СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 19:48

Место Пурима в истории: что было до и после?

Вавилонское царство было основано в 3319 году, когда Невуходнецар сместил царя земли Ашур и взошел на трон. Годом позже, началось вавилонское властвование над евреями, после того, как войска Невуходнецара взяли верх над царём Йеоякимом и его войсками.

Перевод:Моше-Залман Забродин 01.03.2020 1431 мин.

Вавилонское царство было основано в 3319 году, когда Невуходнецар сместил царя земли Ашур и взошел на трон. Годом позже, началось вавилонское властвование над евреями, после того, как войска Невуходнецара взяли верх над царём Йеоякимом и его войсками. Через 7 лет, в 3327 году началась первая массовая волна изгнания, во время которой в Валилон были уведены величайшие мудрецы и лидеры еврейского народа, включая царя Йеояхина (сына царя Йеоякима). Это массовое явление получило название «Изгнание Йеояхина», и произошло в восьмом году правления Невуходнецара.

В 3338 году, 11 лет спустя, вавилонские войска снова делают налёт на еврейское царство, на этот раз разрушая Храм и Иерусалим, уводя в Изгнание царя Цидкияу и его людей. Это произошло в 19-й год правления Невуходнецара, через 18 лет после победы над Йеоякимом. Как уже было сказано, первый правитель Вавилона — Невуходнецар. Годы его правления — с 3319 по 3363.

Следующего правителя Вавилона звали Эвил Меродах. Он правил с 3363 по 3386. Запомнился тем, что освободил царя Йеояхина.

Третий, и последний правитель Вавилона — Бельшацар. Годы правления — с 3386 по 3389.

Таким образом, господство Вавилона продлилось 70 лет. Дальнейшие события уместно разделить на девять пунктов.

1. В 3389 году Дарьявеш-мидиец наносит поражение Бельшацару и с этого времени начинается период персидско-мидийского владычества.

2. Дарьявеша сменяет перс Кореш (см. Даниэль 6:29). В первый год своего правления, Кореш издаёт указ, позволяющий евреям вернутся на свою землю и начать отстройку Храма. (см. Эзра 1:1, Диврей а-Ямим 36:22). В этот период в Иерусалим отправляется группа евреев во главе с Зрубавелем, и начинаются работы над Храмом.

3. Противники возвращения евреев на свою землю шлют царю письма с целью остановить отстройку Храма. Данные письма достигают своей цели и царь Артахшаста ставит отстройку Храма на паузу (Эзра 4:23-24). Согласно мнению мудрецов, Артахшаста — это общий титул персидских царей. Соответственно, насчёт того, кто именно приостановил строительство Храма, мнения разошлись. Согласно одной точке зрения, это был тот же Кореш, который строительство и инициировал (см. РАШИ на Эзра 4:7). Согласно другому мнению, речь идёт об Ахашвероше (Ибн Эзра, там же). Что же до третьего мнения — оно предполагает, что речь идёт об отдельном правителе, который правил между Корешем и Ахашверошем (см. РАШБА и РИТВА на трактат «Рош а-Шана» 3б, а также РАШИ на Даниэль 11:2). В общей сложности, Дарьявеш-мидиец и Кореш правили 4 года. (Дарьявеш-мидиец с 3389 по 3390, Кореш с 3390 по 3393).

4. К власти приходит Ахашверош. Он также получает анти-еврейские письма, и при его правлении работа над отстройкой Храма не двигается с места. В этот период происходит пуримское чудо. Всего Ахашверош правит на протяжении 14 лет (3393-3407).

5. На трон поднимается Дарьявеш-перс (сын Ахашвероша и Эстер). Во втором году его царствования пророки Хагай и Захарья пророчествуют о том, что работа над постройкой храма должна быть возобновлена без официального на то разрешения (Хагай 1:1, Эзра 5:1). Когда в ответ на это противники Израиля начинают протестовать, Дарьявеш, исследуя это дело, находит бумаги, которыми Кореш разрешил отстройку Храма. Он подтверждает разрешение и работа по Храму возобновляется (Эзра 6:1).

6. Строительство (второго) Храма завершено 3 Адара в шестой год правления Дарьявеша. Месяц спустя, 14 Нисана в Храме приносится первое жертвоприношение песах со времен разрушения первого Храма.

7. После этих событий, в Иерусалим прибывает Эзра. Отправившись в путь первого Нисана, он прибывает в Иерусалим в месяце Ав, в седьмом году правление царя Артахшасты (общий титул персидских царей, как указано выше). Эзра привозит с собой официальное письмо от правителя для получения необходимых ресурсов у местных персидских властей (в Земле Израиля). Согласно Гемаре (трактат «Рош а-Шана» 3б), Артахшаста, о котором идёт речь — это персидский Дарьявеш. Получается, что Эзра прибыл в Иерусалим чуть более чем через полтора года после завершения постройки (второго) Храма.

8. Нехемья получает весть о том, что евреи в Иерусалиме (как и стена города) находятся в плачевном состоянии. В результате, он просит правителя дать ему разрешение отправится в Иерусалим, чтобы отстроить стены города, и получает это разрешение. Это происходит в двадцатом году правления Артахшасты. Большинство авторитетов считают, что речь идёт о том же Артахшасте, при котором произошла поездка Эзры, и, согласно Гемаре, это Дарьявеш-перс.

9. Через 52 года после того, как Дарьявеш-мидиец захватил Вавилон, и 34 года спустя после того, как Хагаем и Захарьей строительство (второго) Храма было возобновлено, персидское правление над Землей Израиля подходит к концу и начинается эпоха греческого господства.

Примечание:
Необходимо отметить, что светская историография в большинстве своём основывается на записях древнегреческих историков, которые приписывают обсуждаемому нами периоду ещё 169 лет и большее количество правителей. Данные разночтения освещаются и обсуждаются, в частности, в следующих книгах: р. Саадья Гаон «Веры и мнения», гл. 8; Абарбанель «Источники спасения» 2:3, 10:7-8; МААРАЛ «Колодец изгнания», стр. 139-140), а также многие другие. Также следует отметить несколько попыток пересмотра греческой историографии в свете раввинистической традиции, которые были предприняты в последнее время.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter