Глава 194. Законы в отношении объединения на «зимун» троих людей, которые ели вместе, после чего разъединились

11.09.2019 203 (0)
Глава 194. Законы в отношении объединения на «зимун» троих людей, которые ели вместе, после чего разъединились
Трое людей, которые трапезничали вместе

1. Трое людей, которые трапезничали вместе, после чего забыли (о необходимости произнести «зимун») и каждый самостоятельно произнёс благословение после еды — упустили эту возможность и уже не могут его произнести, поскольку «зимун» не произносится ретроспективно.

Подобно этому, если двое людей произнесли благословение после еды (без «зимун»), третий (который благословение после еды ещё не произнёс) не может произнести с ними «зимун».

Однако, если забыв о «зимуне» благословение после еды сказал только один человек, то двое других могут сказать «зимун» вместе с ним. И он даже может ответить: «Благословен тот, чью пищу мы ели», несмотря на то, что он ничего не ел после того, как произнёс благословение после еды. Ему предоставляется такая возможность, поскольку он употреблял с ними пищу ещё до того, как сказал благословение после еды.

Несмотря на то, что он уже произнёс благословение после еды — это не составляет проблемы (для его участия в «зимуне») по мнению, согласно которому человек может присоединиться для «зимуна» к двум другим людям, даже если он не ел с ними хлеб, но только овощи, и, следовательно, у него не возникла обязанность произносить благословение после еды, как будет объяснено в главе 197.

Невзирая на тот факт, что тот, кто ел овощи и уже произнёс благословение после еды, не может объединиться с другими людьми для «зимуна», поскольку считается отделившимся от них, в нашем случае дело обстоит по другому, а именно: человек ел хлеб (с двумя другими) и установил свою трапезу вместе с ними, что даёт ему право не считаться отделившимся и присоединиться к произнесению «зимуна», хоть он уже и произнёс благословение после еды.

И даже что касается мнения, согласно которому человек может присоединиться для «зимуна» к двум другим только если он съел «кезаит» (досл. «объёмом с маслину») хлеба, и изначально необходимо учитывать это мнение — в нашем случае он уже поел с ними хлеб и тем самым присоединился к ним для «зимуна».

Тот факт, что он произнёс благословение после еды самостоятельно, лишает его возможности произнести «зимун», поскольку он не произносится ретроспективно, но это не лишает возможности произнести «зимун» других, которые ещё не произнесли благословение после еды. Таким образом, они могут исполнить обязанность произнесения «зимуна» (объединившись с третьим человеком), но ему (третьему, который произнес благословение после еды самостоятельно) это не будет засчитано в исполнение своей обязанности.

Если же речь идёт не о ситуации, когда один из них произнёс благословение после еды самостоятельно, а о том, что один из них уже произнёс «зимун» с двумя другими людьми, то, в таком случае, он уже не может присоединиться к тем двумя, с которыми он ел, и они не могут засчитать его в свою группу произносящих «зимун».

2. Если трое людей ели вместе, и один из них вышел на улицу, его нужно позвать и сообщить, что хотят произнести «зимун». Это необходимо для того, чтобы у него было необходимое намерение, он мог к ним присоединиться и чтобы он ответил на благословение «зимуна». Таким образом считается, что и он и они исполнили свою обязанность, даже если он не сел к ним, а стоял у входа, при условии, что дослушал до конца благословения «Дающий пропитание всему» (первое благословение), как это было объяснено в главе 193.

Насчёт чего это сказано? Насчёт ситуации, в которой речь идёт о троих людях. Если же речь идёт о десяти людях, в случае чего «зимун» произносится с использованием имени Б-га, они не объединяются в одну группу, пока (отошедший) не придёт и не сядет с ними, поскольку не подобает произносить имя Б-га, если все десятеро не сидят вместе.

3. Если трое людей ели вместе, и ни один из них не знает (всех благословений после еды), но один из них знает первое благословение, второй — второе, а третий — третье, на них лежит обязанность произнести «зимун», и пусть каждый произнесет то благословение, которое он знает, а двое остальных послушают его слова, и таким образом исполнят свою обязанность.

Ведущим «зимуна» должен быть тот, кто знает первое благословение.

Если остальные не знают, как отвечать на «зимун», то пусть ведущий скажет: «Благословим того, чью пищу мы ели. Благословен тот, чью пищу мы ели и по доброте которого мы живём».

Если знающий первое благословение не умеет произносить «зимун», но как его произносить умеет кто-то другой (который, в свою очередь, не знает как произносить первое благословение) — в таком случае зимун не произносится вообще, поскольку произнесение «зимуна» и первого благословения невозможно разделить между двумя людьми.

Объяснение этого заключается в том, что закон соответствует мнению, согласно которому «Благословим...» не является отдельным благословением, как объясняется в главе 193, поэтому, в данном случае, благословения произносятся без «зимуна».

И таков же закон в ситуации если вместе ели двое, и один знает два благословения, а второй — одно (каждый произнесением тех благословений, которые он знает — помогает исполнить обязанность другому).

Если же никто из трапезничающих не знает какое-либо из трех благословений из тех, обязанность произносить которые — из Торы, то пусть они не произносят даже те благословения (из трех), которые они знают, поскольку (касательно этих трех благословений) — незнание одного из них препятствует произнесению остальных.

Что касается четвёртого благословения, обязанность говорить которое — постановление мудрецов, то даже если никто не умеет его произносить — оно не препятствует произнесению трех первых благословений.

Что же до самих трех благословений, обязанность произносить которых — по Торе, если один человек знает первую половину благословения, а другой — вторую, то одно благословение не может быть разделено между двумя людьми, и оно препятствует произнесению остальных благословений.

Но есть и мнение, согласно которому, касательно трех благословений, одно из них не препятствует произнесению другого. И следует прислушаться к этому мнению, поскольку речь идёт об обязанности из Торы (и даже если некто не умеет произносить какое-либо из них, необходимо произнести те благословения, которые (или которое) он знает).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух а-Рав» (другие статьи):