СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 10:56

Еврейское наследие

Вы, конечно же, спросите: «Как можно перенять любовь по наследству?» И действительно, сын может быть похож на отца чертами лица и характером. Но сказать, что сын по своей природе будет любить то, что любил его отец, что он будет придерживаться взглядов отца и т.п. — это абсурд!

Йоси а-Леви 22.08.2004 4916 мин.

В истории образования еврейского народа прослеживаются два основных этапа. Первый — это жизнь наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, передавших нам по наследству особые еврейские качества. Второй же — это дарование Торы, на котором еврейство получило новое значение.

Маймонид в «Законах о разводе» (гл. 2, закон 20) говорит, что в действительности каждый еврей хочет выполнять волю Всевышнего, но ему мешает дурное начало. В учении хасидизма объясняется, что это желание (исполнить волю Всевышнего) передается нам по наследству. Таким образом, среди других качеств мы переняли у наших праотцов чувства любви и страха перед Всевышним.

Вы, конечно же, спросите: «Как можно перенять любовь по наследству?» И действительно, сын может быть похож на отца чертами лица и характером. Но сказать, что сын по своей природе будет любить то, что любил его отец, что он будет придерживаться взглядов отца и т.п. — это абсурд! Вера, мнения, чувства по наследству не передаются, так как не являются частью человека — они непостоянны. Сегодня человек думает одно, а завтра, получив новую информацию, он может с легкостью изменить свое мнение. То, что он вчера любил, возможно, завтра он возненавидит.

Авраам поставил условие, чтобы его сын Ицхак женился только на девушке из его семьи, так как ее члены были наделены хорошими чертами характера. Тот факт, что они были идолопоклонниками, не смущал Авраама: ведь вера не переходит по наследству, и можно было найти в семье девушку, которая не будет поклоняться идолам.

Черты характера, в свою очередь, имеют более глубокую связь с нашим «я». Например, жестокому человеку очень тяжело изменить свою природу, но это возможно через упорную работу над собой. Поэтому черты характера могут передаваться детям: часто сын доброго человека сам оказывается добрым и наоборот. Но так как характер в принципе можно изменить, мы видим, что и он не является сущностью индивидуума и поэтому не факт, что дети унаследуют характер отца. Есть только одно, что мы не в силах изменить. Мы — люди! Даже если мы будем вести себя как животные, мы останемся людьми. И по этой же причине наши праправнуки тоже останутся людьми. Тут уж старайся, не старайся — стопроцентная наследственность! Ведь это наше настоящее «я».

Связь между нашими праотцами и Всевышним — не просто любовь или страх, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Это нечто вечное, ставшее неотъемлемой частью отцов. Если характер с большим трудом, но можно переделать, то стремление Авраама, Ицхака и Яакова выполнять Высшую Волю изменить невозможно! Это стремление, эта связь, эта любовь и является их сущностью, их «я». А как мы сказали, только сущность человека передается по наследству всем потомкам. Точно так же, как мы уверены, что потомком человека будет человек, абсолютно так же мы уверены, что каждый еврей наследует любовь и страх перед Всевышним.

Это подтверждается на примере прозелита или гера — человека, принявшего иудаизм. Про таких людей наши мудрецы говорят, что они подобны новорожденным. Это происходит из-за того, что вопреки всем законам природы они получают все вышеупомянутые еврейские черты, что делает их совершенно другими людьми. Например, брат и сестра, принявшие иудаизм, могут вступить в брак, так как по еврейскому закону они уже не считаются родственниками (хотя на практике это запрещено мудрецами). Наследует же эти черты только тот, кому передает их Всевышний, то есть только еврей по закону Торы.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter