В соответствии с еврейской верой, Всевышний не только Один, Он также Единственный. Это означает, что Его суть едина и не является составной, в отличие от всего остального Творения. Например, человек состоит из различных частей: голова, тело, разум, эмоции, клетки, молекулы, атомы и т.д. Эти части до такой степени определяют существование человека, что, если какие-то из них отсутствует, это может привести к отмене этого существования, или же, по крайней мере, к утере его целостности.
Б-г же не является составным, и поэтому Он абсолютно неограничен. Именно поэтому Его нельзя никак определить, ибо любое определение — это одновременно ограничение.
И поэтому ограниченный человек никогда не сможет собственными силами — при помощи пусть даже самого чистого разума и самых сильных эмоций — приблизиться к Божественной бесконечности и соединиться с Ним.
Приведем пример: сколько бы мы ни умножали число, равное миллиарду, на самое себя, мы никогда не приблизимся к числу, равному бесконечности, потому что ограниченное никогда не обратится в неограниченное. Точно так же и человек никогда не сможет собственными ограниченными силами достичь неограниченной Божественности или даже приблизиться к Ней.
Но все же существует единственный способ сделать это, и он выражается двумя словами: Тора и заповеди.
Приведем пример. Допустим, существует мудрец, мысли которого заняты исключительно возвышенными вопросами об устройстве мира, и рядом с ним живет малограмотный человек. Ясно, что, только лишь по причине географической близости, между ними не может появиться ничего общего. По отношению к возвышенному миру мудреца, его неграмотный сосед вообще не может считаться никем. Но однажды мудрец попросил соседа зайти к нему и дал ему некое поручение. И в этот момент для мудреца возникла новая реальность, в которой он взаимодействует с простым человеком и дает тому указания, и одновременно для безграмотного соседа тоже возникла реальность, в которой он выслушивает и выполняет просьбы великого человека.
Исполнение чьего-либо поручения означает «соединение» с тем, кто это поручение тебе дает, и поэтому посредством выполнение заповедей Всевышнего мы соединяемся с Ним (см. «а-Йом Йом, 8 Хешван).
И поэтому говорят наши мудрецы, что, когда Всевышний дал нам Тору, он этим дал нам и Себя самого.
Вообще-то, существует разница между соединением со Всевышним посредством выполнения заповедей и соединением с Ним при помощи изучения Торы: при исполнении заповедей та часть человека, посредством которой он эту заповедь исполняет (например, рука, дающая пожертвование) связана с желанием Всевышнего, в то время как изучение Торы связывает человека с Божественной мудростью.
Так или иначе, поскольку Божественная мудрость и Его желание на самом деле едины, то человек, который изучает Тору или же исполняет заповеди, объединяется этим со Всевышним (книга «Тания» гл. 5).