Как правильно относиться к спорам и многочисленным мнениям в устной Торе

04.05.2020 586 (0)
Рабби Йехиэль-Михл Эпштейн Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Арух а-Шулхан» (введение)
Как правильно относиться к спорам и многочисленным мнениям в устной Торе
Как правильно относиться к спорам и многочисленным мнениям в устной Торе

Наша святая и чистая Тора «длиннее земли простирается мера её и шире моря» (Йов 11:9), «по высоте безмерна она» (Коэлет 5:7) и «вглубь кто достигнет её предела» (там же 7:24). Но разве может быть иначе? Ведь она — дочь Б-га живого, и суть высшей мудрости, там обитель мощи её, а Он, благословенно Имя Его и мудрость Его — едины. Поскольку же нет начала началу Его и нет у Него никакого конца, то и мудрость Его не имеет ни начала ни конца. И об этом сказал Давид: «Широка чрезмерно заповедь Твоя» (Псалмы 119:96). То есть безгранична, и об этом сформулировал он просьбу свою: «Раскрой глаза мои, дабы увидеть мне чудеса из Торы твоей» (Псалмы 119:18).

Если же станет непонятным в глазах твоих большое количество мнений, и споры насчёт деталей законов, то знай, что не из мудрости задаёшь ты вопрос этот, ведь известно, что количество деталей — бесчисленно.

И все это — слова Б-га живого, как сказали наши мудрецы в начале трактата «Хагига» (3б): «Слова мудрецов подобны стрекалам (тонкая палка с тонким гвоздём на конце) и вбитым гвоздям, собирателям даны они от Единого Пастыря».

Собиратели — это мудрецы, которые образуют собрания и изучают Тору: одни объявляют нечистым, другие объявляют чистым; одни запрещают, другие разрешают, одни объявляют негодным, другие годным.

Но, возможно, спросит человек: «Как же мне теперь изучать Тору?» На это отвечает Писание: «Все эти (мнения мудрецов) даны от одного Пастыря. Один Б-г все это дал, один лидер все это сказал из уст Всемогущего, благословен Он».

Ведь когда спорят мудрецы Мишны или мудрецы Талмуда в отношении некоего закона, или в отношении разрешенного и запрещённого, каждый из них говорит: «Я считаю, что решение таково»… И нет в этом лжи, поскольку каждый выражает свое мнение (по тому или иному вопросу). Один мудрец приводит аргументы в сторону разрешения, а другой в сторону запрета. Один мудрец сопоставляет вещи одним образом, а другой иным. И необходимо сказать, что как одно так и другое — слова Б-га живого. В одних случаях релевантно одно понимание, в других — иное. Ведь понимание (ситуации) изменяется в зависимости от изменения мельчайших деталей (РАШИ, трактат «Ктубот» 57а).

И в доказательство этому, ты не найдёшь во всем Талмуде ни одного спора насчёт основ заповедей: все согласны, что «плод дерева великолепного» — это этрог, а под указанием «глаз за глаз» подразумевается денежная выплата. Что же до толкования строк — один мудрец может толковать некую вещь из одной строки, а иной мудрец из другой строки. И все это — истина.

Разве ты слышал, чтобы (мудрецы) когда-либо спорили о том, сколько отделений (для свитков) в домике для головного тфиллин? Или же сколько отрывков из Торы нужно писать в мезузе? Или же из скольких благословений состоит молитва? Или же сколько благословений перед чтением «Шма» и после него? Или же споры в отношении благословений «Псукей де-зимра»?..

Все евреи от одного конца мира до другого, согласны в том, что в головном тфиллин есть четыре отделения, в мезузе пишут два отрывка из Торы, в молитве 18 благословений кроме благословения о вероотступниках, два благословения перед «Шма» и одно после…

…Все споры мудрецов Мишны и Талмуда, эпохи гаонов и законодателей, на самом деле, для понимающего эти вещи — слова Б-га живого, и всем им есть место в законе. Наоборот, такое обилие мнений — это великолепие святой и чистой Торы. Вся Тора называется «песнью», а великолепие песнопения заключается в различии голосов, и в этом — основа благозвучия. Тот, кто путешествует по морю Талмуда, узрит разного рода блаженства во всех голосах, отличных друг от друга…

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):