СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 02:54

Получение ответов посредством открывания книги — жребий

Есть люди, которые видят в процессе открывания книг «Игрот Кодеш» подобие жребию. Действительно, когда к жребию относятся как к знаку с Небес, человек выбирает себе направление идти по путям Всевышнего и это разрешено.

12.01.2010 6605 мин.

В прошлой статье мы рассказали, что есть люди, которые видят в открывании книги и нахождении там ответа знак («симан»). Мы рассмотрели примеры такого поведения из разных частей Торы.

Есть люди, которые видят в процессе открывания книг «Игрот Кодеш» подобие жребию. Действительно, жребий («гораль») использовался в прошлом, но что касается настоящего, то существуют некоторые сомнения.

Использование жребия в источниках

В открытой части Торы мы встречаем часто использование жребия посредством чего приходили к выбору между людьми или предметами. И в этом видели знамение с небес.

1. Земля Израиля была распределена посредством жребия («Бамидбар» 26:55): «Но по жребию должно делить землю». Об этом подробно рассказывается в Талмуде («Бава Батра» 122а): «Элазар-коэн одевал Урим и Тумим, перед ним становились Йеошуа и все евреи, а также избирательная урна с местами для раздела. И говорил Элазар: „Такой-то участок такому-то колену“. И поднималась записка с названием этого участка и также с названием этого колена. И так происходило со всеми коленами и наделами». РАШИ пишет: «Жребий сам говорил, как я уже разъяснял. Это свидетельствует о том, что раздел (земли) был совершен духом святым, поэтому сказано „по слову Г-спода“».

2. Во время службы в Йом-Кипур бросали жребий. Сказано в Торе («Ваикра» 16:8): «И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий — „Г-споду“, и один жребий — „Азазелу“». РАШИ: «Одного (козла) ставит справа, а другого слева; и опускает обе руки свои в ящик, и извлекает оттуда (один) жребий правой рукой, а другой левой рукой, и кладет их на этих (козлов. Козел со жребием) на котором написано „Г-споду“ (приносится в жертву) Г-споду; (а козел со жребием) на котором написано „Азазелу“, отсылается к Азазелу… (Азазел — это высокая горная вершина)»».

3. Среди коэнов в Храме происходило разделение работы по жребию, который назывался лотерея («паис»).

4. Жребии бросали при разделении компаньонов и для разделения заповедей.

Отношение к жребию законоучителей

Мы видим из этих примеров, что использование жребия получило широкое распространение.

В «Шулхан Арухе» (раздел «Йорэ Деа» 179) сказано: «Не вопрошают… звезды и жребий». Отсюда на первый взгляд кажется, что по закону нельзя использовать жребий. Но РАМО объясняет, что это оттого, что сказано («Дварим» 18:13): «Непорочен будь перед Всевышним». То есть когда к жребию относятся как к знаку с Небес, человек выбирает себе направление идти по путям Всевышнего и это разрешено.

И об этом же пишет ХИДА (ШУТ «Хаим шааль» часть 2, 38, 41), что можно открывать Тору и извлекать из полученного отрывка руководство к действию.

Жребий Агро

Этот жребий был получен по традиции от Виленского гаона и производится он следующим образом. Кладут обе руки на книгу (ТАНАХ, Пятикнижие или Псалмы) и открывают его на любой странице. От нее отсчитывают 7 глав, семь листов, семь страниц, семь предложений, семь слов и семь букв. Восьмая буква показывает искать предложение начинающееся на эту букву.

Рассказывают, что во время Первой мировой войны когда вся Европа была охвачена огнем и литовские йешивы были в опасности, Хафец Хаим провел жребий, чтобы решить что делать в такой ситуации. Жребий выпал на слова («Берейшит» 32:8-9): «И разделил он людей которые были с ним… и оставшаяся часть сможет убежать». И так он поступил — часть йешивы осталась в Радине, а остальные уехали с ним из России.

Когда Хафец-Хаим собирал деньги для йешивы и опасался выезжать из России он провел жребий, в ходе которого выпал отрывок («Берейшит» 46:4): «Я спущусь с тобой в Египет и я вернусь с тобой». И так он поступил — поехал собирать деньги..

В 1951 году еврейские солдаты, погибшие в Гуш-Эционе, были похоронены в общей могиле и возникла необходимость опознать тела для перезахоронения. Удалось опознать только 23 тела, а про остальных знали только что это тела 12 солдат, но не знали кто из них кто. Их родители обратились с главному раввину Иерусалима р. Франку который попросил р. Арье Левина сделать жребий. И вот, совершенно чудесным образом, когда называли имя одного из погибших, выпадал соответствующий отрывок.

Биньямин Боголовский: «Вышел жребий семействам Кеатовым; и досталось сынам Аарона, священника из левитов, от колена Йеуды и от колена Шимона, и от колена Биньямина по жребию — тринадцать городов» («Йеошуа» 21:4).

Яаков бен Атар: «А сынов Йосефа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Яакова пришедших в Египет, семьдесят» («Берейшит» 46:27).

Йосеф Барух: «И сказал Йосеф: давайте скот ваш, и я дам вам за скот ваш, если вышло серебро» («Берейшит» 47:16).

Эйтан Гаон: «И надменность („гаон“) Исраэля свидетельствует против него, а они все же не обращаются к Г-споду, Б-гу своему, и не ищут Его» («Ошея» 7:10).

Элияу Гешковиц: «И простирался он (Элияу) над мальчиком трижды, и взывал к Г-споду, и говорил: Г-споди, Б-же мой, прошу, (пусть) возвратится душа этого мальчика в него!» («Млахим» I 17:21).

Ицхак Звулуни: «А о Звулуне сказал: радуйся, Звулун, выходу твоему, а Иссахар — в шатрах твоих» («Дварим» 33:18).

Александр Коэн: «Священнослужители („коанэха“) Твои облекутся правдой, благочестивые Твои будут петь» («Теилим» 132:9).

Яаков Коэн: «Клялся Б-г и не раздумает: „Ты священник (‘коэн’) навеки по слову Малки-Цедека“» («Теилим» 110:4).

Исраэль Марзель: «И Бавэл падет, (о) убитые Исраэля, и в Бавэле падут убитые всей земли» («Ирмияу» 51:49).

Когда рав Франк услышал о результатах жребия, он постановил, что эти результаты имеют алахический статус и в соответствии с этим тела были похоронены.

Тут нужно отметить, что не каждый человек достоин бросать жребий Агро и для этого необходима особая духовная подготовка. Кроме этого, не на каждый вопрос может быть получен ответ.

Один глава йешивы бросал жребий подобным образом и выпал ему чистый лист. Он попробовал снова и еще раз получил чистый лист. Тогда он понял, что это знак свыше и оставил свой вопрос.

В хасидизме объясняется о высоком уровне жребия. Давид сказал: «Б-г — доля наследия моего и чаши моей. Ты поддерживаешь жребий мой» («Теилим» 16:5). Что жребий показывает на сущность души, на уровень души который называется «йехида».

Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter