СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:35

Вред изучения светских предметов еврейскими детьми

Предлагаем вам подборку цитат из выступлений и писем Любавичского Ребе Короля Мошиаха в вреде изучения светских предметов для еврейских детей.

3783 (54) мин.
Свободный перевод:Шолем Лугов

Предлагаем вам подборку цитат из выступлений и писем Любавичского Ребе Короля Мошиаха в вреде изучения светских предметов для еврейских детей.

Что вызывает изучение светских предметов?

«Отупляет и закупоривает мозги детей» (беседа на «Симхат-Тора» 5715 г.)

Что мешает ученикам понять и изучать Тору (Пятикнижие, Мишну, Талмуд и т.д.)?

«Изучение светских предметов мешаю усидчивости и постоянству при изучении Торы» («Игрот Кодеш» том 17, стр. 128).

«Вовлечение в изучение светских предметов отрицательно влияет на погруженность в изучение Торы» («Игрот Кодеш» том 10, стр. 299).

«Когда нет светских предметов, ученик способен лучше и глубже понять Тору» («Игрот Кодеш» том 19, стр. 292).

Когда изучение светских предметов наносит особый вред?

«Три первые года, когда ребенок начинает учиться, это самое основное и важное время для достижения успеха в будущем. И именно в это время берут ребенка и отупляют его голову английским языком, геометрией и т.д. Хорошо бы было, если бы и более старшие не знали бы подобных вещей! И тем более дети — до 9 лет, до 12 лет и я сказал бы также о последующих годах, но если требовать слишком много, то можно не достигнуть ничего… И сказано „Я буду обитать в них» — то есть желание Всевышнего обитать именно в голове еврейского ребенка — так берут его и отупляют светскими предметами!» (беседа на «Симхат-Тора» 5715 г.)

Почему Алтер Ребе использовал по отношению к светским предметам слово «нечистота»?

«Хотя мы не видим никаких изменений в оскверненной нечистотой вещи… и внешне она кажется совершенно нормальной… после прикосновения к нечистой вещи… нельзя войти в святое место… и отсюда понятно, насколько серьезен ущерб в изучении внешних наук, так что Алтер Ребе пишет об этом не как о запрете, а как о нечистоте…» (беседа 12 Тамуза 5743 г.)

Что делать, если ребенок предпочитает игры вместо учебы Торы?

«…И стоит также уменьшить часы изучения светских предметов, если нельзя совсем отменить это, ведь возможно это намек, что он не хочет изучать светские предметы» («Игрот Кодеш» том 10, стр. 293).

Может ли изучение светских предметов принести какую-то пользу? В заработке или нахождении работы в будущем…

«Когда человек утверждает, что если ребенка учить английскому языку и т.п., тогда будет у него материальная выгода, так это ведь утверждение, которому совсем нет места… Всякая вещь, в которой есть польза, написана в Торе и если бы была какая-то материальная польза в изучении внешней мудрости, это должно было бы быть законом Торы. Но так как в Торе нет такого указания и наоборот, ясно сказано, что это запрещено и это отупляет аспект ХАБАДа в душе, то это значит,что в этом нет никакой материальной пользы, а наоборот» (беседа на «Симхат-Тора» 5715 г.).

«Вы посвятили свое время изучению Торы и поэтому не учите как следует английский язык и спрашиваете, правильный ли это порядок, тогда как Вам 17 лет. Несомненно, это правильная вещь… Это значит, что с помощью прибавления усидчивости и углубленности при изучении Торы это является самой лучшей и подходящей подготовкой для заработка в жизни, когда придет время для этого» («Игрот Кодеш» том 17, стр. 38)

Наносит ли ущерб эта учеба девочкам?

…Как я уже писал, необходимо поддержать продолжение учебы девушек в самом Кфар-Хабаде. Но что касается изучения светских предметов, то посоветовавшись с религиозными организациями, надо учить их один или два раза в неделю. Даже если для этого придется ехать в Тель-Авив всем вместе, в этом случае нет ответственности и больших расходов. И все зависит от настоящей заинтересованности хабадников, которые поймут, насколько важно воспитание хабадских девочек… («Игрот Кодеш» том 21, стр. 303)

«В задачи общественных деятелей ХАБАДа не входит распространение изучения светских предметов и, особенно, среди дочерей хасидов» («Игрот Кодеш» том 9, стр. 212).

«Необходимо создать учебные заведения для девочек, где они получат кошерное воспитание — вплоть до воспитания на основе святости» (Сефер а-Сихот 5750).

Нужно ли готовить мальчиков и девочек к «будущему» в материальном смысле?

В ответ на письмо от 26 Тишрея, в котором пишете возражения теории направленной против того, чтобы не затуманивать мозги детей «внешними» вещами. И как сказали мудрецы, наоборот, быть более… для изучения святых предметов. И удивительны эти возражения, так как нет им места в разуме (только, видимо, в желании, но желание подкупает и вводит в заблуждение разум, в особенности человеческий разум животной души). И понятно, что Вы правы в своем поведении, только нужно стараться всеми силами, чтобы не шли свободные ото всего. А нужно занять их изучением святых предметов и повторением этой учебы... («Игрот Кодеш» том 14, стр. 43).

«...если Вы будете продолжать свою учебу с требуемыми прилежанием и постоянством, это послужит самой лучшей помощью способной помочь в обеспечении семьи заработком. А не с помощью того, что Вы прекратите, не дай Б-г, свою учебу и начнете работать» («Игрот Кодеш» том 17, стр. 19-20).

«…Вы пишете по поводу сына, что Вас волнуют его недостаточные знания светских предметов и поэтому Вы не знаете, как он устроится в будущем. …И так как ему 18 лет, лучше всего для него не только в духовном, но и материальном смысле, чтобы не сбивали его с толку мысли о будущем и т.д., а чтобы он учился спокойно, с прилежанием и постоянством. И Тот, кто питает и поддерживает все живое, несомненно уже приготовил канал для его заработка» («Игрот Кодеш», том 10, стр. 345).

Указания руководству школы и йешивы

«…вы пишете об изучении светских предметов, так идея в том, что в сферу действия ХАБАДа не входит основывать школы с изучением светских предметов, даже если это второстепенная вещь. И нарушили вы это правило (только вас заставили), что подобно тому, что происходит в США с ведома моего тестя и учителя, что до возраста с которого правительство обязывает учебу изучают минимум требуемых законом светских предметов. Ведь без этого невозможно чтобы существовали хедеры и начальные классы, а также классы сети Талмуд Тора в Кфар-Хабаде и Бейт Ривка… Но не так, что касается трудовой школы и вообще классов, которые вышли из возраста, когда образование обязательно. Но только есть родители или движение группы близкой к ХАБАДу людей, которые хотят, чтобы изучали также светские предметы, и это изменение, на которое нельзя пойти» («Игрот Кодеш», том 9, стр. 188-189).

«…распространение учебы светских предметов не входит в область деятельности общественных деятелей Хабада и они не должны вообще давать школам, особенно таким, свидетельства о кашерности» («Игрот Кодеш», том 11, стр. 61).

«Что касается огорчительного вопроса… так в чем польза в утешениях, которыми утешают себя и других второстепенными вещами в то время, как души учеников и учениц горько кричат про себя, но их не слышат. И они просят, что хотят и желают учиться в организации, которую основал мой тесть и учитель, Ребе… которая должна управляться именно в соответствии с его духом и намерением. Но вместо этого ведь есть несколько классов, где учатся по такому методу, который внедрили просвещенцы во время их войны со всем святым для евреев и растрачивают на это дорогое время. И нет достаточно времени из-за упорства в этой теории и обильности светских предметов и т.д. и более того, в некоторых классах предваряют изучение светских предметов учебе Торы» («Игрот Кодеш» том 10, стр. 29).

«Очень правильно организовать учебу таким образом, что те, кто хочет, и особенно те, кто прибыл из-за океана, смогли бы не учить светские предметы. И несомненно есть также и такие, что если и ученики хотят этого, то руководство должно постараться, чтобы они не учили это» («Игрот Кодеш» том 5, стр. 197).

Порядок изучения светских предметов, когда это вынужденно

«…Вы спрашиваете в письме можно ли изменить порядок в части классов, чтобы сначала учили светские предметы, а затем — святые. …Всякое изучение светских предметов в йешиве противоречит всей идее йешивы „Томхей Тмимим“ со дня ее основания. Я не знаю как развивались события и каким образом согласились на это, не было ли при этом нарушения указания. Но в любом случае, вся идея этой учебы только со стороны того, что заставляют и вынуждают делать это. Поэтому понятно, что не следует делать никаких изменений в противоположную сторону, так как нужно горевать и о нынешней ситуации, в частности когда это призвано изменить весь порядок, каким он был многие годы и сделать это в худшую сторону» («Игрот Кодеш» том 6, стр. 114).

Опубликовано: 29.07.2012 Комментарии: 54 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter