СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-18 19:40

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

11 компонентов воскурения («кторет»)

Наши мудрецы рассказывают нам в Талмуде, что Моше-рабейну было указано на горе Синай применять одиннадцать различных душистых веществ в определенных пропорциях...

Рав Ашер Гершовиц Перевод:Шолем Лугов 04.08.2019 2742 мин.

Наши мудрецы рассказывают нам в Талмуде, что Моше-рабейну было указано на горе Синай применять одиннадцать различных душистых веществ в определенных пропорциях и смешать их вместе, получив, таким образом, состав воскурения — «кторет». (В Торе явно упомянуто только несколько основных компонентов этого состава с намеком на общее их число — одиннадцать, как объясняют наши мудрецы). По мнению РАМБАМа, в Торе толкуются четыре вида снадобий: бальзам, гвоздика, гальбан и ладан. Каждого было по семьдесят манэ. Ежегодно готовили 368 манэ (мера веса, равная 2,28 кг) воскурений, большая часть которых (280 манэ) состояла из четырех вышеперечисленных компонентов (4 * 70 = 280).

Вот их список: 1) бальзам («цри»), 2) гвоздика («ципорен»), 3) гальбан («хельбона»), 4) ладан («левона»), 5) мирра («мор»), 6) кассия («кция»), 7) стебель нарда («нерд»), 8) шафран («карком»), 9) костус («кошт»), 10) корица («килуфа»), 11) кинамон.

Если вы ведёте себя по обычаю Ребе Короля Мошиаха, пересчитывая по пальцам во время утренней молитвы 11 компонентов воскурения («кторет»), вы наверняка обратили внимание на то, что после окончания подсчета список ещё не закончился: «...щелок карсина, кипрское вино (или другое крепкое вино), седомская соль и немного специальной травы, способствующей подъему дыма вверх столбом». Они также имеют отношение к благовониям воскурения, хотя и не входят в их число.

РАМБАМ объясняет, что 11 компонентов воскурения были даны Моше на горе Синай и их вес должен быть определен точно, а других ингредиентов может быть «немного».

1. Бальзам («цри»)

После перечисления 11 компонентов воскурения, мы упоминаем слова рабби Шимона бен Гамлиэля: «Бальзам — это смола, которую выделяют бальзамные деревья. По простому смыслу, р. Шимон объясняет, что бальзам это смола; там полагают РАШИ (камедь, которая каплями стекает с бальзамовых деревьев) и РАМБАН. Но РАМБАМ полагает, что по мнению р. Шимона речь идёт о самом бальзамном дереве, а не о смоле.

Что же касается этого дерева, то есть несколько мнений. РАШИ (в трактате «Шабат») считает, что речь идёт о дикой сливе. РАМБАМ и РАМБАН полагают, что это дерево, которое называется афарсемон (учтите, что это не хурма).

2. Гвоздика (ципорен)

Если на исходе субботы во время произнесения благословения над ароматными веществами вы используете высушенные бутоны специи, которую называют «ципорен», то следует знать, что это не настоящая гвоздика, которую использовать для воскурения. РАМБАН вообще считает, что это ее добывают из моря. РАШИ полагает, что это корень благовонного растения, гладкий и блестящий, как ноготь, а на языке Мишны он так и называется «ципорен», ноготь. По мнению РАМБАМа, это то, что люди кладут в благовоние «мугмар».

3. Гальбан («хельбона»)

По всем мнениям это растение обладает плохим запахом. Мудрецы сравнивают с ним злодеев. Что же оно представляет собой? РАШИ считает, что это пряность из многолетних трав с желтоватыми цветами с резким запахом. РАМБАМ пишет, что это смола деревьев из греческих городов, подобная чёрному мёду с тяжёлым запахом.

4. Ладан («левона»)

БАХ пишет, что речь идёт об ароматической древесной смоле белого цвета. Сфорно объясняет, что в отличие от остальных компонентов, это вещество не требует дополнительной обработки.

5. Мирра («мор»)

Этот компонент вызывает большие споры. Первые законодатели считали, что это мускус — масло животного происхождения. По мнению РАМБАМа, его получают из крови определенного вида животного, обитающего в Индии, и люди пользуются этим благовонием повсеместно («это свёрнутая кровь индийского животного, которое везде известно всем как благовоние для людей»). Ибн Эзра считает, что он образуется в особой полости на шее оленя. Автор «Баал а-Турим» приводит мнение, что это пот животного (по версии «Дриша» — любого животного).

Многие другие комментаторы (напр. РААВАД) убеждены, что мирра растительного происхождения, как сказано в «Песне песней» (5:1): «Пришел я в сад мой... набрал я мирры с бальзамом моим». Следовательно, это либо трава, либо дерево. РАМБАН же приходит к выводу, что это ароматическая смола, горькая на вкус.

Алтер Ребе в «Ликутей Тора» (гл. «Насо») пишет, что мирра это благовония из свернувшейся крови нечистого животного и при этом происходит превращение отрицательного в положительное.

6. Кассия («кция»)

По мнению РАШИ (и других комментаторов), это «кейда» — название корня (определенного) травянистого растения. РАМБАМ считает, что мы не знаем этого вида, но добавляет, что «кейда» это «кошт» (как девятый компонент).

7. Стебель нарда («нерд»)

По всем мнениям речь идёт о растении — благовонном тростнике. РАМБАМ пишет, что «это тонкий подобно сену красный тростник, поступающий из островов Индии, чей запах хорош, и он состоит из разных видов благовоний, которые лекари кладут в смолу».

8. Шафран («карком»)

По всем мнениям это известный нам шафран, получаемый из высушенных рылец цветков шафрана посевного.

9. Костус («кошт»)

РАМБАМ пишет, что «кейда» это «кошт» — колючий кустарник с большими желтыми цветами. РАШИ считает, что это многолетнее тропическое травянистое растение с прямым толстым корневищем.

10. Корица («килуфа»)

РАШИ в комментарии на Талмуд не объясняет, что представляет собой этот компонент, а только пишет, что это благовония. БАХ считает, что он производится из коры пряного дерева. «Дриша» добавляет, что он похож на кинамон.

11. Кинамон

Есть несколько мнений: высушенная кора дерева, которая используется в качестве пряности; неизвестный в наше время вид; обычный кинамон, похожий на солому.

По мнению РАШИ, так как кинамон — это древесная кора, то иногда он хорош и имеет приятный запах и вкус, а иногда он не что иное, как древесина. Поэтому нужно было сказать «корицы благовонной» — из лучшего. РАМБАМ полагает, что «это дерево, поступающее из островов Индии, чей запах хорош, и им пользуются люди как благовонием». РАМБАН считает, что это травяное растение.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter