Решает ли Всевышний, каким будет человек — праведником или злодеем?

29.07.2020 351 (0)
Источник: «Законы о раскаянии» 5:2-4
Решает ли Всевышний, каким будет человек — праведником или злодеем?
Решает ли Всевышний, каким будет человек — праведником или злодеем?

Да не придет тебе на ум, о чем говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть — праведником или злодеем. Это неверно.

Всякий может стать праведником, как Моше-рабейну, или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, — лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет.

Об этом сказал Ирмияу (Эйха 3:38): «Из уст Всевышнего не исходит повелений о зле и добре» — то есть Творец не заставляет человека быть праведным или грешным. А раз так — преступник сам виноват в своей греховности, и потому ему подобает плакать и скорбеть о том, что сделал он со своей душою; поэтому сказано далее (Эйха 3:39): «О чем будет скорбеть живой человек? Муж пусть скорбит о грехах своих». Продолжая свою мысль, Ирмияу говорит, что так как нам дана была свобода воли и мы по своему усмотрению совершили все эти злодеяния, нам следует вернуться с раскаянием ко Всевышнему, оставить свой дурной путь — ведь и сейчас наша воля свободна; об этом говорится далее (Эйха 3:40): «Обдумаем свои поступки, и исследуем их, и вернемся к Г-споду».

Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано («Дварим» 30:15): «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло». И еще сказано («Дварим» 11:26): «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» — то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить — любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано («Дварим» 5:26): «О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною все дни!» — то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей — в их власти.

Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определенному пути, или вынуждала его принять определенный образ мыслей, или определяла его моральные качества, — как фантазируют об этом глупцы-астрологи — как же (Всевышний) мог бы отдавать человеку повеления через пророков: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе»? Ведь, по их мнению, или все это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора? По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит?

Ты можешь удивиться и спросить: «Разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано (Псалмы 135:6): „Все, что пожелает, делает Г-сподь на небе и на земле“».

Знай, что все — по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля — вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал все, что человек в силах совершить. И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела — вознаграждают его, если творит зло — карают.

Об этом говорили пророки: «Из-за вас самих было так» (Малахи 1:9), «Они сами избрали свой путь» (Йешаяу 66:3). И об этом сказал Шломо: «Радуйся, юноша, юности своей... но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд» (Коэлет 11:9) — то есть знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » РАМБАМ (другие статьи):