«Ламед-вав цадиким» (36 праведников) — согласно еврейской традиции это минимальное число живущих одновременно и неизвестных людям праведников, которым мир в любой момент обязан своим существованием.
Упоминание о них впервые встречается в Талмуде («Санедрин» 97б и «Суккот» 45б) как мнение вавилонского мудреца Абайе, усматривавшего намек на это в числовом значении букв последнего слова в словах Исайи (30:18): «Блаженны все, уповающие на Него» («него» — на иврите לו соответствует числу 36) и подчеркивавшего, что 36 праведников удостаиваются постоянного чувства близости к Шхине.
Предания о 36 праведниках занимали видное место в фольклоре восточноевропейского еврейства. Широко бытовавшие в народе рассказы об их деяниях рисуют скрытого праведника как человека, по внешнему облику и образу жизни ничем не отличающегося от еврея-простолюдина: ремесленника, водоноса, дровосека и т.д. Величие его не в учености, а в благих деяниях, в помощи обездоленным. Окружающие не подозревают о его святости, свои благодеяния он творит тайно, и лишь в момент грозящей евреям опасности проявляет скрытые в нем силы, а затем таинственно исчезает.