Если в городе эпидемия...

26.03.2020 575 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Законы охраны тела и души» п. 13
Если в городе эпидемия...
Если в городе эпидемия...

Когда в городе мир, человек не должен ходить по обочинам дорог, поскольку (в мирное время) у ангела смерти нет разрешения проходить (по центральной части дороги), и он скрывается по её краям.

Если же в городе эпидемия, то человек не должен идти по центральной части дороги, поскольку (во время эпидемии) ангелу смерти дано разрешение проходить по центру дороги. В случае эпидемии необходимо бежать в самом начале, а если не бежал в начале, то пусть не бежит в конце, а пусть скроется в укромных местах и не показывается в людных местах из-за сил, которые могут нанести ущерб, как сказано («Шмот» 12:22): «Что же до вас, пусть не выходит никто из жилища своего до утра».

Примечание:

В респонсах РАШБАШа (рабби Шломо бен Шимон — сын ТАШБЕЦа), приводится вопрос (№195), который ему задали в отношении слов о том, почему сказано, что необходимо бежать в начале эпидемии и не бежать в конце: чем поможет то, что он убежит в начале, если мы знаем, что насчет каждого человека в начале года выносится постановление кому жить, а кому нет; если было постановлено в отношении некоего человека, что он, не дай Б-г, умрёт в этом году от эпидемии, то она в любом случае его настигнет, где бы он ни находился, а если такого постановления в отношении него нет, то он и так от эпидемии не погибнет.

Ответ, который даёт РАШБАШ, заключается в том, что несмотря на тот факт, что насчет каждого человека заранее выносится постановление сколько ему отмерено жить, к этому времени за заслуги человека может быть прибавлено ещё время (и это называется «запись в книге живых») или же за определённые прегрешения время может быть уменьшено (и это называется «запись в книге мёртвых»). При этом, если у него нет удлиняющих жизнь заслуг или сокращающих жизнь грехов, может быть такое, что в результате его изначальная продолжительность жизни, предназначенная ему, может и не меняться, и в этом случае в Рош а-Шана суд в отношении него не касается продолжительности его жизни (она остаётся прежней), но других вещей, таких как здоровье, заработок, и т.д.

Однако даже при этом сценарии, если человек подвергает свою жизнь опасности, он может умереть раньше срока, который был изначально для него предназначен. Если же он предпринимает необходимые меры безопасности, то он проживёт предназначенный ему срок полностью.

Также, РАШБАШ обращает внимание на то, что слова о том, что во время мира необходимо ходить по центру дороги, а во время эпидемии по обочине, можно понимать и аллегорически. А именно: во время эпидемии человек должен остерегаться опасности настолько, что даже если необходимые меры предосторожности ему кажутся крайними, он все равно должен их придерживаться. Что же до времени мира, необходимо занимать среднюю позицию, «золотую середину», не вдаваясь в крайности.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » «Шулхан Арух» (другие статьи):