СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:30

Можно ли еврею спорить с неевреями о вере?

Время, энергия и способности воздействия, которыми обладает каждый в отдельности, ограничены, и поэтому каждый способный человек обязан посвятить своя силы и энергию тому обществу, к которому он принадлежит.

4458 (0) мин.

Предлагаем вам отрывок из письма Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха о запрете споров с неевреями о вере:

...Меня удивляет, что у Вас есть сомнения по этому поводу. Ведь всякий, кто хоть немного разбирается в истории нашего народа, знает, с каким нежеланием относились евреи во все времена к ведению диспутов с неевреями. Для этого было достаточно причин, помимо самой основной: с одной стороны, иудаизм не собирался вовлекать иноверцев в свою среду, а с другой — евреи не считали нужным подставлять себя миссионерскому фанатизму представителей других религий...

...Каждому поколению свойственны свои проблемы. Характерной особенностью нашего поколения является идейное замешательство, наблюдаемое особенно сильно в среде молодого поколения... Оно выражается в разрушении установленных границ в повседневной жизни... В различных областях жизни это привело к полнейшему извращению духовных ценностей вплоть до того, что вспоминаются слова пророка: «...Объявляют зло добром, а добро — злом, тьму считают светом, а свет — тьмой, горькое — сладким, а сладкое — горьким».

Трудно винить молодое поколение во всем этом, если принять во внимание политические перевороты и войны, потрясшие нашу эпоху: идейное банкротство всевозможных режимов и идеологий, с которыми молодое поколение связывало свои надежды на устроение лучшего общества.

...Одним из результатов сложившейся ситуации является и неправильный подход к так называемому «межрелигиозному» движению. Идея «братства народов» сама по себе положительна, когда она осуществляется в рамках деловых отношении, филантропии и в других гражданских и экономических областях жизни. Народы, принадлежащие к разным вероисповеданиям, и национальные меньшинства должны жить вместе в согласии, в уважении друг к другу, сохраняя свою независимость. Однако требование, чтобы последователи одного вероисповедания объясняли свою веру и свое религиозное поведение представителям другой религии и выслушивали подобные объяснения от другой стороны, свидетельствует об извращении понятия «братства». К сожалению, «межрелигиозная» деятельность привела в лучшем случае к обострению замешательства, а в худшем — стала оружием в руках фанатиков-миссионеров, представителей тех религий, которые видят свою задачу в распространении своей веры среди последователей других вероисповеданий.

...Разумеется, у нас, евреев, есть обязанности по отношению к обществу. Мы должны внести свою лепту во всеобщее благо. Мы должны содействовать повышению и укреплению этических стандартов, поощрять неевреев соблюдать «семь заповедей сынов Ноаха» имеются в виду нравственные наставления, которые Всевышний дал Ноаху еще до того, как возник еврейский народ. Однако для этой цели нет никакой необходимости вести с ними полемику или другую межрелигиозную деятельность в виде религиозных диспутов, представления наших трибун для их проповедей и т. п.

В заключение я хочу подчеркнуть следующее:

1. Результатом большинства диспутов, полемики и т.п. является не сближение умов и сердец диспутантов, а наоборот: они провоцируют вражду в желают победить любой ценой.

2. Когда одна из сторон заинтересована в обращении в свою веру, а другая — нет, то само собой разумеется, что первая сторона воспользуется полемикой в своих целях и диалог вскоре превратится в монолог.

3. Если же смотреть на все зто с практической точки зрения, то мы, евреи, не можем позволить себе подобное расточение духовной энергии, которое требуется на ведение полемики. Время, энергия и способности воздействия, которыми обладает каждый в отдельности, ограничены, и поэтому каждый способный человек обязан посвятить своя силы и энергию тому обществу, к которому он принадлежит. Будет излишним опровергать тот «довод», что отказ от диспутов — это «признак слабости иудаизма». Слабость, если она и есть, то это слабость человеческой натуры: многие могут не устоять перед соблазном возможности более легкой жизни... Человеческий разум зачастую столь непоследователен, что человек способен отвернуться от очевидной истины, если она загораживает путь к тому, что ему хочется.

Опубликовано: 07.07.2003 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter