СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 08:50

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Зачем мудрецы восхваляли РАШБИ?

Чтобы побудить РАШБИ влиять на других, требовалось его прославлять. И несравнимость РАШБИ в сопоставлении с другими мудрецами его поколения подобна несравнимости Творца и творений.

Источник: «Сефер маамарим» том 2, стр. 301-8 Свободный перевод:Шолем Лугов 27.10.2005 8124 мин.

1. РАШБИ называли «лицом Б-га»

В книге «Зоар» (часть II, стр. 38:2) мы находим потрясающие слова, прославляющие РАШБИ — рабби Шимона бар Йохаи. Так, например, рабби Йеуда называл его «Шаббат» («Суббота»); или такое высказывание на слова псалма «Три раза в году да покажется каждый мужчина перед лицом Господина Б-га («Шмот» 23:17; 34:23): кто это „Лицо Господина Б-га“? — это РАШБИ!»

Для того, чтобы понять, почему его так восхваляли, задумаемся вначале, зачем мы восхваляем Всевышнего? Разве Он, Благословенный, нуждается в наших похвалах и гимнах? Мы прославляем Его, Благословенного, для того, чтобы «побудить» Б-га помогать нам. Поэтому обязали еврейские мудрецы перед молитвой произносить хвалу Всевышнему? Так как этим мы пробуждаем у Него желание исполнить обращения просящего.

То же самое относится и к РАШБИ, который своим чрезвычайно высоким духовным уровнем был не сравним с остальными мудрецами Торы; поэтому, чтобы побудить РАШБИ влиять на других, требовалось его прославлять. И несравнимость РАШБИ в сопоставлении с другими мудрецами его поколения подобна несравнимости Творца и творений, причем до такой степени, что это внушает трепет перед ним.

2. РАШБИ стер рамки между Божественным и «земным»

Рабби Шимон был в предельном единстве со Всевышним. Он даже сказал как-то о себе: «Я только знак Божественного присутствия на Земле» («Зоар» I, стр. 225:2). И поэтому он был источником скрытой части Торы, которая является душой Торы. Но даже его изучение открытой Торы — было способом раскрытия Божественного внизу. И разница между открытой и скрытой частями Торы в том, что в открытой Торе говорится о «земных» вещах — для того, чтобы их исправить; не так в скрытой Торе — где говорится о Божественном. И цель ее изучения — раскрыть Всевышнего в этом мире. И преимущество РАШБИ над остальными еврейскими мудрецами заключается в том, что все они занимались либо открытой Торой, либо скрытой. Но не так у РАШБИ: его изучение скрытой части Торы было на более высоком уровне и ему удалось разрушить границу, разделяющую открытую Тору и скрытую; причем до такой степени, что все это стало одной Торой!

3. Каждый из нас может доставить наслаждение Всевышнему!

Однако напрашивается вопрос: если РАШБИ был так отделен по своему уровню от остальных мудрецов Торы, то как же могли повлиять на него дифирамбы? И еще более непонятно относительно прославлений, которыми мы одариваем Творца, чтобы получить что-то от Него взамен. Как же такое возможно, чтобы на Всевышнего это могло повлиять? И ответ на это: так захотел Он Сам, чтобы наши молитвы на Него влияли, несмотря на то, что Всевышний выше этого. Поскольку возжелал Всевышний иметь жилище в нашем грубом, физическом мире («Мидраш Танхума», гл. «Насо» 16; «Берейшит Раба» 13:6), — а причине желания нет логических объяснений, — то теперь, после этого, наши прославления побуждают Всевышнего раскрыться и реализовать практически Его желание жить в нашем, самом «низком» мире.

И то же самое с РАШБИ: прославления его другими мудрецами, признающими, что их изучение Торы было не на таком высоком уровне, как у него, а только попыткой улучшения мира, — побуждало РАШБИ раскрывать для них тайны Торы, поскольку наслаждение Всевышний получает именно от улучшения мира.

4. Раскрытие требует «жертв»!

Из вышеизложенного понятно, почему мудрецы одаривали РАШБИ такими потрясающими эпитетами, как «Шаббат» и «Лицо Господина Б-га», так как в этих прославлениях есть намек на раскрытие Всевышнего (отделенного по Своему уровню от нашего мира) внизу, в мире.

Про Шаббат (субботу) написано в Торе: «Она — Святость» («Шмот» 31:14). Это значит, что Шаббат отделен по своему уровню от остальных будничных дней недели; но несмотря на это, ее святость проникает также в будни и влияет на них таким образом, что первые 3 будничных дня недели относятся к прошлой субботе, а последние 3 будничных дня — к субботе будущей (трактат «Псахим» 106:1). И другой пример: несмотря на то, что святость Шаббата очень велика и не является творением рук человеческих, тем не менее еврей должен добавить к ней святость, как написано: «помни день субботний и освящай его» («Шмот» 20:9).

Подобным образом объясняется прославление РАШБИ в качестве «лица Господина Б-га»: поскольку имя «Б-г» указывает на Всевышнего — как Отделенного по Своему уровню от земного мира; но не так имя «Господин», — которое указывает на то, как Всевышний все-таки связывает себя с миром и является Господином в нем.

И та же идея вытекает из комментария наших мудрецов на слова Торы: «Покажется каждый мужчина перед лицом Господина-Б-га (в Храме)» («Шмот» 34:23): «...поскольку пришел показаться перед Б-гом, то обязан Его увидеть!» (трактат «Хагига» 2:1). То есть люди видели Всевышнего наподобие того, как Всевышний видит нас! И нужно добавить, что заповедь «показаться» включала принесение в Храм специального жертвоприношения — «за показ». Это означает, что видение Всевышнего достигалось через нашу работу внизу (жертвы).

5. Лаг ба-Омер — праздник радости РАШБИ

И в этом состоит связь РАШБИ с Лаг ба-Омер — временем, когда заканчивается основная работа по подготовке к дню Дарования Торы: исправление нашего характера, — что «через эту работу раскрывается Всевышний во всех мирах». А в этом как раз и состояла цель РАШБИ — уничтожить все границы между «верхними» и «нижними», и соединить Божественность с миром. И это все мы тоже можем, и делаем, через нашу службу, в том числе через молитвы и прославления. И от этого приходит настоящая радость, которая разрушает все преграды, и приводит наше освобождение, настоящее и полное, через Короля Мошиаха*, в наше время, уже сейчас!

*) Нужно отметить, что в трактате «Баба Батра» (75:2) объясняется, что Мошиах называется именем Б-га как находим в стихе «Вот имя его (Мошиаха — пер.), которым назовут Его: Б-г — праведник наш» (Йеремия 23:6)].

) И еще нужно отметить: причина, почему РАШБИ назван «лицом Господина Б-га», в том, что «светило в нем подобие отблеска от света Мошиаха» (из книги бесед Ребе שליט"א Короля Мошиаха год 5752, стр. 371).

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter