СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 01:05

Трубы в Храме

Во время службы в Иерусалимском Храме во дворе играл оркестр. Там были ударные инструменты – медные кимвалы (тарелки), а также струнные инструменты – невелы и киноры, на которых музыканты аккомпанировали певчим. Кроме того, в храмовый оркестр входили два различных духовых инструмента: халил и хацоцра.

21.06.2004 6112 мин.

Во время службы в Иерусалимском Храме во дворе играл оркестр. Там были ударные инструменты – медные кимвалы (тарелки), а также струнные инструменты – невелы и киноры, на которых музыканты аккомпанировали певчим. Кроме того, в храмовый оркестр входили два различных духовых инструмента: халил и хацоцра.

Обычно «халил» переводится как «флейта». Некоторые комментаторы относят древний халил к семейству кларнетов, а Септуагинта и Аульгата понимают под этим инструментом предка современного гобоя. По-видимому, халил обладал довольно сильным звуком, потому что, как утверждает Мишна («Тамид», гл. 3,8), звучание халилов, как и пение храмового хора, было слышно до самого Йерихона. В оркестре имелось от двух до двенадцати халилов, но играли на них лишь 12 дней в году: в канун праздника Песах и в первый день праздника; через месяц, в день так называемого второго Песах; в первый день праздника Шавуот и в каждый из восьми дней праздника Суккот. Причем в эти дни играли в Храме на халиле, даже если они выпадали в субботу.

Халилы, употреблявшиеся в храмовом оркестре, изготовлялись из тростника. Так что отнесение их к группе так называемых деревянных духовых инструментов оправдано со всех точек зрения. Но вот второй духовой инструмент, звучавший во дворе Храма, труба хацоцра, по современной терминологии, относится к медным инструментам, несмотря на то, что изготовляли этот инструмент не из меди, а из серебра. Об этом читаем мы в недельной главе Торы «Беаалотха»: «И говорил Б-г Моше так: сделай себе две серебряные трубы, чеканными сделай их, и будут они тебе для созыва общины и для подъема станов». Далее говорится, что трубачами должны быть «сыны Аарона, священники», и подробно указывается, когда и как следует трубить. Если в израильском стане, кочевавшем по пустыне, раздавались протяжные звуки двух труб одновременно, то это означало всенародный сбор; если трубила только одна труба – значит, созывались одни лишь старейшины. Прерывистые трубные звуки звали в путь. По первому такому сигналу снимались колена, располагавшиеся в восточной части израильского стана, т. е. колена Йеуды, Иссахара и Звулуна; по второму сигналу снимались три колена, находившиеся в южной части, и т. д.

О трубных звуках, раздававшихся в Храме, Тора говорит следующее: «И в дни веселия вашего, и в праздники ваши, и в первые дни месяцев трубите в трубы при всесожжениях и при мирных жертвах; и будет это напоминанием о вас пред Б-гом вашим». Но в книге «Хинух», в статье, посвященной заповеди о трубных звуках, утверждается со ссылкой на Талмуд, что в Храме трубили ежедневно, а не только в праздники и новолуния, но в будни трубачами могли быть не только священники-коэны, но и левиты. Р. Авраам Порталеоне в своей книге «Шилтей а-гиборим» пишет, что, хотя трубы играли во дворе Храма ежедневно, они не участвовали в аккомпанементе хору левитов подобно струнной группе храмового оркестра, потому что их мощное звучание полностью заглушило бы голоса певцов. Трубачи играли в перерывах между псалмами.

Как было упомянуто выше, трубы, на которых коэны играли во дворе Храма, изготовлялись из серебра. В ТАНАХе трубы упоминаются 29 раз, пожалуй, более других музыкальных инструментов. Трубные звуки раздавались у евреев всегда, когда требовалось подчеркнуть серьезность момента, будь это мир или война, согласно предписанию Торы: «И когда пойдете на войну... против врага, угнетающего вас, – трубите... И в день веселия вашего и в праздники ваши... трубите в трубы». В предпоследней главе книги «Бамидбар» военачальник Пинхас отправляется во главе израильского войска на бой с коварным недругом, мидианитянами, «И трубы в руке его». И 5 веков спустя в мрачное время вражды между двумя братскими государствами Иудеей и Израилем, когда царю иудейскому Авие пришлось отбивать беспощадные атаки вероотступника Йоравама, он, как повествует библейская книга Хроник («Диврей а-ямим» II, 13:12), обратился к воинам Йоравама со словами: «Вот, во главе нас Б-г, и священнослужители Его, и трубы... не воюйте с Б-гом отцов ваших, ибо не будет вам удачи».

И когда Давид переносил в Иерусалим священный ларь со Скрижалями Завета «священники трубили в трубы перед Божьим ковчегом...» («Хроники» I, 15:24). И когда Соломон, исполнив мечту своего отца, построил Храм на горе Мориа в Иерусалиме, 120 священников трубили в трубы, «славя Б-га, ибо благ Он, ибо навеки – добродетель Его» (II, 5:12). И в дни царя иудейского Асы «евреи поклялись Б-гу громким голосом с трубными звуками» (II, 15:14). И при праведном царе Йошафате иудеи «приходили в Иерусалим с невелами, и с кинорами, и с трубами» (II, 20:28). И когда правил один из последних царей эпохи Первого Храма Хизкия, «стояли левиты с инструментами Давидовыми и священники – с трубами; и сказал Хизкия: вознесите всесожжение на жертвенник; и, когда началось жертвоприношение, началось пение... и весь народ кланяется, и песня поется, и трубы трубят».

Был разрушен Первый Храм, построенный Соломоном. Прошли 70 лет вавилонского плена. Возвратившиеся иудеи принялись строить Второй Иерусалимский Храм, и опять заиграли священники в трубы на Храмовой горе, как рассказывается в книгах Эзры и Нехемии.

С разрушением Второго Храма на века стали невыполнимыми многие заповеди Торы, в том числе и заповедь из главы «Беаалотха», предписывающая священнослужителям играть в определенные моменты на серебряных трубах. Однако трубные звуки не перестали раздаваться в Иудее. Хотя теперь это в основном были уже не серебряные трубы, а рога-шофары, как те, что звучат в синагогах в день Рош а-Шана.

В талмудическую эпоху трубными звуками еврейский суд объявлял о новом постановлении и о начале нового месяца. Шофар оглашал отлучение от общины недостойного ее члена и созывал горожан на похороны земляка. Накануне субботы трубили шесть раз. После первого звучания шофара прекращали работу находившиеся в поле земледельцы. Те, кто был ближе к городу, не спешили тотчас же домой: они ждали тех, чьи поля были отдалены от города, чтобы войти в город всем вместе. Второй трубный сигнал давался для городских торговцев, которые, услышав его, запирали магазины и закрывали ставнями лотки. Третий сигнал был адресован домохозяйкам: он давал знать, что пора убрать с печей кастрюли и чайники и зажечь субботние свечи. Следовавшие затем один за другим три трубных звука – два протяжных и один прерывистый – провозглашали, что в городе воцарилась святая суббота. И в наше время во многих израильских городах накануне субботы раздаются специальные сигналы. Иногда для этого используются сирены противовоздушной тревоги.

Приведенные примеры имеют мало общего с заповедью о трубных звуках из главы «Беаалотха», но в Кодексе РАМБАМа и в «Шулхан Арухе» упоминается о случае, имеющем самую непосредственную связь с этой заповедью. В разделе, посвященном постам, РАМБАМ пишет:

«Заповедь Торы – взывать к Б-гу и трубить в трубы при всяком несчастье, ибо сказано: «Против всякого врага, угнетающего вас – трубите в трубы». Это значит: при всем, что угнетает вас, как засуха, эпидемия, саранча и т. п., взывайте к Б-гу и трубите. И это один из путей раскаяния, ибо, если люди будут взывать к Всевышнему по поводу нашедшей на них беды и трубить в трубы – все узнают, что из-за их недобрых поступков сделалось им недоброе... и это поможет им устранить несчастье. Но если они взывают и не трубят, но говорят: обычное это явление, случайность... такое отношение способствует погрязанию их в дурных поступках и приходу новых бед...»

Испокон веков трубы были популярны не только у евреев. Еще в древнем Египте, задолго до появления на свет самостоятельной еврейской нации, трубили трубачи. Серебряная труба была обнаружена в гробнице Тутанхамона. В греческой армии сигналы подавались прямыми трубами – салпинксами. Позже римляне использовали для той цели прямые трубы и литуусы с поднятым кверху раструбом. В средние века крестоносцы привезли в Европу трубы с Востока вместе с музыкальной культурой вообще. В начале 15-го века император Сигизмунд разрешил городу Аугсбургу содержать платных трубачей. С этого началась «карьера» трубы в Европе. В Германии, например, трубачи почитались много более всех остальных музыкантов.

В средневековых музыкальных пьесах трубы ассоциировались с монархом, тогда как тромбоны означали иных знатных, но не столь важных персон, а флейты и прочие деревянные инструменты сопровождали пасторальные сцены. Эта символика перешла затем в кантаты, оперы и программную музыку.

У евреев, как можно заключить из всего сказанного выше, трубные звуки означают прежде всего власть самого верховного Властителя. И уже этим, не вдаваясь в сложную кабалистическую интерпретацию смысла труб и трубных звуков, можно объяснить парадокс, о котором говорит в Мидраше мудрец р. Иашия. В книге Псалмов написано о евреях: «Блажен народ сей, понимающий в трубных звуках». «А разве другие народы мира не умеют трубить? – спрашивает мудрец. – Сколько рогов есть у них... сколько труб есть у них?.. Но евреи умеют влиять звучанием труб на Создателя... Он исполняется жалостью к ним и сменяет ради них суд на милость».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter