Позиция Торы по отношению к теории эволюции

22.07.2020 709 (2)
Перевод: Шолем Лугов Источник: «Игрот Кодеш» письмо №1997
Позиция Торы по отношению к теории эволюции
Позиция Торы по отношению к теории эволюции

Вы пишите о позиции Торы и традиционного иудаизма по отношению к теории эволюции. Вы, вероятно, ссылаетесь на теорию Дарвина (или, возможно, на теорию Ламарка).

Позиция Торы очень ясна. Одна из причин, по которой нам заповедано отдыхать в седьмой день каждую неделю, заключается в том, что «шесть дней созидал Всевышний небо и землю, а в седьмой день прекратил (созидание) и почил». На основе этого мы можем сделать вывод, что шесть дней творения — это простые дни в самом буквальном смысле, а не шесть эпох, как утверждают некоторые. В различных книгах наших мудрецов доказывается, что дни творения длились по двадцать четыре часа.

2) В рассказе об истории создания мира также указывается, в каком порядке это происходило: что было сотворено в третий день, затем в четвертый, пятый и шестой. Таким образом, каждый вид был создан независимо. Простой смысл Писания таков, что на земле произрастают растения, рыбы, змеи, птицы и дикие звери, домашние животные, а только после этого был создан человек. А не то, что один вид живых существ произошел от другого.

Примечание. Известны объяснения, которые можно найти в различных книгах, как Вы сами цитируете в своем письме и связываете их с теорией эволюции. Однако, при анализе этих книг и эссе легко понять, что что их содержание вовсе не отражает настоящего признания правоты данной теории, а имеет конкретную цель, которую мы находим в апологетических работах. Их авторы старались продемонстрировать народам мира, что их идеи и концепции появляются даже в священных текстах и в словах наших мудрецов. Сами же авторы этих работ признавали, что данные ими объяснения несостоятельны и даны под сильным давлением извне. В результате чего они чувствовали, что вынуждены дать подобные объяснения, дабы изменить в лучшую сторону мнение «масс» о нашей святой Торе и отношение их к ней, хотя они очень хорошо знали, что их интерпретация не была истинной...

То же самое относится и к некоторым еврейским философам от средневековья и до нашей эры. Они хотели освятить Имя Б-га, искажая слова наших мудрецов, чтобы приспособить их к «научным» теориям, думая, таким образом, поднять их авторитет в глазах различных еврейских кругов или также среди других народов.

Я также приведу еще один пример. Мы знаем, насколько колебались великие мудрецы в отношении согласования простого смысла слов Писания о вращении Солнца и Луны вокруг Земли, которая остается на своем месте, с теорией Коперника, долгое время считавшейся абсолютной истиной. А потом появилась теория относительности Эйнштейна и доказала (и очевидно, что этот вывод принят наукой исключительно на основе ее современных знаний [которые могут развиваться]), что наука, на самом деле, неспособна доказать отношение звезд и Земли — какая из этих планет движется, а какая неподвижна. Следовательно, действительно возможно [даже с научной точки зрения], что Земля неподвижна, а звезды вращаются вокруг нее. Поэтому нет необходимости искажать стихи Писания и игнорировать их простой смысл, применяя при этом притянутые за уши толкования. Это справедливо для всех слов наших мудрецов, которые должны быть истолкованы в самом буквальном смысле.

Земля
Земля в центре Вселенной...

3) Возвращаясь к самой теории эволюции — всем известно, что когда наука выдвигает какую-то гипотезу, это необходимо для объяснения различных феноменов или явлений, которые можно увидеть в реальности. Кроме того, эта гипотеза должна быть основана на выводах, ставших результатом наблюдений человека за природой. Иначе говоря, цель научной гипотезы — дать объяснение некого сложного и странного явления в природе при помощи доказательств, взятых из самой природы. Таких, что представят данное явление гораздо более простым и бесхитростным. При этом в числе первейших требований к любой научной теории — чтобы можно было эмпирически проверить свои выводы, чтобы определить их соответствие действительности.

То же самое касается того, что является предметом нашего разговора. Некоторые задаются вопросом: как были созданы различные виды, составляющие природу, и откуда они берутся, будь то минералы, растения, животные или люди. В качестве ответа на этот сложнейший, по их представлениям вопрос, они представили теорию, что изначально были примитивные существа, которые затем постепенно развивались и превращались в более сложные. Пока из одноклеточного создания не появились животные, а затем и человек.

Дарвин
Дарвин удивлен...

Чтобы такая гипотеза считалась «научной», она должен удовлетворять нескольким упомянутым выше условиям:

а) Эволюция от примитива к сложному существу должна иметь свой эквивалент в природных явлениях. Должен быть хотя бы один достойный доверия человек, способный свидетельствовать о том, что он несколько раз наблюдал подобное явление.

Но всем известен факт, что нет ни одного достоверного свидетельства о том, что определенный вид развился из другого вида. То, что было обнаружено, и то, что сам Дарвин описывает в своей известной книге, это лишь незначительные изменения в некоторых органах. А по поводу найденных окаменелостей, напоминающих живые виды, было всего лишь высказано предположение о переходе одного вида в другой как с в случае с видами голубей или лошадей, на который в наибольшей степени опирается теория эволюции.

б) Явление, объясняемое с помощью теории эволюции, должно быть проще и легче для понимания, чем вера в то, что все было создано из ничего.

Тем не менее, нет никаких естественных доказательств, которые позволили бы сказать, что простейший организма превратится рано или поздно в человека, чем считать, что он был создан из ничего. Другими словами, объяснение, что группа атомов и молекул сразу же объединились таким образом, что сформируется человек, не менее трудно принять, чем теорию о том, что простейшие клетки постепенно претерпели в ходе своего существования такие изменения, что с течением времени стали органами тела, каждый со своей уникальной целью: головной мозг, глазное яблоко или пятка стопы.

4) Некоторые виды среди растений и примитивных живых существ имеют особенно короткую продолжительность жизни. Поэтому человек может наблюдать происходящие в них изменения в течение нескольких поколений. Также исследователь может изменить в большой степени условия их жизни. Несмотря на это, ни одному из ученых до сих под не удалось превратить один вид в другой. Ученым удалось лишь в определенной степени изменить характер растения, животного или создать новый, промежуточный вид в результате скрещивания, тогда как они никогда не были в состоянии развить более сложный от более примитивного вида.

5) Существует принцип неизменности материи, безоговорочно принятый всеми учеными или используя формулировку, в большей степени соответствующую последним выводам науки, неизменности комбинации материи и энергии.

Согласно этому принципу, мы должны признать, что все атомы со всеми составляющими их элементами уже присутствовали в начале творения (или что они всегда существовали, как утверждают еретики). В соответствии с этим, теория эволюции должна привести нас к выводу, что все атомы присутствовали с самого начала, но были разрозненными. После этого они по-разному смешались странным образом в особых условиях. Однако, согласно статистике и теории вероятности, возможность выполнить все необходимые условия сразу практически равна нулю. Более того, в соответствии с этой теорией следует сказать, что эти (практически невозможные в соответствии с наукой) условия тем не менее существуют в течение миллионов или даже миллиардов лет и что эволюция в течение всего этого времени всегда шла в одном и том же направлении, то есть от самого элементарного до самого высокого и наиболее развитого.

И наоборот, с точки зрения верующего человека можно сказать, что Б-г создал все атомы в мире из ничего. Понятно, что Творец может дать жизнь не только элементарным клеткам, но и существам с несколькими миллионами клеток одновременно.

Примечание: некоторые люди, верующие в сотворение мира Всевышним, придерживаются теории эволюции, которая, как им кажется, дает ответ на неразрешимый без нее вопрос: почему Б-г создал так много разных видов, пользы которых они, люди эти, не видят?..

Однако теория эволюции ответ на этот вопрос не дает, так как согласно Торе законы природы также были установлены Всевышним. Напротив, теория эта порождает встречный вопрос: в чем состоит польза таких законов природы, позволяющих создавать так много существ, которые, по их мнению бесполезны?..

6) Теория эволюции вызывает и другие вопросы, и выглядит не до конца обоснованной, из-за чего у неё есть немало противников в научном мире. См., например, книги Флейшмана (Fleischmann) или Шиндевольфа (Schindewolf), в которых Вы найдете серьезную критику этой теории.

Кроме того, Вы, несомненно, знаете, что в самой теории эволюции есть несколько противоречий, например, при расчете возраста Земли. Например, один расчет устанавливается в зависимости от количества соли в океане, другой основан на количестве радия, свинца и урана, найденных в определенном месте, третий учитывает текущее положение Солнца, а четвертый устанавливает возраст Земли согласно окаменелостям и различным слоям, которые составляют почву. В зависимости от того, какой используется метод, его результаты радикально отличаются друг от друга.

7) Следует заметить, что даже если кто-либо выступил сегодня с заявлением, что один вид может теперь развиваться из другого и что он сам был свидетелем этого, утверждение это никоим образом не противоречило бы религии и нашей вере (хотя, как уже было сказано, речь идет о столь странном и необычном явлении, принять которое за действительность не вправе ни один ученый, пока не будут представлены ему неопровержимые доказательства). Я же изложил выше лишь ту позицию, согласно которой действительный порядок творения был таким, каким описывается он в нашей святой Торе. А именно, что на третий день произошло то, о чем сказано: «Извлекла земля поросль, траву семяносную по виду ее, и дерево, дающее плод, в котором семя его, по виду его». Иными словами, с самого начала каждый вид был отделен от другого, о чем наши мудрецы говорили, что всё это было создано в течение двенадцати часов третьего дня творения. То же самое относится и к сотворению (или или размещению в небесной сфере) светил и звезд в течение четвертого дня, создания рыб и птиц в пятый день и домашних животных, диких зверей, а также человеческих существ в шестой день.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из писем Ребе (другие статьи):