Законы о Короле Мошиахе (главы 11-12)

15.10.2003 | 6903 | (2)
Законы о Короле Мошиахе (главы 11-12)
РАМБАМ

«Законы о Короле Мошиахе», глава 11

§1. В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету. Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. Мы будем приносить жертвы, а также соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе.

Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою‚ и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли.., и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю...» (Дварим 30:3-5). Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Мошиахе.

О том же говорится и в рассказе о Биламе. Там (Бамидбар 24:17,18) приводится пророчество о двух Мошиахах: о первом из них — Давиде, которому предстояло спасти Израиль от врагов его, и о последнем Мошиахе, его потомке, который спасет Израиль от Эйсава.

Там говорится: «Я вижу его, но он придет не сейчас» — это пророчество о Давиде. «Я смотрю на него, но он не близко» — о Мошиахе. «Придет звезда от Яакова» — это Давид. «И явится жезл от Израиля» — это Король Мошиах. «И сокрушит пределы Моава» — Давид‚ как сказано про него: «И победил Давид Моав и поделил его на части» (Шмуэль II 8:2). «И разгромит всех сынов Шета» — Король Мошиах, как сказано: «И будет властвовать он от моря до моря» (Зхарья 9:10). «И будет Эдом завоеван» — Давидом, как сказано: «И стали эдомитяне рабами Давида» (Диврей а-Ямим I 18:13). «И будет Сеир завоеван врагами его» — Королем Мошиахом. Как сказано: «И поднимутся спасители на гору Сион, судить живущих на горе Эйсава» (Овадья 1:21).

§2. Кроме этого, говорится о городах-убежищах: «Когда расширит Г-сподь, Б-г ваш, твои пределы, прибавь еще три города...» (Дварим 19:8,9). И до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну.

Следовательно это будет исполнено в грядущие времена, когда придет Мошиах. Но то, что пророчество о Мошиахе содержится в словах пророков, не требует доказательств, ибо все их книги полны упоминаний о нем.

§3. Не думай ты, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и тому подобное. Это неверно, ибо рабби Акива‚ величайший из мудрецов Мишны, был оруженосцем Короля Бен Козивы (Бар Кохбы) и называл его Королем Мошиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что он Король Мошиах, до тех пор, пока тот не был убит за грехи. И только после этого они убедились, что он не Mошиax. И не просили от него мудрецы сотворить чудо.

Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях‚ как иносказания, — он грешник и нечестивец.

§4. Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль идти по ней и укрепиться в следовании ей, и будет вести войны Всевышнего‚ то мы можем с уверенностью предположить, что он Mошиаx («бехезкат Мошиах»).

И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Мошиах («Мошиах вадай»).

И он исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода и будут служить Ему все вместе» (Цфанья 3:9).

Этот отрывок был удален цензурой с большинства изданий опубликованных после Венецианского издания в 1574 году:

[Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых королей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: «И будут среди мудрых такие, ошибутся... ибо срок этот еще не пришел» (Даниэль 11:35).

И о Йешуа а-Ноцри который воображал, что он Мошиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: «И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение» (Даниэль 11:14), — ибо может ли быть больший провал, чем тот, который потерпел этот человек? Ведь все пророки говорили, что Мошиах — спаситель Израиля и его освободитель, что он соберет изгнанников и укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян, и они были подвергнуты унижению, Тору подменили другой‚ большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему.

Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо «не пути наши — Его пути, и не наши мысли — Его мысли», и все происшедшее с Йешуа а-Ноцри [Йошка] и с измаильтянином, который пришел после него [Мухаммед], было подготовкой пути для Короля Мошиаха‚ подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода и будут служить Ему все вместе» (Цфанья 3:9). Каким образом те двое способствовали этому? Благодаря ним, весь мир наполнился вестью о Мошиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Мошиахе и о заповедях Торы.

Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Мошиах‚ и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Мошиах‚ и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.]

«Законы о Короле Мошиахе», глава 12

§1. Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяу: «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядов с ягненком» (Йешаяу 11:6) — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире с неевреями. Ибо злодеи-язычники уподоблены волкам и барсам, как сказано «Степные волки будут нападать на них и барсы — подстерегать у городов их» (Ирмеяу 6:5). И в дни Мошиаха все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мира с Израилем, как сказано: «И лев по утрам будет есть солому» (Йешаяу 11:7). Подобно этому и все предсказания о днях Мошиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Mошиахa станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.

§2. Сказали мудрецы: «Мир в дни Мошиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями» («Брахот» 34б). Из чтения книг пророков, насколько можно понять сказанное в них, складывается следующая картина: в начале времени Мошиаха будет война Гога и Магога. Перед этим явится пророк, чтобы наставить сынов Израиля на праведный путь и подготовить их сердца к приходу Мошиаха, как сказано: «Вот Я посылаю к вам пророка Элияу...» (Малахи 3:23). Он не будет объявлять чистое нечистым и нечистое чистым; людей, принятых общиной, не станет удалять из нее, а людей, отделенных от общины, он не будет в нее принимать, но для того придет он, чтобы, установить мир среди людей, как сказано: «И обратит он сердца отцов к детям...» (Малахи 3:24). А некоторые из мудрецов говорит, что Элияу придет раньше Мошиаха. Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи ТАНАХа, говорящие о Мошиахе, и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе.

Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий во времена Mошиаxa в деталях и то, что произойдет. И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об зтом и углублению в толковании пророчеств о Mошиаxe. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним. И не следует ему заниматься вычислением сроков прихода Мошиаха. Сказали мудрецы: «Да отлетит душа от тех, кто вычисляет сроки прихода Мошиаха!» («Санедрин» 97б). Следует просто ждать его и верить, что произойдут те основные события, которые мы описали.

§3. В дни Мошиаха, когда укрепится его королевство и соберутся к нему все евреи, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым наделен, как сказано: «Он будет восседать, отделяя и очищая» (Малахи 3:3). Сначала он выяснит родословную потомков Леви и скажет: этот — коэн, а этот — левит. И он отделит тех, кто не относятся к сынам Израиля. Написано: «И сказал им Тиршата Нехамья‚ чтобы не ели они от самых святых жертв до тех пор, пока не придет коэн с урим и тумим» (Эзра 2:63). Из этого стиха ясно, что родословная будет выясняться благодаря пророческому духу. Для каждого еврея Mошиаx выяснит, к какому колену тот относится, Однако, были ли среди предков кого-то из принятых в общину мамзеры или рабы, он не будет сообщать, ибо закон гласит, что такой человек может быть принят в общину.

§4. Мудрецы, и пророки желали прихода дней Мошиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем. чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом, чтобы удостоились они жизни в грядущем мире, как это было объяснено в «Законах о тшуве».

§5. В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии‚ и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное‚ и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: «Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою» (Йешаяу 11:9).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » РАМБАМ (другие статьи):