СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 08:10

Каждый еврей в конце концов удостоится грядущего мира (пробуждения из мертвых)

Каждый еврей, каким бы он ни был, даже полный грешник, всегда имеет надежду на то, что его поднимут из врат нечистоты, в которых он погряз, проведут через несколько очищающих вещей, пока он сам не обретает единство с источником.

1852 (0) мин.
Свободный перевод:Шолем ЛуговИсточник: «Игрот Кодеш» том 1, стр. 141-153

№851

С Б-жьей помощью, второй день 16 Тамуза 5703 года

Уважаемый хасид, богобоязненный человек... р. Д.2

Мир и благословение!

Вы подвергли сомнению то, что я сказал во время завершения изучения шести разделов Мишны3 наизусть, что каждый еврей, каким бы он ни был, даже полный грешник, не дай Б-г, всегда имеет надежду на то, что его поднимут из врат нечистоты, в которых он погряз, проведут через несколько очищающих вещей, пока он сам не обретает единство с источником и прилепляется к своему корню в бесконечном свете Всевышнего. И что это произойдет или добровольно, или после того, как его заставят Свыше, при жизни или после смерти.

И Вы возразили на это, что это проблематично и что есть несколько высказываний [наших мудрецов], которые, как представляется, противоречат этому.

Поэтому я хочу процитировать здесь несколько высказываний наших учителей, которые служат основой для моих слов, а также объяснить все возражения.

Вопрос

Я слышал, что говорят4, что на основании сказанного в хасидизме, каждый еврей, каким бы он ни был, даже полный грешник, не дай Б-г, всегда имеет надежду. И в конце концов либо по своему желанию, либо после того, как его заставят Свыше, при жизни, либо после смерти, его поднимут из врат нечистоты, в которых он погряз, проводят его через несколько очищающих вещей, пока он сам не объединяется и прилепляется к своему корню в бесконечном свете Всевышнего.

И на первый взгляд это очень странно и есть несколько возражений на это из сказанного в Торе нашими учителями.

Рав Давид Штокхаммер, шойхет из Ньюарка, Нью-Джерси

Ответ

Источник этого слуха объясняется во многих местах, среди которых:

В (эссе), начинающемся словами «Когда спросит твой сын» п. 1 — 5700 года, где написано так: «У каждого еврея есть удел в грядущем мире и это мир после воскрешения мертвых… А разница между раем и миром после воскрешения мертвых состоит в том, что о рае написано: „кто (достоин) взойти на гору Всевышнего и т.д. тот, у кого чисты руки и непорочно сердце и т.д.“ Ведь есть несколько условий, чтобы человек смог подняться в рай… и есть такие, кто удостаивается подняться только в нижний рай, но не в высший рай… И общая идея раскрытий в раю существует только для душ, а не для тел. А о мире после воскрешения мертвых сказано, что у каждого еврея есть удел в грядущем мире, что все придут к раскрытию воскрешения мертвых, хотя будет в то время суд, даже более строгий, чем суд для раскрытий в раю… Но общее раскрытие будет именно для душ в телах». Конец цитаты.

И основа этим словам в объяснении Алтер Ребе, начинающимся словами: «Понять идею праотцов, которые были как колесница» (в книге «Тора Ор», гл. «Итро») п. 3-4 и так написано там: «Идея грядущего мира, чем являются рай и воскрешение мертвых, объясняется комментаторами5 и РАМБАНом в книге „Врата воздаяния“, что основная награда грядущего мира это воскрешение мертвых. И достоинство воскрешения мертвых больше, чем в высшем раю. И вот, в раю сидят души праведников без тел… а во время воскрешения мертвых они встанут в своих телах… даже еврейские грешники полны заповедями, как гранат. И поэтому у всех евреев есть удел в грядущем мире, кроме тех, кого перечислили мудрецы». Конец цитаты.

И см. также в «Ликутей Тора», гл. «Шлах» в начале (первого) высказывания «Я — Б-г Всесильный твой» в конце п. 3 (второго) высказывания «Я — Б-г Всесильный твой».

И так как, на первый взгляд, несколько высказываний противоречат этому, я хочу процитировать здесь несколько высказываний наших учителей, которые, на мой взгляд, послужили основой сказанному в этих хасидских объявлениях, а также пояснить и объяснить то, что вызвало возражения.

1. И вот, вначале нужно объяснить по Талмуду и законодательству, что возможно такое, что также и полные злодеи6 в конце концов удостоятся воскрешения из мертвых (но не рая, как было сказано) и это:

1) Мы учили (трактат «Санедрин» 90а), что у каждого еврея есть удел в грядущем мире и т.д. а те, у кого нет удела и т.д. — это Йеровам, Ахав и Менаше и т.д. И постановил РАМБАМ («Законы о раскаяния», гл. 3), что у каждого еврея есть удел в грядущем мире, несмотря на то, что он грешил и т.д., а вот у этих нет удела и т.д. Сказанное верно лишь в том случае, если все эти грешники умерли не раскаявшись. Но тот, кто раскаялся в своих злодеяниях и т.д. даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, нo раскаялся в последнюю минуту (см. Иерусалимский Талмуд, трактат «Пеа» 1:1), то у него есть удел в грядущем мире и т.д.

