАБАДа. Прошло немного времени, и он «превратился» в еврея, соблюдающего Тору и заповеди, преданным хасидом. И как он это сам объяснил, невозможно изучать хасидизм и не стать хасидом…)

Из-за того, что Тора хасидизма является внутренностью Торы, само собой разумеется, что при её раскрытии вся Тора была благословлена во всех её аспектах. Объяснения Торы через хасидизм существуют на всех её уровнях во всех ее частях — Пшат, Ремез, Друш, Сод. Даже отношения к еврею, к Б-гу и к этому было воспринято на высшем и новом уровне. И это именно и есть «сущность», когда она раскрывается, то при этом — расширяется и углубляется.

Из всего вышесказанного ясно, что раскрытия внутренней Торы не предназначены какому-то определённому кругу людей или ученикам праведников. Это достояние всего еврейского народа. Точно так же, как Б-г не раскрыл Гемору определённому обществу еврейского народа, и не ограничил изучение хасидизма только «хасидами». Поэтому обязан каждый еврей изучать её, углубляться в неё. И, если он этого не делает, прикрываясь различными «оправданиями» — он похож на того еврея, который избегает изучать Гемору под тем предлогом, что до её раскрытия люди удовлетворялись изучением только Мишны.

Но почему именно сейчас?

Из многих объяснений, почему «внутренняя Тора» — хасидизм, был раскрыт именно в наших, последних и самых низких поколениях — есть два основных ответа:

1) В связи с тем, что духовность еврея со временем опускается из-за возрастания тьмы Галута — необходимы особые, великие силы и мощный свет (духовный), чтобы осилить и победить Галут. Это явилось причиной раскрытия внутренней Торы, которой дано было пробудить у еврея душевные силы, глубоко запрятанные и иногда почти забытые. Именно так, и только так, можно победить тьму.

2) Из-за того, что последние поколения являются также и последними поколениями изгнания, необходимо что-то подобное подготовке (поколений) к Геуле. И так, как при Геуле Мошиах раскрывает внутреннюю Тору, как об этом пишет Маймонид: «И будет наполнена земля познанием Творца также, как воды покрывают море» — и это вторая причина раскрытия хасидизма в последних поколениях.

Рассмотрим более детально эти две причины. Согласно первой причине минуло сегодня 200 лет с того времени, как была раскрыта Тора хасидизма. Эти годы миновали и уже позади нас, соответственно легче видеть ценности Торы хасидизма. Мы не будем говорить о необыкновенном стимуле, который дал хасидизм еврейскому народу в те времена, когда она была раскрыта. Евреи жили и вели себя по идеям хасидизма, они поднялись на великие высоты в службе Творца и познания Торы. Мы так же не будем заострять внимание и на пробуждении духа жизни, внесённом хасидизмом в Тору и в службу Творцу, во время ее раскрытия. Но мы заострим внимание на том, каким образом помогла Тора хасидизма в исполнении заповедей в простом смысле, на примере накладывания тфиллин и соблюдения субботы.

Любой еврей, «знакомый» с историей нашего народа за последние 200 лет, заметил, что в один и тот же самый период времени появилось два противоположных течения: движение хасидизма и движение «Аскала» (изучение светских наук и выход в светский мир, оставляя позади себя, как понятно, еврейский религиозный образ жизни).

Эта картина возвращается и в будущих поколениях. Те, кто считал, что должна быть «реформа», нужно «продвигаться» и ассимилироваться среди народами мира — смогли захватить, к сожалению, многих религиозных людей. В основном тех, которые не были приближёнными к движению хасидизма. Но среди хасидов, в особенности хасидов ХАБАДа, эти теории не существовали. Таким образом, движение «Ционут» охватило многих из миснагидских йешив, главы которых были почти беспомощны против этой эпидемии. Хасиды ХАБАДа и все, кто к ним был приближён, оказались «иммунизированы».

Это был невероятно тяжёлый период времени для евреев, преданных Торе и её законам, оказавшихся в меньшинстве. Сердца многих до сих пор обливается кровью за своих детей, братьев, родственников, за их потерянные души. Многие семьи «обеднели» и облик еврейского народа был почти уничтожен.

Намного тяжелее трагедия еврейства России. Еврейство страшно пострадало при коммунистическом режиме. Но со всей болью и сожалением, нужно знать факты, для того, чтобы учиться на них.

На тот период в советской России не изменилась ситуация. Йешивы были уничтожены, синагоги опустели, и вся насыщенная еврейская жизнь угасла. От неё почти и не осталось следа. Работники НКВД и Евсекция уничтожали любой еврейский признак жизни, и многих евреев, пытавшихся сопротивляться— ссылали в изгнание.

Коммунисты победили всех — кроме Ребе РАЯЦА и хасидов ХАБАД. Они же стояли как каменная стена во имя еврейства. Коммунисты закрывали йешивы — хасиды немедленно открывали новые; те закрывали микву — открывались новые; Коммунисты ссылали раввина в Сибирь — немедленно приезжал новый хасид на его место по указанию Ребе.

В то время, когда раввины и главы йешив спасали себя и убегали поскорее из России — там остались работать Любавичские хасиды. Религиозные евреи тряслись от страха перед правительством и посылали своих детей в государственные школы, но дети хасидов ХАБАДа жили в подвалах и изучали там Тору.

После многих лет, когда был открыт железный занавес, многие евреи стали выезжать из России, Любавичские же хасиды выехали оттуда религиозными и полностью преданными Б-гу. Люди, которые видели их, недавно приехавших оттуда, не могли поверить своим глазам — они выглядели как будто недавно вышли из синагоги самого Ребе.

Это было испытанием всего еврейства, и к большому сожалению только хасиды ХАБАДа выстояли его. Мы, не дай Б-г, не предъявляем свои претензии другим евреям. Это были тяжелейшие испытания, да сохранит нас Г-сподь от них. Но факты неоспоримы — хасиды ХАБАДА единственные, кто не сломились.

И здесь нужно задать вопрос? А почему только они? Почему многие и хорошие пали, а хасиды Любавич выстояли.

Откуда черпали они свои силы выстоять страшное сопротивление ? Ответ простой: хасидизм во главе с Ребе, был раскрыт в период тьмы, а хасиды сумели победить эту тьму. Евреи, пропитанные хасидизмом (в особенности, ХАБАДа), набрались сил против великой тьмы, и осилили ее. Это сила хасидизма ХАБАД и Ребе.

А теперь давайте представим себе на одну минутку, что было бы, если не встало это ничтожное сопротивление хасидизму ХАБАДа, старавшееся всеми силами остановить в самом его начале. То тогда же бы хасидизм ХАБАД наполнил свою цельность, распространился во всех еврейских общинах и домах евреев, движение «Аскала» осталось бы только у народов мира, и еврейская жизнь выглядела совсем по-другому сегодня.

Мы не хотим сыпать соль на рану. Это все было упомянуто только для того, чтобы доказать, насколько точно то объяснение, что хасидизм был раскрыт именно в наше поколение, когда, с одной стороны, усиливается сила тьмы, для того, чтобы мы могли победить её. Несомненно, хасидизм ХАБАД укреплял евреев во всех поколениях, и насколько значительно уменьшено было сопротивление тьмы. А также мы понимаем, как могло бы выглядеть наше поколение, если бы не был вообще, не дай Б-г, раскрыт хасидизм.

Попробовать от «будущего»

Но все это только объяснение на первую часть ответа. Мы еще не коснулись второй части — что хасидизм ХАБАД является именно самоподготовкой к приходу Мошиаха. Тора хасидизма была раскрыта не только для того, чтобы воевать со тьмою; она появилась для того, чтобы приобщить евреев к тем раскрытиям, которые произойдут во время Мошиаха.

Сказано, что при приходе Мошиаха будут раскрыты все тайны Торы, и сам Мошиах будет учить весь народ им. Всевышний раскроется евреям без всяких преград; Сущность Творца («Ацмут Ор Эйн Соф Барух Гу») будет святить в мире. И поскольку та Тора будет пищей самого Шабата (так как при приходе Мошиаха считается, что мир входит в режим Шабата), то по закону же требуется попробовать до наступления Шабата от пищи, приготовленной на сам Шабат. И поэтому раскрыл нам Б-г Тору хасидизма, внутреннюю Тору, чтобы с помощью изучения этой Торы мы были готовы к полному приходу и раскрытию праведного Мошиаха.

Это объяснение также описывается следующим примером: Тора хасидизма приравнивается к дорогим камням и драгоценностям. Но в простые будние дни нет нужды их использовать, и поэтому не был раскрыт хасидизм в предыдущих поколениях. Но, коль скоро мы уже готовы зайти в замок Короля, в комнату, где он и только он сам находится — («Йисроеэл В`малка Б`Леходоии» — «Б-г и евреи как один»), тогда НУЖНО украситься драгоценными камнями. И поэтому именно сейчас, накануне прихода Мошиаха, нужно каждому еврею изучать внутренность Торы.

Подробнее см. брошюру «Идеи хасидизма» Ребе Короля Мошиаха, «Ликутей Сихот» том 20, стр. 171; том 14, дополнения к 19 Кислева.

Опубликовано: 24.10.2012 Комментарии: 0
Темы: Хасидизм
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter