Изображение Меноры по мнению РАМБАМа

Перевод с идиш: Зеев Гут Источник: «Ликутей Сихот», том 21, стр. 168-171
13.12.2004 | 7043 | (2)
Изображение Меноры по мнению РАМБАМа
Рисунок РАМБАМа

В рисунке Меноры, приведенном в оригинальной рукописи РАМБАМа, в отличие от других изображений Меноры, шесть ветвей Меноры выходят из центральной ветви по прямой диагонали, в то время, как в обычных изображениях Меноры эти ветви закруглены.

Хотя касательно этой детали, можно было бы предположить, с огромной натяжкой, что РАМБАМ начертил Менору таким образом, чтобы упростить рисунок, в комментарии р. Авраама, сына РАМБАМа, говорится, что «шесть ветвей... выходят из Меноры по прямой диагонали, так, как начертил отец, мой господин, благословенной памяти, а не так, как чертят ее другие». Подобно этому говорит РАШИ в своем комментарии на Тору: «шесть ветвей выходят из Меноры по диагонали».

Отсюда следует, что обычные изображения Меноры не соответствуют ни мнению РАШИ, ни тому, как ее начертил РАМБАМ.

Автор книги «Мишнат Хасидим» в другом своем труде «Маасе Хошев» (об устройстве Мишкана) пишет, что ветви Меноры были закруглены. Он объясняет, что несмотря на то, что согласно РАШИ ветви Меноры не были закруглены, РАМБАМ в своем труде не приводит слово «диагональ», но пишет «выходят и поднимаются». В той же книге приводится цитата автора книги «Хохмат а-Мишкан», который пишет, что из этого видно, что ветви исходили почти по кругу. Автор «Маасе Хошев» завершает: «тем самым ветви Меноры подобны семи небесным сферам (которые имеют форму круга) — соответствующим семи светильникам».

Но, по моему мнению, так как автор книги «Маасе Хошев» ясно пишет, что обоснованием его вывода, согласно которому ветви Менора закруглены, служит отсутствие слова «диагональ» в книге РАМБАМа, и поэтому «очевидно, что ветви восходили почти по кругу», то после того, как была найдена оригинальная рукопись РАМБАМа с чертежем Меноры и свидетельством р. Авраама, сына РАМБАМа, относительно этого чертежа с особым акцентом на то, что его отец начертил ветви по прямой диагонали, а не закругленными, соответственно, опровержено и обоснование и сам вывод автора «Мишнат Хасидим».

Совершенно очевидно, что если бы авторы вышеупомянутых книг «Маасе Хошев» и «Хохмат а-Мишкан» видели чертеж РАМБАМа и комментарии р. Авраама, сына РАМБАМа, то они бы тоже написали, что ветви Меноры по всем мнениям были прямыми.

И поэтому, правильным было бы, чтобы все, кто изображает Менору (для того, чтобы показать, как выглядела Менора в Мишкане и Храме), должны изображать ее с ветвями, восходящими по прямой диагонали в соответствием с мнением РАШИ (объясняющего простой смысл Торы) и РАМБАМа.

И так как цель изображений Меноры — служить напоминанием Меноры, которая была в Храме, то абсолютно необходимо изменить существующие рисунки так, чтобы ветви Меноры были изображены восходящими вверх по прямой диагонали*.

* И также ханукальные светильники нужно сделать с прямыми ветвями

В связи с этим затрагивается еще одна тема. Существует мнение, что обычное изображение Меноры (с закругленными ветвями) — это копия изображения, сделанного неевреями в Риме на триумфальной арке императора Тита.

Арка Тита
Арка Тита

После того, как Тит разрушил Храм, по его приказу были вынесены храмовые сосуды и привезены в Рим. В честь грешника Тита в Риме воздвигнули триумфальную арку, названную его именем — арка Тита. На арке изображается процессия, несущая захваченные храмовые сосуды и среди них Менору. Менора на барельефе имеет закругленные ветви.

Вдобавок, изображение Меноры на арке искажено намеренно для того, чтобы подчеркнуть власть Рима над Иудеей. Вплоть до того, что слова «Judea capta» — «Иудея пленена» были высечены в нескольких местах на самой арке. Были периоды, когда евреев заставляли подходить к этой арке для того, чтобы они видели надпись на ней, и таким образом унизить их.

Отсюда следует, что изображение Меноры с закругленными ветвями (так, как она изображена на триумфальной арке Тита) должно вызывать выкрик гнева — кроме того, а это самое главное, это изображение противоречит мнению РАШИ и РАМБАМа. Вдобавок, изображение закругленной Меноры яыляется, в определенной мере, принятием (Б-же упаси) и согласием с изображением на арке Тита, цель которого нанести евреям рану и унизить их! Вместо того, чтобы изображение Меноры напоминало евреям и побуждало их выполнять свою миссию — то есть быть «светочем для народов» — «свидетельство для всех живущих, что Присутствие Б-га осенило Израиль», изображение закругленной Меноры напоминает нам нечто абсолютно противоположное этому — как Рим возобладал над евреями (не дай Б-г)!

Дай Б-г, чтобы совсем скоро пришло полное и настоящее избавление, и у нас была Менора в своем совершенном виде в Третьем Храме и чтобы все увидели как она выглядит. И Моше и Аарон со всеми евреями, и все увидят своими собственными глазами, как сказано: «И узрят глаза наши исполнение заповеди «Говори Аарону... при вознесении свечей» — зажигание светильников в буквальном смысле слова и очень скоро.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):