И добавляет еще: Все злодеи, грешники и отступники, если они раскаялись в грехах и т.д. или хотя бы только в сердце своем и т.д. хотя человек еще и именуется „заблудшим“, ибо он раскаялся только в сердце своем, а не публично, — все-таки Всевышний принимает его».

Конец цитаты.

2) Ниже этого: если кто-то не вернулся, даже скрытно, а умер злодеем, есть ли для него искупление?

Сказали наши учителя (трактат «Санедрин» 104а), что сын удостаивает отца. Это значит, что если сын — праведник, то он приводит к жизни в грядущем мире отца, который уже скончался и должен был быть среди тех, у кого нет удела в грядущем мире. И это даже без молитвы со стороны сына, так как с помощью молитвы также и отец удостаивает сына, как сказано во втором объяснении в «Тосафот», начинающемся словами «Приходит» (трактат «Сота» 10б)7.

И не только это, но даже старание и молитва других, не являющихся родственниками, помогает. И как сказано в трактате «Хагига» (15б), что рабби Йоханан помог Элише (Ахеру) (и даже привел его в рай), несмотря на то, что он не был родственником и не был его учеником8.

— Только молитва других людей не такая действенная, как молитва отца или сына, так как у молитвы есть несколько достоинств в соответствии с человеком, который молится, местом молитвы и др. И нет здесь места для более подобного объяснения. —

Еще нужно привести доказательство, что молитва других помогает даже и после смерти, из сказанного в Сифри в конце главы «Шофтим», что у всех вышедших из Египта, которые умерли, уже есть искупление с помощью того, что старцы раввинского суда одного города приносили телицу с проломленной шеей. И см. в конце «Сефер хасидим», где объясняется это.

И можно было разделить между тем и этим, что там идет речь о том, что раввинский суд является посланником всего города и в этом городе произошло преступление и тогда только снимают с выходцев из Египта и искупляют их за грех, совершенный теми, кто их отправил.

Но это не очевидно, так как из этого Сифри учили брать обязательство давать деньги на благотворительность за мертвых, как сказано в разделе «Орах Хаим» (в конце п. 621), а еврейский обычай также брать обязательство за мертвых, не являющихся родственниками.

И в любом случае, это не совсем похоже на наш случай, так как там идет речь об усопших праведниках, когда мы предполагаем, что если бы они были живы, то они бы сами давали деньги на благотворительность , но для злодеев это не поможет, как пишет «Маген Авраам» там.

3) Ниже этого: кто относится к тем, у кого нет удела в грядущем мире, кто не раскаялся и не молились за него, не давали за него деньги на благотворительность, то у него нет удела в грядущем мире именно когда не рассчитались с ним после смерти, но если рассчитались с ним, то это спасет его и помогает ему. И как сказали наши учителя (трактат «Санедрин» 47а), что хороший знак для мертвого, когда с ним рассчитываются после смерти (и есть для него искупление при этом, РАШИ). И это помогает даже самым страшным злодеям, как сказано там (103б), что Йеояким должен был быть упомянутым с Йеровамом, Ахавом и Менаше — хотя он разозлил [Всевышнего] еще больше, чем Менаше — только было ему искупление с помощью того, что его осрамили после смерти.

И более этого мы находим в Иерусалимском Талмуде (трактат «Килаим» 9:3), что даже Йеровам и его друзья, о которых сказали, что у них нет удела в грядущем мире, но посредством того, что через много лет после их смерти их тела были сожжены, был осуществлен в их отношении атрибут строгости и вместе с заслугой земли они удостоятся воскрешения из мертвых9.

— И не следует возражать, что если так, то чем отличается Йеровам и его друзья, о которых сказали в Мишне, что у них нет удела в грядущем мире, хотя они получили после этого искупление и не упомянули Йеоякима.

Ведь это не похоже одно на другое: то, что Йеояким был похоронен как осел, послужило приговором для него за совершение греха и еще при жизни был вынесен ему приговор. Но не так в отношении Йеровама и его друзей, которым не было вынесено наказание сожжением, а только за Землю Израиля и через несколько лет. Но только они были похоронены там и поэтому также и их тела сгорели. И поэтому до тех пор и само по себе была применима к ним идея, что нет у них удела в грядущем мире.

2. После того, как было объяснена возможность этого, нужно привести аргумент, что так и будет, что каждый еврей, каким бы он ни был, объединится в конце концов со своим корнем и источником. И вот он:

Выше объяснялось, что раскаяние помогает всем. И вот, сказали наши учителя (РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 7:5 и по мнению р. Йеошуа в трактате «Санедрин» 97б): «Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернется ко Всевышнему) в конце изгнания своего».

И вот, человек может сказать, что как и выше, так и здесь — как и в других местах, так и здесь, Тора говорит в общем — обо всех евреях — и это не служит доказательством, что все евреи, и даже полные злодеи вернутся. Но объясняется это в трактате «Эрувин» (21б), как говорится там: «Хороший инжир — это полные праведники, плохой инжир — это полные злодеи и не на что надеяться, так как нет никаких шансов. И сказано в Торе: «Мандрагоры издали запах» — эти и те в будущем издадут запах.

И из того, что сказано «издадут запах» есть доказательство также и о том, что нельзя сказать, что только вынесет законодательные решения и будет у него жизнь, а не встанут и не будут судимы, и будут ни среди праведных, ни среди грешных — как говорится в «Тосафот» со слов (трактат «Бава мециа» 58б). — и см. трактат «Шабат» (88б) на слова «пока король на трапезе, мой нерд издавал запах своей» и как объясняет РАШИ («Песнь песней» 7:14), что мандрагоры издавали хорошие и плохие запахи… эти евреи злодеи… все просят перед Твоим Ликом, у дверей наших всякие плоды, есть много заслуг за заповеди. Конец цитаты. И это, как было сказано, что даже у евреев грешников есть удел в грядущем мире, так как они полны заповедей как гранат.

Еще там, в трактате «Эйрувин» (19а) объясняется, что под словами (Йешаяу в конце) «И выйдут, и увидят и т.д. и огонь их не погаснет» имеются в виду грешники народов мира. Но евреи-грешники получают наказание только в это время в аду и пришел праотец Авраам и вытащил их (то есть выносит им приговор и еще) и принимает их назад, еврей, который жил с нееврейкой и т.д. Также и об этом есть объяснение «Тосафот» со слов «Наружу» (трактат «Бава мециа» 58б), что имеется в виду случай, если еврей живет с нееврейкой, то он не поднимается сразу, а ожидает там 12 месяцев.

Только это доказательство следует отвернуть на основании сказанного в «Тосафот» со слов «Злодеи» (в конце трактата «Хагига»), что речь не идет о евреях-грешниках в телах, но тем не менее не было возражения на «Тосафот» трактата «Хагига», где объясняли — в трактате «Эйрувин» — назвал Йешаяу злодеев народов мира, а не злодеев евреев в телах, так как это более широкое толкование, но это трудно. И нужно немного немного разобраться в словах «Тосафот» здесь по «Тосафот» со слов «Ибо» (трактат «Рош а-Шана» (17а).

И вот, логическое построение Торы, что каждый еврей прилепится к своему корню, это то, о чем сказано (Шмуэль II 14:14) «но думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный». И приводится объяснение Алтер Ребе в его «Шулхан арухе», «Законы изучения Торы» (8:3): «Злодей совершит покаяние в этой или следующей реинкарнации, как написано: чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный». И в книге «Тания» (гл. 39 в конце): «Наверняка он совершит покаяние в том или другом переселении [души], ибо не будет отвергнут от Него отверженный». И см. об этом также далее.

(И нужно немного понять то, что сказано у РАМБАНа в книге «Врата воздаяния» со слов «И сейчас вернемся», который написал: «Не будет отвергнут от Него отверженный — это идет речь о тех, кто не предстанет перед судом, который им полагается и пропадут там).

3. И вот, когда мы глубоко задумаемся о причине этого, то сразу станет понятно, что должно быть так.

И вот, я хочу процитировать здесь — так как этой книги у меня нет — слова из «Эмек а-мелех» (в начале врат «Тикуней а-тшува», гл. 3 в конце), где сказано так: «А сейчас, дети, слушайте меня, я научу вас страшиться Всевышнего и любить Его, святого, а также о Его любви к нам… Почему Он должен заниматься этими грешниками, которые гневают Его в любой момент. Есть два ответа на это. Первый ответ и т.д. несмотря на то, что они полные злодеи и т.д. в них есть искры святости и т.д. и они «ветвь насаждения Моего» и т.д. и это часть Всевышнего, которая вечна и т.д. А души это отпечаток света Сущности и тот (может быть должно быть «а тот»), кто выдыхает воздух, делает это изнутри и т.д. И есть еще вторая причина «дело рук Моих для прославления» и т.д. Он святой и плоды Его рук живы и существуют на веки вечные и невозможно их исчезновение и т.д.

А второй ответ, это польза молитвы праотца Авраама, мир с ним и т.д. Всевышний показал ему ад и рабство у народов мира, чтобы с помощью этого очистились и обелились все эти потерянные и т.д., так как не прекратилась Его милость по отношению ко всем творениям».

И наподобие этого написано там от имени «Мира хаоса», гл. 31.

Еще написано (врата «Любовь и страх», гл. 46 в конце): «Не будет отвергнут от Него отверженный и т.д. И так почему? Так как Он, святой, сам строил миры и уничтожал, чтобы было добро и зло в мире. Усилилось зло настолько, что наследует ад и т.д. и оттого, что он вызвал вредителей, поэтому спускает их в попасть и поднимает вверх и т.д. И они пойдут от силы к силе, пока не придут через долгое время и станут среди праведников и т.д.

И в «Мидраш Шмуэль» в начале трактата «Авот» в объяснении мишны «у каждого еврея» написал так:

Грядущий мир, упомянутый здесь, это мир после воскрешения мертвых, и не простит Всевышний душу грешника, пока она не очистится за многие дни и тогда ее скроют во владении праведников и т.д. И наподобие этому будет со всеми душами, пока они все не исправятся и т.д. А то, что сказано в Торе, что “И народ Твой — все праведники”, то есть обязательно все будут праведниками, так это оттого, что Он так замыслил, что не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный». Конец цитаты.

Наподобие этого пишет Альших в гл. «Шмини».

И основа его слов, как было упомянуто, в «Ликутей ШАС» АРИЗАЛа, трактат «Авот» и так там говорится: «У каждого еврея есть удел в грядущем мире и т.д., только чтобы этот исправил бы себя за короткое время, а тот — за долгое время, но в конце концов они будут среди праведников. И поэтому Всевышний, как будто бы, тратит свое время на таких злодеев, чтобы исправить их и т.д. И почему это? Так как они “ветвь Его насаждения”, что является вечным и они отпечаток света Сущности Всевышнего, а всякий, кто выдувает, делает это из самого себя». Конец цитаты.

И см. также у РАМБАНа в книге «Врата воздаяния» (его слова будут приведены далее), где он пишет: «Душа, являющаяся высшей, не может исчезать и пропасть и т.д.».

4. После того, как в предыдущих пунктах было объяснено: 1) Что возможно такое, что каждый еврей, каким бы он ни был, удостоится воскрешения из мертвых. 2) Ибо объясняется во многих местах, что так будет. 3) Ибо обязательно будет так,

Сейчас мы объясним высказывания наших учителей, которые на первый взгляд кажутся противоречащими этому.

И здесь будут объясняться несколько из этих высказываний и из этого станут понятными остальные:

1) Сказано (трактат «Санедрин» 90а): «У каждого еврея есть удел в грядущем мире и т.д., а те, у кого нет удела и т.д.»

И хотя на основании объяснения в п. 1, что раскаяние, искупление после смерти или молитва и т.п. помогают тому, что и эти удостоятся грядущего мира,

Ведь в любом случае, эти люди относятся к такой группе, кто не совершил раскаяние, не рассчитались с ними и не молились за них, и они не встанут во время воскрешения мертвых —

— Но ведь так писал также в мидраше, что нужно понять объяснение идеи в «Авот» (как приводится в п. 1), что у каждого еврея есть удел в грядущем мире во время воскрешения мертвых, кроме тех, кого перечислили наши мудрецы

И ведь это противоречит тому, что было объяснено в п. 3, что каждая душа обязательно является вечной и невозможно, что она исчезнет, ведь она «ветвь Его насаждения и т.д.» и в конце концов она упоминается вместе с праведниками. И как нет ни одной души, которая бы не была, не дай Б-г, ветвью Его насаждения и творением Его рук и т.д., также невозможно, чтобы была даже одна душа, которая пропадет и не встанет во время воскрешения мертвых.

И с трудом можно сказать, что у такого человека, который входит в группу у которой нет удела в грядущем мире и не рассчитаются с ним и не будут молиться за него и т.д., не были и не будут — хотя в некоторых вопросах и среди них также и таких, которые подробно объясняются в Торе и Талмуде, сказали наши учителя о них, что они не были и не будут (трактат «Санедрин» 71а)10.

— Но на самом деле в этом нет противоречия. Ведь воскрешение из мертвых, о котором идет речь везде, будет для души и тела вместе и как это объясняется в начале этого высказывания.

А что касается тех, кого перечислили наши мудрецы, что у них нет удела в грядущем мире, то их тела исчезнут и пропадут, но душа, которая ветвь Его насаждения и т.д. воскреснет из мертвых в другом теле11 и это объясняется в книге «Врата реинкарнаций», предисловие 11 и в «Книге реинкарнаций» гл. 5 и там написано следующее: «Если искра (частной души)… согрешила одним из грехов, после которого их тела исчезнут и пропадут и не будет для него воскрешения из мертвых, то так как это тело исчезло, искра… пройдет реинкарнацию в другом теле, которое встанет во время воскрешения мертвых вместе со всеми частями этой искры, а первое тело пропадет и искоренится12.

2) (Трактат «Таанит» 7а) Сказал рав Авуу: дождливый день важнее чем воскрешение мертвых, так как воскрешение будет для праведников, а дожди как для праведников, так и для грешников. И хотя завершает там, что спорит с этим р. Йосеф, ведь согласно мнению РАМБАМа (в комментарии на Мишну «Все евреи») это мнение рабби Элиэзера13 значит, что он считает, что закон как по этому мнению. И тогда это противоречит вышеупомянутому решению, что каждый встанет во время воскрешения мертвых. И это противоречие усиливается на основании версии в трактате «Таанит» (там): что воскрешение мертвых для полных праведников (так приводится в «Книге Основ» м. 4 гл. 31 и в книге «Аводат а-кодеш» часть 2, гл. 42) и в частности на основании сказанного в книге «Тания» (гл. 10 и 14), где приводится объяснение сущности полного праведника, о чем сказал РАШБИ: «Я видел людей высоты и их мало и т.д.» и это подобно будущему миру и т.д.

Но — высказывание рава Авуу в любом случае требует объяснения, чтобы не было противоречия с Мишной, что у каждого еврея есть удел в грядущем мире и в Мишне нет исключения, а только для тех, кто говорит, что в Торе нет воскрешения мертвых и т.д.

И на основании этого нужно понять, что праведники, как сказал рав Авуу, это те, о которых говорит Тора: «И народ Твой — все праведники», что относится к каждому еврею кроме тех, кого перечислили наши мудрецы. И как комментаторы приводят по этому поводу несколько причин, что все евреи — праведники14. И на основании сказанного п. 3, нужно добавить объяснение об этом, ведь объясняется там уточнение, что удостоятся воскрешения мертвых, очистятся и отделятся, пока не достигнут уровня праведников и только тогда наследуют землю. Получается, что каждый, у кого будет доля в грядущем мире, достигнет уровня полного праведника (и как было сказано в книге «Тания», что полный праведник это подобие грядущего мира), как это было ранее и после этого встанут при воскрешение мертвых. Получается объяснение слов рава Авуу в соответствии с вышесказанным.

3) В благословении об идолопоклонниках и т.д. сказали наши учителя (трактат «Санедрин» 64б) «полностью искоренится душа и т.д.» — искоренится в этом мире и будущем мире. И у РАМБАМа («Законы о раскаянии», гл. 8 в начале) сказано: «Злодеи и т.д. будут истреблены и погибнут и т.д. истребляется за свое злодейство и гибнет как животное. Это истребление души и т.д.».

И хотя РАМБАН в книге «Врата воздаяния» (его измененные слова приводятся в комментарии на РАМБАМа там) не считает так, как он пишет: «Искоренится и т.д. это высшая душа и не может она пропасть и исчезнуть и не то, что вернется животной и присоединится к четырем элементам и т.д. (только душа после смерти) продолжает по своему пониманию подниматься и прикрепляться к высшим наподобие всем остальным вещам, которые по своей природе возвращаются (к своей основе) и толщине огрубления и грубости грехов, которые разделяют между ней и ее Творцом, мешая ей и т.д. И это подобно отсечению, о котором он сказал, что она отрывается от своей основы.

Но, в любом случае, также и он пишет там: «А полные и ужасные грешники, которых судят во всех поколениях и т.д., как написано “ибо червь их не умрет” и т.д.» —

И он имеет в виду еретиков, предателей и вероотступников и т.д., о которых сказали наши учителя (трактат «Рош а-Шана» 17а), что они спускаются в ад и их судят там во всех поколениях и т.д. Ад прекращается, а они не прекращаются.

— См. в «Ликутей Тора» АРИЗАЛа, глава «Бо», «Сефер а-ликутим», глава «Лех леха», «Сефер а-гилгулим» глава 6 и так там сказано: «Идея отсечения души относится только к части души «нефеш» и т. д., но для частей души «руах» и «нешама» и т. д. нет отсечения (и нужно заметить по книге «Эмек а-мелех», врата «Мир хаоса», гл. 63 —

Но уже было объяснено в книге «Десять речений» (речение «Хикур дин» часть 5, глава 1), где перечисляется 6 групп в день суда и так оно в шестой группе. И заканчивает такими словами: «Ад запирается перед ними и их судят там во всех поколениях и т. д. после этого и т.д. возможно, что их проверят также с помощью высшей мудрости от Всевышнего и не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный. И это причина того, что ад пропадает, а они не пропадают. Как там стрелы прекращаются, а это самое страшное страдание, так и тут — ад пропадает, а это самое страшное наказание. Стрелы и ад не прекращают свою работу все время, когда они находятся там, гневаясь на них и стыдя их. Но в конце концов они не пропадают (а исправляются все во время общего исправления, комментарий) и т. д. И по правде, нет ничего вечного, а только в области блага (а страдания и ад прекращаются, комментарий)». Конец цитаты.

И все вышесказанное также и в книге «Эмек а-мелех» (врата «Исправление раскаянием», глава 3), где сказано о самых больших злодеях так: «Они полностью отвергнуты и т.д. Пока не приходит слово Всевышнего с большим милосердием, и Он делает так, что не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный. Наступает время расплаты и Всевышний поднимает его понемногу, чтобы исправить его и очистить. Сначала с помощью реинкарнации и т.д. И также тайна отсечения — неужели можно подумать, что душа полностью исчезнет и т.д. И это не так. А объяснение таково, что она отдаляется от источника жизни и совершает реинкарнацию и т.д.

И там, во вратах «Кирьят арба», глава 152 добавляет такое объяснение: «После дней Мошиаха Всевышний обновит мир и также место в аду будет очищено и освящено. И это будет кроме границ рая со злодеями, еврейскими преступниками среди них и т.д. стрелы ада прекращаются и очистятся в святости рая и будет там святой хоровод с праведниками.

4) (Трактат «Псахим» 54а) Свет, который создал Всевышний во второй день недели, никогда не гаснет (и это свет ада, РАШИ) и на первый взгляд это противоречит вышесказанному.

Но уже объяснил в десяти речениях (статья «Хикур дин» 5:5) и в «Эмек а-мелех» (врата «Развлечения короля», гл. 1) и так там сказано: «А то, что сказал рабби Ицхак, что ад никогда не гаснет, то не имеется в виду, что он прекратится, а что он вечен. Все время, когда существует этот мир, он не погаснет, но когда Всевышний разрушит этот мир и уничтожит зло, и будет только суббота и отдых на вечную жизнь, то тогда исчезнет ад.

5) (Трактат «Рош а-Шана» 17а) Еврейские преступники в своих телах и т.д. после двенадцати месяцев их тело исчезнет, их душа сгорит, а дух развеется под ноги праведников.

И на первый взгляд следует, что не будет воскрешения для их душ также.

Но объяснил РАМБАН в книге «Врата воздаяния» и так он пишет: «Их душа сгорит и станет пеплом, то есть исчезнет ее форма, как она была, как предмет, который сгорая превращается в пепел. А дух Всевышнего, дух покоя и желания развеет его под ноги праведников. То есть это уровень ниже наслаждения праведников и их отдыха.

И наподобие этого в десяти речениях («Хикур дин» 5:7) и в «Десяти речениях» (врата «Страх и любовь», гл. 46), где написано об этом высказывании наших учителей, что они станут прахом и т.д.: и это поразительное предсказание, в котором есть добро и истина о группе злодеев и т.д., которые будут все святыми и о значимости праведников, которые выше их и называются образно прахом под ногами праведников.

* * *

5. Осталось еще объяснить то, что непонятно о возможности исправления.

Вот, было объяснено, что для полных злодеев исправлением служит реинкарнация и см. также «Начало мудрости», врата «Страх» в конце гл. 13 от имени нашего учителя РАМАКа (и также в книге «Измерение высот», п. 84), что реинкарнация очищает и наполняет то, что ад не может очистить и наполнить.

И если так, то возразите на основании слов наших учителей, что только три раза (кроме первого раза, когда душа спускается вниз и как сказано в книге «Врата реинкарнаций», предисловие 4 и в книге «Реинкарнации», гл. 6) совершается реинкарнация. И так сказано в книге «Зоар хадаш» (глава «Ки тэцэ», стр. 107), что сказал рабби Шимон: «Эти злодеи если не дай Б-г не оправдаются в эти три раза (когда совершит реинкарнацию), то снова не будет ему исправления и при этом искоренится живая душа перед и т.д.».

И хотя из этой книги следует, что речь идет именно о грешниках, но для праведников возможно, что они пройдут реинкарнацию несколько раз. И как написано: «И источник творящий милость тысячам (поколений) любящих Меня» (как написано в «Тикуней Зоар», в конце исправления №32. И см. книгу «Врата» и «Книгу реинкарнаций» — там — где приводится причина этому). И по крайней мере, речь идет об ужасных злодеях после того, как они три раза прошли реинкарнацию и не исправили свои грехи и на первый взгляд исчезла надежда.

Но эта идея объясняется в нескольких источниках, среди которых ШЛО (глава «Ки тэцэ» в части «Тора Ор») от имени р. Ш. Алькабец и так сказано там: «А те, кто совершил реинкарнацию, когда они не вернулись ко Всевышнему за три раза и т.д., они не будут больше совершать реинкарнацию, а только в чистых и нечистых животных от простого к сложному. И об этом сказано „дважды, трижды с (одним) человеком“, а далее — с животным. И тот, кто не понял как следует слова РАШБИ, то подумал, что РАШБИ оттолкнул их. Но когда человек задумается над его словами, то поймет, что он приблизил их». Конец цитаты.

— (И см. также об этом в «Тикуней Зоар» в конце исправления №32 и в реинкарнациях там) —

А в книге «Глубь короля» (врата «Исправления раскаянием» гл. 1) написал: «Именно „с человеком“, что больше не наступит реинкарнация в виде человека, пока не будет скитаться по земле и тогда совершит реинкарнацию в виде минерала, растения, животного, человека или в виде черта и приносящего ущерб и т.д. И это ниже источника жизни, как сказано: «И истребится эта душа предо Мной и т.д.», что вынесены им другие наказания, более тяжелые чем ад (а после этого они находятся 12 месяцев в аду). И есть надежда после получения своего наказания, так как не прекратилось милосердие Всевышнего к Его творениям». Конец цитаты.

* * *

И завершу тем, что сказано в «Глубь короля» (в начале врат «Малый Лик» в конце гл. 48): «Благословен Всевышний, Б-г Авраама, милосердного человека, Который не убрал Свою милость с еврейского народа и не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный. Так как не прекратилось Его милосердие над всеми творениями, как сказано: „Он милосердно относится ко всем творениям“. Получается, что у каждого еврея есть удел в грядущем мире, как сказано: „А твой народ — они все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют страну“».

С благословением немедленного раскаяния и немедленного Освобождения.

Рав Менахем Шнеерсон

Примечания:
1) Это письмо было напечатано во втором издании в сборнике «Любавич», выпуск №6 (19 Кислева — 9 Адара 5705 г.) стр. 6 и далее, а оттуда была скопирована в книгу «Ответы и объяснения», стр. 28 и далее.
Здесь напечатано упомянутое второе издание, а также первый отрывок и подпись по копии из секретариата.
2) Штокхаммер. Другие письма к нему — далее, письмо №141.
3) 15 Сивана, как выше в письмах №76, 78, 79, 81. По поводу произнесения завершения (трактата), которое сделал Ребе ШЛИТА, рассказывается в сборнике «Воззвание и святость», выпуск №35, стр. 3.
4) Отсюда и далее — напечатанное второе издание.
5) См. комментаторов Мишны, трактат «Санедрин» в начале главы «Хелек», р. Саадия гаон в книге «а-Эмунот вэ а-деот» в конце статьи «Воскрешение мертвых», комментаторов РАМБАМа в «Законах о раскаянии» гл. 8, 9 и еще. И уже ответил тем, кто возражал против этой приведенной внутри идее — в книге «Аводат а-кодеш», часть 2, гл. 41-43, как приводится коротко в ШЛО в предисловии «Хелек Бейт Давид».
И вот, в те дни было место для различных мнений по этому вопросу, но после того, как было раскрыто «слово Всевышнего» — (как пишет р. Хаим Витал в предисловии к «Шаар а-акдамот») — «И святой ангел спустился с небес, большой раввин… хасид, мой учитель рав Ицхак Лурия Ашкенази, полный Торы как гранат, в Пятикнижии, Мишне и Талмуде, в пильпуле, мидрашах, агадот, „Маасэ Берейшит“ и „Маасэ меркава“». И все евреи приняли его как окончательного законодательного авторитета во всех вопросах скрытой части Торы и ее тайн — нет места совсем для споров и закон по мнению АРИЗАЛа, и это мнение приводится там, как это будет описано далее.
6) См. трактат «Йевамот» 32б. Трактат «Санедрин» 47а.
7) См. об этом в книге «Решит хохма» гл. «Воспитание детей» и книге «Ханох ле ноар» — Ребе РАШАБа — стр. 19 и далее.
8) И на первый взгляд нужно понять, что так как у рабби Йоханана не было особого отношения к Элише бен Абуя, почему именно рабби Йоханан просил спасти его и также спас.
И нужно сказать, что причиной этого было то, что после того, как он вышел в чужую среду, наши учителя привели несколько причин, которые произошли с ним в разное время. — И представляется возможным сказать, что не было спора о реальности, когда один сказал так, а другой — иначе, и не спорили или спорят по какой-то причине, которая становится самой главной. Но все причины в этом — и первая причина по всем мнениями была тем, что его мать принюхалась (к запаху идолопоклонства), когда была беременной и была вынуждена попробовать (еды) у того еретика (такова версия в «Тосафот», со слов «Вернитесь» — трактат «Хагига» 15а — в Иерусалимском Талмуде. И также в «Мидраш раба», Рут 3:13 и «Коэлет раба» 7:8, а также в «Ялкут Шимони» там. И см. также далее, стр. 238 об этом).
И вот, это событие может послужить доказательством для того, чтобы уменьшить вину Элиши бен Авуя. Но наподобие того, что сказали наши учителя (трактат «Йома» 35б), что Гилель обязывал бедных и т.д., так как также и его мать, когда была беременна им, понюхала и т.д., но тем не менее и т.д. (трактат «Йома» 82б см. там. И в «Ялкут Шимони» на Коэлет в отношении матери Элиши: «И не смогла она накормить, пока и т.д.).
И поэтому просьба другого человека не могла бы особо помочь Элише бен Авуя после того факта, что рабби Йоханан обязал его и именно рабби Йоханан спас его, так как также он, кто мог быть обвинителем, стал защитником. И это понятно.
9) Нельзя доказать, что тема в Иерусалимском Талмуде об этом не соответствует закону, так как Вавилонский Талмуд здесь спорит с этим. И как сказано в трактате «Рош а-Шана» (17а): «Но вероотступники и т.д., когда они согрешили и вынудили многих согрешить, как Йеровам бен Неват и его друзья, спускаются в ад и там они осуждены на долгое время» (и см. далее также об этом) — что нужно сказать, что это не спор. А в трактате «Рош а-Шана» также сказано, но не буквально о них, так как для них была осуществлена мера строгости через какое-то время.
И см. в трактате «Санедрин» (104б) толкователи говорили, что все (даже Йеровам и его друзья) придут к грядущему миру. И из простоты текста в этом отрывке следует, что это возражение на Мишну. Но мне не кажется, что амораим из отрывка из Иерусалимского Талмуда считают, как толкователи и спорят с Мишной, что нет у них доли — как упоминается в Иерусалимском Талмуде в Мишне «Хелек» откуда вообще следует, что это не вопрос. И причина этого, как было сказано, что через какое-то время рассчитались с ними и с этим согласна также и Мишна в части «Хелек». А вопрос и сомнение, которое возникло в Иерусалимском Талмуде это только о том, достаточно ли для них расчета и заслуг.
Еще нужно разделить между Мишной и Иерусалимским Талмудом: в части «Хелек» идет речь о воскрешении мертвых для душ и для тел вместе. И об этом говорится, что Йеровам и его друзья не встанут, так как их тела исчезли. А в Иерусалимском Талмуде идет речь об их душах, которые встанут во время воскрешения мертвых, но в других телах. И наподобие того, что сказано в «Книге реинкарнаций», гл. 5 и в книге «Врата реинкарнаций», предисловие 11 — как приводится далее, п. 4, см. там.
И это доказательство тому, что в Мишне «нет у них удела в грядущем мире, три короля — Йеровам и т.д.» не идет речь об их душах. Это из другой Мишны в той же главе и по тому же самому вопросу. И там сказано (107б), что у «поколения разделения» нет удела в грядущем мире. И возражают против того («Торат Шмуэль» — Ребе МААРАШа — врата 6, гл. 14. И также в объяснении в субботу гл. «Цав» 5639 г.), что написано в книге «При Эц хаим» (врата «Хамец и маца», гл. 1), что евреи в Египте были реинкарнацией поколения Вавилонской башни и разделения. И объяснение такое, что по комментарию Мишны их тела никогда не будут исправлены, но души очистились во время египетского рабства.
— И наподобие этому нужно объяснить. По мнению рабби Акивы, которой сказал (там в Мишне), что поколение пустыни не имеет удела в грядущем мире, как сказано («Врата сочинений», гл. «Шмот» 3:4. «Врата реинкарнацией», предисловие 20), что поколение пустыни реинкарнировалось в последнем поколении. И см. в книге «Десять речений», раздел «Хикур дин» часть 2, гл. 8, где объясняется мнение рабби Акивы по-другому —
Снова, я нашел также в комментарии к Мишне (там), что у разведчиков нет удела в грядущем мире. И объясняется в книге «Зоар» (III 276а): «Их тела получили наказание, но умерли они сами». И комментирует «Микдаш мелех» там: «Умерли сами — как сказано в Мишне, что нет у них удела в грядущем мире, что хочет сказать, что их тела не встанут из мертвых, но души прошли реинкарнацию. И поэтому исчезло возражение «Ницоцей орот» там).
И в «Мегале амукот» п. 158 (приводится в «Ялкут хадаш» в конце статьи «Давид»): «Также и Йеровам будет исправлен в будущем и т.д. его искра святости». И нужно объяснить, что речь идет только о его душе.
Но простой смысл этой темы в Иерусалимском Талмуде таков, что у Йеровама и его друзей также и тела встанут во время пробуждения мертвых. См. там.
И как бы ни объяснили это мнение Иерусалимского Талмуда, ведь что касается тех категорий, о которых сказали наши мудрецы, что у них не будет удела в грядущем мире — их тела были уничтожены, но души встанут при воскрешение из мертвых. И как было сказано в «Книге реинкарнаций» и Вратах реинкарнаций» [рабби Хаима Витала или р. Менахем-Азарии из Панно].
10) Наподобие этому также в трактате «Макот» (7а), а в трактате «Санедрин» сказано, что человека никогда не убивают, а в отношении истекающего («зав») (гл. 2 м. 2) нет ответственности у них в этом. Нужно немного разобраться относительно сказанного в трактате «Менахот» (37а)... И нужно заметить про трактату «Бава батра» (23б), «Нида» (24а). И см. также в «Заключительном трактате» из книги «Тания» со слов «Понять подробности законов». И нет здесь места для более подобного объяснения.
11) На основании объяснения об этом, ведь часть, где сказано о тех, у кого нет удела в грядущем мире — не противоречит полностью началу мишны, где сказано, что у каждого еврея есть удел в грядущем мире. Ведь если смотреть в отношении их душ, то также и перечисленные здесь у которых нет удела, — у их душ есть удел в грядущем мире. И об этом можно обратить внимание на уточнение в мишне, что у всех евреев есть и т.д., а те, у кого нет и т.д. — хотя обычное выражение в мишне более короткое: все и т.д. кроме.
— И нельзя сказать, что еще раз повторяет и объясняет «а те, у кого нет удела в грядущем мире», так как между ними есть перерыв в приведенном доказательстве, что сказано и Твой народ и т.д. и правиле: у всех евреев и т.д. — ведь в Мишне начале трактата «Звахим» и «Менахот» есть перерыв также между правилом и исключением из правила в объяснении законов правила (и см. также трактат «Йевамот» 2:5) и в любом случае завершает: кроме и т.д. Также нельзя сказать, что это из-за того, что много слов «а те, у кого нет удела в грядущем мире» — ведь также оно и в мишне в начале трактата «Хагига» (а также упомянутых «Звахим» и «Менахот»), но в любом случае написано там слово «кроме и т.д.» —
Но только причина такова, что слово «кроме» означает полное исключение из правила, а слова «а те» — нет…
12) В книге «Врата высказываний наших учителей» АРИЗАЛа (трактат «Санедрин» 90а) и в предисловии №24 книги «Врата реинкарнаций» объясняется разница между душами всех евреев, у которых есть удел в грядущем мире, и теми, кого перечислили наши мудрецы, что нет у них удела. И это не противоречит объяснению о душах всех евреев, которые без всякого исключения удостоятся воскрешения из мертвых.
Ведь там объясняется — в этих записях АРИЗАЛа — что речь идет о награде для душ и в грядущем мире, то есть в грядущем мире во время сразу после кончины, что также включено в термин «грядущий мир», как следует из комментария, начинающегося словами «Понять объяснение идеи праотцов» (и см. РАМБАМа в «Законах о раскаянии» 8:8 и комментарии на это. И его слова подходят к тому, что сказано в мидраше р. Нехуния бен а-Кана и это пропущено в книге «Зоар» I 265а из «Сефер а-баир» и приводится у РАМБАНа в книге «Врата воздаяния» и в «Основах». И в книге «Аводат а-кодеш» там, часть 77 и это нужно понять) и там не идет речь о грядущем мире, о награде для души в теле.
13) И надо понять, что РАМБАМ приводит это мнение из «Берейшит раба» (14:6. И см. там в «Яфэ тоар»), а не из трактата «Таанит».
14) См. также об этом в книге «Зоар» I 93а и в начале главы «Ноах» и объяснении Цемах-Цедека в «Ор а-Тора» там.

Опубликовано: 26.03.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter