Врата трех

24.10.2018 | 913 | (3)
Рабби Йеуда а-Наси Перевод: Шмуэль Фортман а-Парци
Врата трех
Врата трех

Этот труд составил рабейну а-Кадош (рабби Йеуда а-Наси), приводится в трактате выдающегося каббалиста рабби Элияу ди-Видаша (1510-1885 гг) «Решит хохма» («Начало мудрости»), раздел «Хупат Элияу раба».

1) ТРИ добрых качества сотворил Всевышний в своём мире через трёх праведников. Вот они: седина, старость и болезнь. Старость — через праотца нашего Авраама, как сказано («Берейшит» 24:1): «И Авраам стар». Сказали («Берейшит раба» 65:9), что со дня, когда сотворил Всевышний свой мир, до того, когда пришел праотец наш, Авраам, в этот мир, все те двадцать поколений — не было у них болезней. Когда вырастал сын у отца — не могли различить кто родился раньше. И не могли отличить учителя от ученика. И не знали кому следует выражать почёт. А когда пришёл праотец наш Авраам, сказал Ему: «Властелин мира, если подходит это тебе — сделай разницу между малым и старшим, между отцом и сыном, между учителем и учеником». Сказал Всевышний: «Стоит Мне даровать это доброе качество через этого праведника».

2) БОЛЕЗНЬ через Яакова, как сказано («Берейшит» 48:1): «И было сказано Йосефу: вот отец твой болен». Со дня, когда сотворил Всевышний свой мир, до того как пришел Яаков — человек шел в пути и умирал. А когда пришел Яаков — сказал Ему: «Владыка мира! Если подходит Тебе это — пусть заболевает человек и лежит на кровати, чтобы завещать сыновьям и домашним своим». Сказал Всевышний: «Стоит Мне даровать это доброе качество через этого праведника». Как сказано («Берейшит» 49:33): «И окончил Яаков завещать своим сыновьям…».

3) А ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ — через Хизкияу, короля Иудеи. Со дня когда сотворил Всевышний свой мир — не было такой болезни, от которой можно было выздороветь. А когда пришел Хизкияу, сказал Ему: «Владыка мира! Пусть будет угодно Тебе, чтобы выздоравливал человек от болезни, и спускался с той кровати, на которую восходит — чтобы воспевал и благодарил Тебя все дни жизни своей». Сказал Всевышний: «Стоит мне даровать это качество через этого праведника». Как сказано (Йешаяу 38:9): «Письмо Хизкияу, когда заболел он и ожил после болезни».

4) ТРИ вещи должен человек созерцать ежедневно («Батей Мидрашот» II 118). Вот они: а) Когда входит в туалет — пусть говорит: «Смотри, ты подобен скотине» (см. трактат «Хагига» 16б). б) Когда пускает кровь, пусть говорит: «Смотри — ты плоть и кровь». г) Когда стоит подле умершего, пусть говорит: «Конец твой — ничто».

5) ПО ТРЁМ причинам разоряются семьянины (см. трактат «Гитин» 38б; «Оцар Мидрашим» лист 165, параграф 5). За то, что едят и пьют в час, когда следует заниматься нуждами общины. И за то, что навещают свои поля и виноградники в Шабат. И за то, что освобождают кнаанейских рабов и рабынь.

ТРИ вещи задуманы, и если ещё не произошли — закон твердит, что произойдут (трактат «Псахим» 54б). Вот они: мёртвый завоняет, об умершем забудут, а урожай — сгниёт. Если бы мёртвые не воняли — не закапывали бы людей. Если бы о них не забывали — не прекращали бы оплакивать их. А если бы урожай не гнил — люди не продавали бы свой урожай никогда.

6) РАБИ Шимон бен Менасия говорит («Оцар Мидрашим» лист 165, параграф 11; трактат «Хагига» 16а): «О трёх вещах возвещает Всевышний ежедневно: о мудреце, у которого нет хлеба в корзине; о мудреце, который не занимается Торой в последнюю треть ночи, о котором говорит Писание (Мишлей 26:14): „Дверь вертится на оси, а лентяй на кровати“; и о том, кто гордится впустую».

ТРИ вещи, о которых должен человек просить милосердия (трактат «Брахот» 55а): о хорошем кормильце, о здоровом сне и хороших снах.

ТРИ вещи подобны грядущему миру (трактат «Брахот» 57б): Шабат, Солнце и совокупление.

ТРИ «сразу» есть (трактат «Брахот» 42а): сразу за омовением — благословение, сразу за упоминанием о Геуле — молитва, сразу за рукоположением — шхита (резка).

ТРИ вещи сказаны о ногтях (трактат «Нида» 17а): тот, кто закапывает их — праведник; тот, кто сжигает — благочестив (хасид); тот, кто выбрасывает их — злодей.

ТРИ вещи приводят человека к подагре («Батей Мидрашот» вторая часть, повествование 118), болезни ног: тесная обувь, короткая постель и частые совокупления.

ТРИ привлекательности есть (трактат «Сота» 47а): привлекательность жены в глазах мужа; привлекательность заработка в глазах заработавшего; и привлекательность Торы в глазах исполняющих её указания. Некоторые говорят также и привлекательность места в глазах его обитателей.

ТРОЕ удостаиваются грядущего мира (трактат «Псахим» 113а): тот, кто живет в Земле Израиля; тот, кто приучает сына к изучению Торы; и тот, кто совершает авдалу над вином на исходе Шабата.

7) ТРИ вещи, совершая которые человек ставит себя в опасность (трактат «Псахим» 112б). Вот они: сидеть в тени свечи; гасить свечу устами — ибо становится эпилептиком; и тот, кто совокупляется при свече — ибо у него родятся сыновья эпилептики.

ТРИ раза возвещает Всевышний, каждый день (см. трактат «Эрувин» 13б): «Лучше человеку не быть сотворённым. А теперь, когда сотворён — пусть раздумывает о своих поступках и исполняет волю Властелина своего».

ТРИ вещи, которые не может человек избежать ни дня (трактат «Баба Батра» 164б): помысле о грехе, невнимательная молитва и отголоски злоязычия. Сказал Рав Йеуда: большинство людей ворует, меньшинство развратничает, но все — оскверняются отголосками злоязычия.

8) О ТРЁХ вещах вздыхают самаритяне ежедневно («Батей Мидрашот» часть 2, повествование 118): о Шабате, о Торе и об обрезании.

ТРОИМ нет прощения (см. трактат «Псахим» 113б): тому, кто возмущается Его правлением; тому, у кого на устах одно, а другое на сердце; и тому, кто видел как товарищ его грешил и единолично свидетельствует о нём.

ТРИ вещи весьма тяжело исправить раскаянием (см. трактат «Баба Мециа» 58б): совокупление с замужней женщиной; получение выгоды от разорения товарища; и выставление товарища в дурном свете. Некоторые говорят: также и публичный выговор товарищу, даже на тему Торы.

9) РАБИ говорит: три греха были записаны Йирмией, о каждом из них сказано (Йирмия 9:8): «разве за эти не спрошу с них?». Тот, кто совершает их — нет ему прощения, и день Искупления не искупает, не искупают страдания и день смерти не приносит прощения. Вот они: склонение суда, совокупление с замужней женщиной и злоязычие. Склонение суда, как сказано (Йирмия 5:28): «Разжирели, разбогатели … суда не судили такого, чтобы правым остаться сиротам». Совокупление с замужней женщиной, как сказано (Йирмия 5:8): «Откормленые жеребцы, спешат к жене товарища лихо». И сказано об этом (Йирмия 5:9): «разве за эти не спрошу с них?». О злоязычии сказано (Йирмия 9:7): «Стрелы наточенные языки их, говорят коварно». И сказано об этом (Йирмия 9:8): «разве за эти не спрошу с них?». Спросили ученики рабана Йоханана сына Закая: «Из этих трёх — какой самый тяжелый?» Сказал им: «Злоязычие — самый тяжелый из трёх».

10) ТРИ вещи ослабляют тело (см. трактат «Гитин» 70а): еда стоя, питьё стоя и совокупление стоя.

РАШБ»И говорит (см. трактат «Нида» 16б): «Троих ненавидит Всевышний: того, кто держится за член, когда мочится; того, кто совокупляется без покрытия, о таком говорят что он ведёт себя как скотина; и того, кто рассказывает нечто из бесед со своей женой кому либо».

ТРОИХ любит Всевышний (трактат «Псахим» 113б): того, кто не злится; того, кто не напивается; и того, кто не возмущается Его правлением. Рав Гуна, сын Рава ослаб и ушел в тот мир на несколько ночей и несколько дней. Кога вернулся, спросили его ученики: «Учитель наш, за что освободили тебя?». Ответил им: «Дети мои! Счастлив тот, кто не возмущается Его правлением. История такова: пришли полчища ангелов служителей и свидетельствовали в мою пользу, но их доводы не были приняты. Пока не пришел один ангел и не сказал им: кого вы желаете защищать? Не того ли, который никогда не возмущался Моим правлением? Сразу же отпустили меня из смерти к жизни».

11) ДЕВЯТЕРО зашли живыми в Ган Эден, по нашей вере, и не испытали вкуса смерти («Оцар Мидрашим» лист 176 и др.): Биньямин сын Яакова, Килав сын Давида, Сэрах дочь Ашера, Батья дочь Фараона, Элиэзер раб Авраама, Эвед царь Куша, Элияу и Яавец сын рабби Йеуды а-Наси. Некоторые говорят: также и рабби Йеошуа сын Леви.

ТРОИМ жизнь — не жизнь (трактат «Псахим» 113б): милосердным, вспыльчивым и истонченным умом.

ТРИ вещи слепят глаза человека (трактат «Хагига» 16а): рассматривание радуги, рассматривание лица мертвеца и рассматривание коэнов во время произнесения благословения.

12) ТРИ вещи продлевают дни человека (трактат «Брахот» 54б): продление молитвы, продление трапезы и скромное поведение в туалете. Учили: тот, кто внимательно молится — в конце его молитва будет принята, как сказано (Теилим 10:17): «Приготовь сердца их, пусть прислушается к ним ухо Твоё». Тот, кто гостеприимно ведёт себя за столом — в конце становится богатым, как сказано (Мелахим I 5:2): «И было продовольствие Шломо в один день — тридцать мер…». И далее сказано (Мелахим I 10:21): «Серебро не ценилось в дни Шломо ни во что». А тот, кто скромно ведёт себя в туалете — дурной дух и смерть не могут с ним совладать. Как это упомянуто о Шауле: когда он вошел в пещеру, хотел Давид его убить (трактат «Брахот» 62б). Но когда увидел, что тот скромно себя ведёт — не убил его, как сказано (Шмуэль I 24:11): «И сказал: убить тебя, но пожалел тебя».

13) ТРИ вещи укорачивают дни человека: тот, кому предлагают читать Тору и не читает; стакан для благословения и не благословляет; и тот, кто высокомерно себя ведёт. Некоторые говорят: также и тот, кто видит свиток Торы и не встаёт перед ним.

ТРОЕ близки к смерти и далеки от жизни (см. трактат «Гитин» 70а, «Оцар Мидрашим» лист 167). Вот они: тот, кто спит стоя; тот, кто пускает кровь стоя; и тот, кто совокупляется стоя.

ТРОЕ стареют раньше времени («Батей Мидрашот» т. 2, история 118): тот, кто живёт на высоком этаже; тот, кто выращивает петухов; и тот, к чьим словам не прислушиваются.

ТРОИМ жизнь — не жизнь (трактат «Бейца» 32б): тот, кто живёт за счет товарища; тот, кем правит жена; и тот, кого мучают несчастья.

ТРОЕ не попадают в ад (трактат «Эрувин» 41б): тот, у кого болезнь кишок; тот, у кого проблемы от бедноты; и нищий. Рабби Меир говорит: также и тот, у кого плохая жена.

ТРИ вещи завещал рабби Йеошуа своему сыну (трактат «Псахим» 112б): не причиняй себя физического ущерба; не приценивайся, когда у тебя нет денег; если твоя жена чиста — удели ей первую ночь.

ТРИ вещи легки (см. трактат «Баба Батра» 98б): жить у тестя; гостю пригласить гостя; и чрезмерно напиться.

14) ТРИ вещи сказали наши мудрецы (здоровья им!) (трактат «Шабат» 41б): «Тот, кто поел и не запил — еда его кровь, и это начало болезни кишок». Это сказано лишь об утренней трапезе. «Поел и запил, но не прошелся (после трапезы) четыре шага — гниют его кишки и это начало дурного духа». Это сказано лишь о вечерней трапезе. «Хотел в туалет и поел — подобен печи, которую растопили на пепле, и это начало запаха изо рта. Помылся в горячей воде и не ополоснулся холодной — подобен железу, которое вынули из плавильни и не окунули в воду».

ПО ТРЁМ причинам не входят в развалины (трактат «Брахот» 3а): чтобы не попасть под подозрение, из-за опасности обвала и из-за вредителей.

ТРОЕ кричат, но не услышат ответа (см. трактат «Баба Мециа» 75б): тот, кто одалживает свои деньги без свидетелей; тот, у кого плохая жена и не разводится с ней; тот, кто живет в плохом городе и не переезжает.

ТРИ сна исполняются (трактат «Брахот» 55б): утренний сон; сон о человеке, который увидел его товарищ; и сон, в котором пояснили значение этого сна.

ТРИ вещи проверяют человека: вино, уксус и вежливость.

15) ТРОЕ кричат, но не получают ответа (см. трактат «Баба Мециа» 75бб): тот, кто ставит над собой господина; тот, кто раздаёт свое имущество при жизни; и тот, кто выдаёт малолетнюю дочь замуж.

ТРИ вещи (места), в которых нет почёта (трактат «Брахот» 46б): синагога, туалет и баня. Некоторые говорят (трактат Брахот» 46б): не проявляют знаков почтения на мостах, в пути и с грязными руками.

ТРИ вещи, которые не должен человек предлагать товарищу по собственной инициативе, лишь если тот его попросит. Вот они: свою дочь, своего ученика и свои деньги.

ТРИ вещи приводят человека к бедноте (см. трактат «Шабат» 62б; трактат «Псахим» 112б; трактат «Нида» 17а): тот, кто совокупляется днём без одежды; тот, кто стоит голый при свече; и тот, кто совокупляется при живом существе, даже при петухе.

ТРИ вещи приводят человека к богатству (см. трактат «Нида» 70б): внимательная молитва; честная коммерция; и скромное поведение перед домашними. Некоторые говорят (см. трактат «Санедрин» 72а): также и тот, кто обладает знанием, как сказано (Мишлей 24:4): «Знание комнаты наполнит всеми благами драгоценными и приятными».

ТРОЕ арестантов есть: прокажённый; охранник и женщина.

ТРИ вида затрат есть, в которых нет благословения (см. трактат «Псахим» 50б): наём женщины, съём мельницы и съём скотины.

ТРИ вещи, которые вернулись на своё место (см. трактат «Псахим» 50б; «Ялкут Мишлей» 960): Тора; Исраэль; серебро и золото. Тора с небес, как сказано (Дварим 4:36): «С небес Дал тебе услышать». Когда согрешил народ Израиля с тельцом — разбиты были скрижали и написанное на них — вспорхнуло на своё место, как сказано (Мишлей 23:5): «Лишь окинешь его взлядом — и нет его». Народ Исраэля — с другой стороны реки, как сказано (Йеошуа 24:2): «На другой стороне реки обитали ваши отцы». Туда вернулись, как сказано (Йирмия 27:22): «В Вавилон приведены были и там были». Серебро и золото было из Египта, как сказано (Шмот 3:22): «И одолжит женщина у соседки своей». И туда вернулись, как сказано (Диврей а-Йамим 2 12:9): «И поднялся Шишак, царь Египта».

ТРИ вещи уводят человека от познания Творца и сводят его с ума (см. трактат «Эрувин» 41б): проблемы бедности; нищета; и дурной дух.

16) ТРИ вещи выводят человека из мира (трактат «Авот» 2:11): дурной глаз; дурная натура и ненависть творений.

ТРИ вещи выводят человека из мира (см. трактат «Хагига» 3б): тот, у кого нет обуви и верхней одежды; тот, кто ночует на кладбище. Некоторые говорят, что также и тот, кто рвёт свою одежду во время гнева.

ТРИ вещи сказали наши мудрецы (см. трактат «Бехорот» 44б): множащий кровь — множит чесотку; множащий желчь — множит болезни; множащий семя (сперму) — множит проказу.

ТРИ не-иссякающих источника есть в человеке: кровь, желчь и семя. А некоторые говорят: всё то время, что накапливает мочу — множит желтуху.

17) РАБИ Акива говорит (трактат «Брахот» 8б): «За три вещи я люблю мидийцев: когда они совещаются — совещаются лишь в поле; когда целуются — целуют лишь часть руки; когда режут мясо — режут его лишь на столе».

Рабан Гамлиэль говорит (см. трактат «Брахот» 8б): «За три вещи я люблю персов: скромно трапезничают; скромно ведут себя в туалете; и скромно относятся к совокуплению».

Сказал Раби Йишмаэль (трактат «Брахот» 51а): «ТРИ вещи рассказал мне СУРИЭЛЬ, Министр Внутренних Дел — не возвращай эспаргос (алкогольный напиток) никому, кроме как тому, кто тебе его подал. То есть: когда будешь выпивать эспаргос, алкогольный напиток — верни стакан лишь тому, кто тебе его подал; и омывать себе руки позволяй лишь тому, у кого они омыты; и не снимай халат (с сушки) под утренним солнцем, ради того, чтобы его надеть. Потому, что ангелы-вредители подстерегают человека, в ожидании когда он так сделает и они поймают его».

ТРОИМ нет прощения («Батей Мидрашот» часть 2 история 118): прозелиту вернувшемуся к прежнему пути; тому, кто продает жертвенное животное ради обыденных целей; и совокупляющемуся с недозволенной женщиной.

ТРОИМ нет прощения: тому, кто получает выгоду с праздников кутеев; тому, кто ест в одном месте, а благословляет в другом; и тому, кто получает выгоду за счет унижения ближнего.

18) ТРИ вещи имеют одинаковый вес и нуждаются в почёте: боязнь греха, богатство и мудрость.

ТРОЕ ненавидят друг друга («Хупат Элияу; «Оцар Мидрашим лист 167): женщины, простолюдины и дети.

ТРИ вещи расширяют сердце человека (см. трактат «Брахот» 8б): приятный голос; запах благовоний; и чистота.

ТРИ звука приятны человеку: звук изучения Торы; звук дождя; и звук денег.

ТРИ звука тяжелы человеку: звук молодёжи; звук мышей; и звук свиней. Некоторые говорят: также и звук крика ослов.

ТРОЕ не имеют середины и не проходят между ними (см. трактат «Псахим» 111а): собаки, женщины, верблюды. То есть: нет у них срединности — лишь крайность, либо хорошая либо дурная.

19) ТРИ вещи ослабляют человека и чернят его лицо (см трактат «Гитин» 70а). Вот они: страх, путь, грех. Откуда учим о страхе? Из сказанного (Йишаяу 24:17): «Испугался и ослаб». Откуда учим о пути? Из сказанного (Теилим 102:24): «Оскудели в пути мои силы». Откуда учим о грехе? Из сказанного (Коэлет 11:10): «Детское поведение и чернота — тщета». Вещи, которые человек делает в юности — чернят его лицо в старости.

ТРОЕ напортили в ковчеге и были испорчены, стали отличными от других творений (см. трактат «Санедрин» 108б): Хам, собака, ворон. Хам почернел как ворон. Собака — сцепляется во время совокупления. Ворон — осеменяет через рот (имеется в виду, по видимому, то, что ворон кормит свою пару изрыгая пищу ей в клюв) и женщина его тоже рожает лишь через рот (вскармливает потомство, изрыгая пищу).

ТРИ вещи, увидеть которые во сне означает достижение мира (см. трактат «Брахот» 56б). Вот они: гора, птица и котёл. Откуда учим о горе? Из сказанного (Теилим 72:3): «Горы возносят мир». Откуда учим о птице? Из сказанного (Йишаяу 31:5): «Как птицы летают — так защитит Б-г». Откуда учим о котле? Из сказанного (Йишаяу 26:12): «Б-же, исполни нас миром».

20) ТРИ пророка есть, увидеть двоих из них во сне приятно и хорошо, а одного — под сомнением (см. трактат Брахот лист 57, стр. 2): Йишая — тот, кто видит его во сне — пусть ожидает утешения. Мелахим — пусть ожидат возвеличивания. Йирмия — пусть остерегается несчастий. Некоторые говорят: Йехезкель — пусть ожидает изгнания, которое в конце придет к избавлению.

ТРИ благочестивых (хасида) есть (см. трактат «Брахот» 57б): тот, кто видит во сне рабби Пинхаса — пусть ожидает мудрость. Рабби Элазар сын Азарии — пусть ожидает благочестия. Рабби Йишмаэль сын Элишы — пусть остерегается несчастий.

21) ТРИ ключа сотворил Всевышний и не отдал посланнику (трактат «Таанит» 2а; трактат «Санедрин» 113а): ключи от влагалища, как сказано (Берейшит 30:22): «И открыл влагалище её». Ключ от дождей, как сказано (Дварим 28:12): «Откроет Б-г тебе». И от воскрешения мёртвых, как сказано (Йехезкель 37:13): «Когда открою ваши могилы».

Рабби Йеуда говорит (трактат «Таанит» 9а): «Три хороших предводителя были у Исраэля и три ценных дара пришли через них: колодец в заслугу Мириам; облака (Славы) в заслугу Аарона; и ман в заслугу Моше. Когда умерла Мириам — исчез колодец. Умер Аарон — исчезло облако; и вернулись оба в заслугу Моше. А когда умер Моше — исчезли все».

22) ТРИ добрых качества заведены в мире (см. трактат «Шабат» 63а): тот, кто раздаёт пожертвования — приятен в глазах Творца и в глазах людей. А тот, кто одалживает — более велик. А тот, кто даёт половину в прибыль — выше всех. То есть: тот, кто даёт из своих денег нуждающемуся товарищу для дела и затем делятся прибылью.

ТРИ вещи для совершения которых необходимо изучение (трактат «Хулин» 9а): резничество (шхита), обрезание и искусство писаря (свитков Торы).

Пусть всегда человек придерживается трёх вещей и избегает три вещи (трактат «Йевамот» 109а): пусть держится около людей, ищущих мира; около людей, занимающихся освобождением вдовы брата (халица); и людей, занимающихся отменой обетов. И пусть избегает несогласия, залогов и гарантийной ответственности. Некоторые говорят: также пусть избегает раздоров.

23) ТРИ вещи, совершая которые человек ставит себя под опасность: тот, кто ест зелень прямо со связанного пучка; тот, кто пьёт сразу из двух стаканов; и тот, кто подтирается (после туалета) глиной.

ТРИ вещи приводят к потере пропитания: возглас, крик и буря. А перепутать левый сандаль с правым — приводит к забывчивости. А также и тот, кто зашивает одежду на себе, одетым в неё.

ТРИ вещи сказаны о пухе (трактат «Шабат» 109а): наращивает ресницы; останавливает слезы; и убирает «любовь Короля» (духовную скверну).

ТРИ вещи сказаны о котеахе (вид блюда, наподобие хумуса, который ели с хлебом): тупит сердце; слепит глаза; и разрушает тело.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):