СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 01:08

Пути изучения Торы хасида и миснагеда

Разница лишь в том, что хасиды знают, что написанное в книге — это добро и правда, а ошибка лишь в них самих и в их понимании, а миснагед доказывает, что его знание и доказательство — это правда, а ошибка в книге...

7757 (2) мин.
Свободный перевод с иврита:Шолем ЛуговИсточник: «Игрот Кодеш», том 9, стр. 4-7

В ответ на ваше письмо, где вы спрашиваете о трудности понимания письма моего тестя и учителя... напечатанное в хабадском журнале.

У меня были сомнения, стоит ли отвечать на ваше письмо, так как кроме возражений против моего тестя и учителя я не нашел ничего о вашем познании в учении хасидизма, а также в раскрытой Торе. И начинать с возражений и вопросов не является правильным путем изучения какой-либо части Торы. Только лишь после соответствующего изучения предмета Торы и приобретения каких-либо знаний есть место задавать вопросы, или, более правильно, не вопросы, а выяснение аспектов, которые непонятны на первый взгляд.

Тем не менее, я полагаюсь на вашу «презумпцию невиновности» («хезкат кашрут») и на то, что вами движут наилучшие побуждения — и подтверждение этому, что вы, по всей видимости, помогаете в издательстве книг о внутреннем смысле Торы — таких как «Зоар», «Тикуней Зоар» и т.д. Поэтому, я все-таки решил вам ответить:

Вопрос:

В письме моего тестя и учителя, напечатанном в хабадском журнале, он объясняет разницу между путем изучения Торы хасидом и миснагедом. Оба они учат внимательно, оба стараются найти ошибку и трудятся над тем, чтобы ее исправить. Разница лишь в том, что хасиды знают, что написанное в книге — это добро и правда, а ошибка лишь в них самих и в их понимании, а миснагед доказывает, что его знание и доказательство — это правда, а ошибка находится в книге и т.д.

И удивлены Вы этому объяснению: как можно сказать на больших миснагедских раввинов, что их учеба велась подобным образом?

Ответ:

Чтобы все это понять, нужно объяснить еще более резкие слова которые приводятся в книге «Пардес» р. Моше Кордоверо, а также в «маамаре» (по всей видимости, Алтер Ребе) о том, что каждый, кто не учит мудрость Каббалы, называется «апикорес» («вероотступник»). И объясняют в «маамаре», что, несмотря на то, что он пока не является апикоресом, но если он исследователь по своей натуре, то, в конце концов, это приведет его к вероотступничеству. Ведь по исследованиям философов невозможно создание мира со всем множеством его деталей из простого единства, а потом управление ими так, чтобы в этом единстве не было никакого изменения. И, в конце концов, он придет к мнению отступников, ибо только в тайнах учения каббалы можно найти ответ на этот вопрос в соответствии с нашей святой верой. И это объяснение того, что написано в книге «Пардес»...

И также в нашем случае:

Несмотря на то, что в начале изучения миснагед еще не учится подобным образом, но если он обладает энергичным умом, то в конце концов он придет к вероотступничеству. Потому, что известно правило в Торе, что она не на небесах и дана людям. И из этого следует, что каждый должен стараться понять ее своим умом. А когда он удостаивается обучать и судить — то он судит лишь по тому, что понимает своим умом.

И само по себе — тот, кого наделил Всевышний умом, когда он садится учить Тору, а его учеба по правилам изучения Торы и вышеуказанное правило в их числе, то его подход заключается в том, что это изучение передано в его полную власть. А так как Всевышний не просит у каждого больше, чем он может сделать, и он должен учить в соответствии с ограничениями его разума, и как он поймет, так он может устанавливать закон. Это означает, что его знания и умозаключения — это правда, а если в книге будет написано по-другому, то это его ни к чему не обязывает в свете вышесказанного...

Одно из главных различий между хасидом и миснагедом заключается в следующем:

Мировоззрение хасида в том, что его душа, а также души его товарищей — это искра и ветвь более общей души — души его Ребе. И как следует из этого, есть между ними крепкая связь как в духовных (изучение Торы и исполнение заповедей), так и в материальных вещах — происходящее с одним, сильно отражается на втором…

Из этого понятно также, что частная душа не является последней инстанцией в его понимании Торы, так как он является всего лишь частью общего. И кроме него есть также другие частные души с помощью которых он может более ясно понять, что написано в Торе, и тем более общая душа, которая может добавить понимания и осветить дополнительным разумом так, что частная душа сама поймет намного лучше своим умом.

Это значит, что, несмотря на то, что он обязан стараться в изучении Торы и исполнении заповеди, он не освобожден от этой обязанности из-за того, что другие частные души или даже общая душа этим занимаются, так как заповедь дана именно ему. Тем не менее, несмотря на то, что Тора дана людям, он всего лишь одно звено, и его понимание — понимание одного частного звена — само по себе может быть ошибочным, а остальные звенья могут его исправить и дополнить его понимание, и тем более общая душа, осветит его понимание большой мудростью…

Только лишь знание вышесказанного меняет подход изучения Торы даже в начале обучения. И как было сказано в письме моего тестя и учителя, такому человеку понятно, что источник света в книге — это добро и правда, как это было распространено среди еврейского народа и получило подтверждение такого-то количества звеньев, а ошибка, по всей видимости, в нем и в его понимании, так как он всего лишь одно звено, а остальные звенья, у которых он должен попросить помощи, конечно же, укажут ему на его ошибку.

* * *

Я только хотел рассказать о крайности, так как тяжело объяснить подробно в письме... И вот, нужно заметить и пояснить, что мой тесть и учитель, Ребе в своем письме говорит о человеке, звание которого — миснагед, а не о «ойламшер» и т.д., ведь это также очень точно и, разумеется, помогает понять содержание письма.

Опубликовано: 29.07.2004 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter