СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:27

Учить Тору наизусть

Чтобы постоянно совершать благие дела — от самовоспитания до воздействия на окружающих — желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит повторить хотя бы...

8184 (0) мин.

Предлагаем вам отрывок из беседы Ребе Короля Мошиаха о важности знать наизусть отрывки из Торы.

Чтобы постоянно совершать благие дела — от самовоспитания до воздействия на окружающих — желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит — когда под рукой нет Великой Книги — повторить хотя бы один стих из письменной Торы и одно изречение мудрецов из Торы устной (конечно, чем больше вы знаете наизусть, тем лучше). Смысл, заложенный в этих отрывках, должен отразиться на поведении человека, повторяющего их, а также на поведении окружающих.

К первым шести избранным текстам, о которых уже говорилось, необходимо добавить еще два стиха из Торы, два изречения мудрецов и два изречения Алтер Ребе из тридцать третьей главы его книги «Тания».

Знание и повторение этих текстов будет освещать повседневную жизнь ученика или ученицы, говоря словами Талмуда, — «свечой заповеди и светом Торы». Их жизнь будет насыщена Торой, заповедями и духом еврейства, и мир не будет больше «миром запустения», а станет достоин того, чтобы Б-г мог назвать его Своим жилищем. Вот потому-то к выученным ранее избранным текстам и предлагается добавить еще шесть, имеющих непосредственное отношение к повседневной жизни.

Первый стих в письменной Торе: «Вначале сотворил Всесильный небо и землю» рассказывает о том, что Всевышний сотворил Вселенную — небо со всем, что в нем, и землю со всем, что на ней. Этот стих имеет прямое отношение к повседневной жизни, ибо не только ребенок, но даже взрослый человек могут быть напуганы обликом огромного мира вокруг — слишком многое в нем не соответствует нашим представлениям о добре и нравственности. «Мир запустения» — называет его Талмуд. Упомянутый стих должен напомнить, что у этого мира есть хозяин — Всевышний, давший нам Тору. Обладая Торой, можно управлять миром и многое исправить на земле. Можно даже добиться у Всевышнего на небесах, чтобы Он дал благословение и успех.

Поэтому второй стих, с которым ребенок должен прийти к родителям — «И повторяй их своим детям», — содержит просьбу к каждому отцу и каждой матери, чтобы они сделали наилучшее для своих детей — обучили их Торе. Тут надо еще раз напомнить, что к категории детей Тора относит всех, кто нуждается в обучении.

Как говорится в конце того же стиха «...и говори о них дома, и когда ты идешь в пути...» — учить Торе надо так, чтобы слова ее запечатлевались в голове и сердце, чтобы и дома, и в пути, утром и вечером жизнь строилась по указаниям Торы и ее заповедям. И если вдруг ребенок вспомнит случай, когда он поступил не так как следовало, ему не надо пугаться, отчаиваться или ослаблять своих усилий в изучении Торы и соблюдении заповедей. В этом ему поможет изречение Талмуда: «Если кто-то говорит “я трудился но не нашел” — не верь ему», из которого следует: если не хватило силы вести себя согласно Торе и еврейскому духу, значит, недостаточно старался, приложил мало усилий.

Но ребенок не должен ограничиваться лишь самовоспитанием. Он должен влиять на своих товарищей, на всех окружающих, вкладывая в это сердце, как о том говорится в изречении рабби Акивы: «Люби ближнего своего, как самого себя. Это великое правило Торы». Мальчик должен любить друга (или девочка — подругу) как самого себя. Отсюда понятно, что и мера страдания для того, чтобы друг овладел Торой, должна быть не меньшей, чем для себя.

Следует объяснить ребенку, что в сказанном выше — важнейшее предназначение еврея и об этом говорится в тридцать третьей главе книги Алтер Ребе «Тания»: «И в этом весь человек, и цель его сотворения». Все миры были созданы ради этой миссии еврея. Цель же ее — превратить земной телесный мир в жилище Б-га. Еврей, его дом и весь мир должны стать местом, где пребывает Б-г, подобно тому как человек пребывает в своем жилище.

Далее Алтер Ребе говорит (и эту истину полезно выучить наизусть), что еврей должен выполнять свою еврейскую миссию не как тяжкий долг, а, напротив — «Да возрадуется Израиль в Создавшем его», т.е. каждый, кто принадлежит к еврейскому народу, независимо от воспитания или прошлого, должен радоваться той радости, которую получает Всевышний, когда еврей превращает себя и весь мир в жилище для Всевышнего.

Тогда и наступит, как сказано в Торе: «Устами младенцев утвердишь мощь». И «нет мощи, кроме Торы», вплоть до буквального понимания того, что «Б-г даст мощь народу Своему». В свою очередь это означает: евреи становятся самым сильным среди народов и не страшатся ста двадцати семи стран, которые поклоняются пустым идолам. Еще находясь в галуте, рассеянные среди народов, евреи являют собой единый народ, сильный и явный, ибо они не следуют велениям королей из плоти и крови, когда эти веления не соответствуют велениям Короля мира, самого Короля Королей, Святого — да будет Он благословен.

И тогда нападает страх на врагов еврейского народа, и слух о евреях идет по всем странам. Нужно помнить, что поведение еврейских детей влияет также на их родителей, и те стоят крепко, не сгибаясь, не кланяясь, и к евреям приходят свет, и радость, и ликование, и этим знаменуются последние дни рассеяния. И, наконец, это приводит к истинному освобождению — освобождению духовному, когда евреи возвращаются к Б-гу и Торе, и освобождению в прямом смысле этого слова — из тьмы горького галута, и выйдут евреи — сильные и прославленные — встречать праведного Мошиаха.

Опубликовано: 08.10.2006 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter