Все находится в руках Всевышнего!

24.09.2019 429 (2)
Все находится в руках Всевышнего!
Все находится в руках Всевышнего!

В силу того, как устроена природа мира, нам кажется, что происходящие события зависят от природных причин и могут принести как пользу, так и нанести ущерб. Однако, истина, как известно, заключается в том, что все находится в руках Б-га и под его частным проведением в полном смысле этого слова.

В этом заключается вера в единство Всевышнего, а именно в осознании того, что вся реальность — это и есть Он, а Он — это все, из чего следует, что человек находится только в Его руках.

Этот принцип более понятен, когда речь идёт о событиях, происходящих в соответствии с законами природы, без участия человека. В таком случае люди знают, что они являются результатом того, что миром управляет Всевышний, происходящее соответствует Его воле и осуществляется под Его надзором. Такого рода понимание способствует упованию и душевному спокойствию.

Однако, если речь идёт о событиях, которые являются результатом действий человека, понимание вышеупомянутого принципа не даётся легко.

Действительно, понятие свободы выбора является фундаментальным принципом веры, как сказали наши мудрецы: «Всё в руках Небес, кроме страха перед ними». Из этого следует, что выбор испытывать ли перед ними страх, или же, не дай Б-г, поступать против воли Всевышнего — отдано на решение самому человеку. На первый взгляд, выходит, что Б-г не определяет, каковым будет человеческий выбор, а если так, то как же можно утверждать, что все в руках Небес?

К примеру, если у человека было украдено имущество, и вор совершил кражу, руководствуясь данной ему свободой выбора, можно ли сказать, что совершенное также произошло по воле Небес? А ведь именно вор принял решение совершить кражу, что, по сути, является преступлением (за которое ему необходимо совершить раскаяние и получить соответствующее наказание).

В книге «Врата упования», рабейну Бехайе обращает наше внимание на важное правило: человек обязан верить в то, что он всецело предан в руки Всевышнего. И даже если ему кажется, что ущерб ему был нанесён другим человеком, это не должно восприниматься так, что он отдан этому человеку (на обращение с ним так, как тому вздумается), ибо так полагать в корне неверно.

Нет власти у одного человека над другим

Учитывая вышесказанное, необходимо выяснить, как оно согласуется с принципом, согласно которому каждый обладает свободой выбора. Мы можем это понять на основании того, что говорит Алтер Ребе (в «Тании», послание 25), а именно: свобода выбора человека имеет силу только в отношении себя самого и своей жизни, однако не в отношении других.

Человек, воспользовавшись своей свободой выбора, может принять решение быть боящимся Небес и получить за это награду, либо скинуть с себя ярмо заповедей и поступать против воли Всевышнего, при этом, конечно же, неся ответственность за последствия от своих действий. Однако, человек не может решить, что (в результате его действий) произойдёт с другим человеком.

Если Рувен украл нечто у Шимона, нельзя сказать, что Шимону был нанесён ущерб в результате свободы выбора Рувена, даже если на первый взгляд это выглядит именно так. Действие по совершению кражи не имело бы успеха, если бы Всевышний не согласился с этим и Его желание не заключалась бы в том, чтобы по определённым причинам у Шимона образовался убыток в денежных средствах.

Об этом сказано: «Преступление осуществляется именно тем, кто сам заслуживает наказания». Рувен, который решил совершить кражу, получит наказание за свои неправомерные действия, однако успех его действий по нанесению ущерба Шимону, зависит не от него, а от решения Всевышнего. Ведь если решение Всевышнего будет таковым, что Шимон не пострадает и ему не будет нанесён финансовый ущерб — действия Рувена не будут иметь никакого успеха. Если же мы видим, что он в своих действиях преуспел, то это является знаком того, что желание Всевышнего заключалась в том, чтобы имуществу Шимона был нанесён ущерб.

Никакое решение или выбор Рувена навредить другому человеку не возымеет успеха, поскольку в силах человека принять решение только в отношении своей жизни, но не жизни других.

Справедливо и обратное: если Всевышний решит, что человеку полагается некое благо, то это реализуется в любом случае, и никто не в силах этому воспрепятствовать.

Если некто примет решение оказать другому человеку помощь в некоем вопросе, это не будет означать, что благо пришло благодаря его выбору помочь другому, но он считается лишь посланником, через которого было послано благо тому, кому оно было адресовано.

Об этом сказано: «Благо осуществляется посредством того, кто сам заслуживает награды». При этом, посланник будет награждён за то, что он выступил в этом деле именно в такой роли. Тот же, кому благо было оказано, должен помнить, что именно Всевышний является источником благословения, и именно от Него поступило оказанное человеку благо.

Важное правило в упования человека на Всевышнего гласит: с человеком не может произойти ничего, кроме того, что в отношении него постановил Всевышний, как в плане благого, так и наоборот. Человеческая свобода выбора относится только к тому, что связано с ним самим, и он не имеет (самостоятельного) влияния на другого человека. Если нам кажется, что некая вещь произошла с нами как следствие реализации свободы выбора другими людьми, мы должны помнить, что они были каналом, через который до нас дошла та или иная вещь, а не ее источником.

Поскольку все обстоит так, нам не следует опасаться того или иного человека, ведь посланник остаётся посланником, и у него нет (самостоятельной) силы нам навредить.

Если мы усвоим этот принцип, это поможет нам освободиться от любых страхов перед людьми, а также от надежд, ожиданий и разочарований, и поможет освободить нашу душу для истиной связи с Творцом, из чего впоследствии произрастет Освобождение.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):