СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 20:49

Десять колен

Но медленная ассимиляция десяти колен создала легенду о десяти коленах, которые якобы благоденствуют в стране, окруженной со всех сторон горами...

3549 (2) мин.

В царствование Рехавама, сына и наследника Шломо, взбунтовались десять колен Израиля, создали отдельное государство и поставили над собою Йаровама бен Невата. Верными дому Давида остались только два колена: Йеуда и Биньямин. В 720 г. до н. э., за сто тридцать пять лет до изгнания жителей Иудеи (585 г. до н. э.), пало царство десяти колен (Израильское царство), и цари Ассирии изгнали их в разные области Двуречья и Мидии.

Когда позднее присоединились к изгнанникам десяти колен изгнанники из Иудеи, большая часть первых слилась с ними и растворилась в них. Но медленная ассимиляция десяти колен создала легенду о десяти коленах, которые якобы благоденствуют в стране, окруженной со всех сторон горами, живут свободно под властью своих королей и дожидаются прихода Мошиаха.

В Иерусалимском Талмуде (Санедрин) сказано: «В три изгнания увели их (десять колен): одно по ту сторону реки Самбатьон, второе — в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний». Иначе думал рабби Акива, который сказал (там же): «У десяти колен нет удела в будущем мире, и они не вернутся... Так же, как день уходит без возврата, так и они ушли без возврата».

Со временем такие понятия, как «десять колен», «Бней Моше», «Самбатьон», «За горами тьмы», приобрели особый смысл. Вокруг них слагались легенды. Из этих легенд черпали гонимые евреи надежду, силы и утешение.

В конце IX века появился путешественник, называвший себя Элдад a-Дани, который произвел большое впечатление на слушателей рассказами о евреях, живущих в далеких странах. По его утверждению, в центре Африки живут четыре из десяти колен Израиля, чьи следы затерялись со времен Ассирийского изгнания: Дан, Нафтали, Гад и Ашер: «И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них король, и воюют они с правителем Куш (Абиссинии); есть у них Библия, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке (иврите), и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой алахе: „Так учили мы из уст Йеошуа, из уст Моисея, из уст Г-спода“; и нет у них другого языка, кроме иврита».

Элдад a-Дани, по его утверждению, видел и остальные шесть колен в своих странствованиях по Персии, Мидии, Армении, Стране хазар и Аравии. Реувен, Эфраим и половина колена Менаше живут набегами, а Иссахар, Звулун, Шимон и, другая половина колена Менаше занимаются земледелием.

Много лет странствовал Элдад а-Дани из страны в страну и повсюду поражал слушателей своими рассказами, в особенности о чудесной реке Самбатьон и о «Бней Моше», живущих за рекой. О цели его странствий ничего достоверно не известно. Однажды он сказал, что Г-сподь послал его ко всем евреям диаспоры, рассеянным по странам мира, чтобы поведать им эти утешительные вести. Это намерение посеять веру в то, что десять колен сохранились, и возбудить мессианские надежды в диаспоре и было, очевидно, побудительным мотивом его рассказов. И действительно, везде, где он был, слушали эти рассказы с воодушевлением, записывали их, переписывали и распространяли в народе...

Опубликовано: 02.11.2006 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter