10 фактов о гаоне из Рогачева

06.08.2020 519 (0)
10 фактов о гаоне из Рогачева
Рав Йосеф Розин

Рогачевер или гаон из Рогачева (1858–1936) — рав Йосеф Розин — выдающийся законоучитель, один из крупнейших знатоков Талмуда своего времени, раввин хасидской общины Двинска. Своей системой мышления, логикой и анализом он отличался от других людей, а ход его мыслей был уникален... Когда Рогачевер ехал на поезде из Двинска в Рогачев на могилу отца, он повторял наизусть половину всего Талмуда, а на обратном пути завершал вторую половину.

Некоторые малоизвестные факты о нем:

1. По словам Ребе Короля Мошиаха, во всех письмах Рогачевера, его ответах и открытиях в Торе без всякого исключения — есть особый стиль.

2. Самое первое письмо, опубликованное в «Игрот Кодеш» от 21 Адара 5688 года, Ребе адресует Рогачеверу.

3. Рогачевер считает, что разрушение Храма — это продолжающийся процесс.

4. Ребе рассказал, что когда Ребе РАЯЦ прибыл в Ригу, он собрал съезд раввинов, еврейских общественных деятелей и бизнесменов для того, чтобы помочь евреям России. Когда решали, кто будет входить в правление, предложили кандидатуру Рогачевера. Тот отказался сказав, что его участие зависит от спора между Вавилонским и Иерусалимским Талмудом. И он объяснил, что в трактате «Брахот» сказано, что первые хасиды тратили на молитву по девять часов в день (час подготовки перед молитвой, час на саму молитву и еще час — после молитвы и так три раза в день). Тогда возникает вопрос: как они изучали Тору и зарабатывали себе на жизнь с таким распорядком дня? Ответ дается такой: так как они были хасиды, то их учеба Торы сохранялась, а работа благословлялась. В Иерусалимском Талмуде на этот же вопрос дается немного другой ответ: у них было благословение на учебу и работу. В чем разница? Выражение «Тора сохраняется» означает (по мнению РАШИ), что они не забывали изученный материал, но у них не было прибавления в изучении Торы. А то, что «у них было благословение на учебу» означает, что они не только не забывали изученное, но и за короткое время смогли постичь намного больше, чем другие. Завершив свое объяснение, гаон сказал: «Если я приму участие в работе правления, то мне придется пожертвовать частью своего времени, посвященного изучению Торы. Согласно Иерусалимскому Талмуду у меня не будет недостатка в учебе, но так как закон сегодня установлен согласно Вавилонскому Талмуду, у меня не будет добавления в учебе, а на это я пойти не могу».

5. Во время праздника Шавуот хасиды р. Шмуэль-Михл Трейнин и р. Симха Городецкий навещали Рогачевера. Во время их беседы р. Шмуэль-Михл достал сигарету и было видно, что он хочет закурить. Рогачевер попросил жену принести свечу, чтобы гость смог зажечь сигарету, а когда та замешкалась, сам встал, но р. Шмуэль-Михл остановил его и сказал, что он не хотел курить, а собирался выяснить мнение гаона о курении в праздник. Рогачевер ответил, что так как он никогда в жизни не курил, то он не может высказать свое мнение об этом, ведь может быть для заядлого курильщика сигарета является «необходимой для человека пищей». А когда р. Шмуэль-Михл сказал, что Ребе РАШАБ обычно курил в праздники, Рогачевер ответил ему: «Что ты сравниваешь себя с Ребе?! Он ведь высший праведник и его курение это совершенно другое дело».

6. Известно, как Рогачевер давал звание раввина. Он тщательно проверял, действительно ли кандидат является богобоязненным человеком. «Действительно, — объяснил гаон, — мне очень трудно найти человека, чьи знания были бы достаточны, чтобы удовлетворить меня. Но если кандидат в раввины — богобоязненный человек, то я уверен, что если он попадёт в ситуацию, когда не будет знать закона, то станет заниматься поисками решения». Рогачевер дал звание раввина Ребе (в 5685 году) и р. Шломо-Йосефу Зевину.

7. Рогачевер сказал, что есть разница сказать: «Я еду к Ребе в Ленинград» или «Я еду в Ленинград к Ребе» (речь шла о Ребе РАЯЦе). И здесь не просто другой порядок слов, а это находит отражение в законе, например освобождение от проживания в сукке в дороге.

8. Рогачевер сказал, что раввин должен выносить постановления не из «Шулхан Аруха», а на основе «Шулхан Аруха». Это значит, что раввин должен быть хорошо знакомым с реальностью, о которой он выносит свое постановление. Но понятно, что к этой реальности он подходит с точки зрения еврейского закона.

9. Дочь Фараона приходила к реке, чтобы смыть с себя нечистоту идолопоклонства и обратиться в иудаизм. По мнению гаона из Рогачева, таким образом она отменила идолопоклонство с этой реки, после чего там можно было спрятать Моше.

10. Есть традиция от Рогачевера, что когда хранилище для Свитков Торы внизу открыто, то вся Небесная свита спускается вниз.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Биография (другие статьи):