Первая суббота после Дарования Торы

08.07.2018 587 (0)
Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 8, стр. 49-61
Первая суббота после Дарования Торы
Суббота

1. Суббота после Дарования Торы — особенная

В субботу после праздника Шавуот (дня Дарования Торы), обычно читают главу «Насо». Отсюда понятно, что в этой главе есть намек на сущность и достоинство субботнего дня. В чем же особенность этой субботы по сравнению с другими субботами года? Где есть намек на это в нашей главе?

Уже неоднократно объяснялось, что у заповедей, которые исполняли до Дарования Торы, включая те, которые были заповеданы (в исполнении которых есть преимущество «более велик тот, кому заповедано и он делает»), нет того достоинства, которое появилось после Дарования Торы. Со дня Творения был указ о невозможности слияния Низа и Верха, между ними была «перегородка», а после Дарования Торы эта преграда была разрушена.

Поэтому РАМБАМ сообщает нам о важнейшем принципе: все заповеди и запреты мы исполняем сегодня по указу Всевышнего, который Он дал Моше-рабейну, а не по указанию пророками до этого и даже не по указанию самому Моше до Дарования Торы.

Отсюда понятно также в отношении заповеди субботы: несмотря на то, что эта заповедь была дана в месте, которое называется Мара, ее нельзя сравнить с тем, как она была получена на горе Синай.

И так как все случившиеся в прошлом события «пробуждаются» каждый год в то же самое время, то понятно, что в субботу после Дарования Торы каждый год раскрывается новшество, которое впервые появилось после Дарования Торы.

2. Суббота после Дарования Торы — в ту же самую субботу

На первый взгляд можно задать вопрос. Так как Тора была дана еврейскому народу в субботу, то выходит, что уже в тот самый день в часы после Дарования Торы уже появилось достоинство субботы после Дарования Торы. Тогда непонятно, что нового произошло в следующую субботу?

Можно было сказать, что вся суббота это одно целое; и так как в часы перед Дарованием Торы в ту самую субботу не было ещё достоинство времени после Дарования Торы, то его также не было в более позднее время этого дня. Но это не так, ведь каждое мгновение в субботу является обособленным. Это следует из закона, что прозелит, принявший еврейство в субботу, должен соблюдать все ее законы в оставшиеся часы этого дня. Отсюда на первый взгляд следует, что в последующие после Дарования Торы часы субботнего дня (тем более, что по всем мнениям Дарование Торы похоже на принятие еврейства) уже было достоинство субботы после Дарования Торы.

Но можно сказать, что раз в вечерние часы субботы ещё не было субботней святости на уровне после Дарования Торы (которое произошло утром), то святость этого дня не была совершенной, так как субботний день в какой-то мере зависит от субботнего вечера.

Но в любом случае, так как также в субботу, когда была дана Тора, уже началась заповедь субботы как после Дарования Торы, а недостаток был только в ее совершенстве, то выходит, что в следующую субботу не произошло ничего нового и особенного.

3. «Ее оскверняющий смерти будет предан» — «даже на одно мгновение»

Можно было сказать, что закон об обособленности каждого мгновения в субботу появился через какое-то время после Дарования Торы:

Слова Торы (Шмот 31:14): «И соблюдайте субботу, ибо святыня она для вас. Ее оскверняющий смерти будет предан» были сказаны после 6 Сивана в главе «Тиса». В «Мехильта» описывается ситуация, когда неевреи окружили Землю Израиля, а евреи выступили против них в субботу. И там дается указание, чтобы евреи не говорили так: «Раз мы осквернили субботу частично, давайте оскверним ее всю», потому что сказано: «Ее оскверняющий смерти будет предан — даже [если это было только] на одно мгновение». Когда евреи нарушили субботу из-за осады, когда предписывается осквернить святость этого дня по причине войны или опасности для жизни, то можно было подумать так: раз уже была нарушена часть субботы, можно продолжать нарушать ее после прекращения опасности. Поэтому Тора говорит: «Ее оскверняющий смерти будет предан» — даже если осквернение произошло на одно мгновение.

Нужно понять: почему приводится пример именно с таким редким случаем, когда неевреи окружили Землю Израиля?

И ещё: если бы в Торе не было написано «ее оскверняющий смерти будет предан», мы бы подумали, что после ее частичного осквернения можно продолжать осквернять ее далее, так как по простому смыслу субботний день является единым целым и его нельзя разделить на части. И поэтому, если субботу осквернили частично, она теряет свою святость и больше не нужно воздерживаться от совершения работы. Поэтому мы учим из этих слов, что каждое мгновение субботнего дня является отдельной частицей и за каждое нарушение следует наказание.

И так как этот закон появился в гл. «Тиса», после Дарования Торы, то выходит, что перед этим, во время Дарования Торы, вся суббота была единым целым и поэтому полученные во время Десяти речений заповеди не действовали в этот день.

4. Понятно, что каждое мгновение в субботу стоит отдельно

Но на самом деле мысль о последующем намеренном осквернении субботы появилась не оттого, что если бы не было сказано «ее оскверняющий смерти будет предан», мы бы подумали, что суббота представляет собой единое целое, а по совсем другой причине.

Согласно мнению, что суббота представляет собой единое целое, выходит, что если один еврей осквернил субботу не из-за связанной с опасностью для жизни ситуации, а даже просто нарушив запрет, то у него больше нет обязанности продолжать соблюдать субботу. Тогда почему нужно было приводить совершенно необычный пример окруженного неевреями города, хотя можно было просто рассказать о человеке, который частично нарушил субботу?

Отсюда понятно, что идея об обособленности каждого мгновения в субботу проста и понятна без слов Торы «ее оскверняющий...» и следующих из этого выводов.

Поэтому в отношении одного осквернившего субботу человека нельзя предположить, что раз он уже осквернил частично, то ему можно будет продолжать делать это. Есть необходимость учить это из слов «ее оскверняющий...» только в случае, когда неевреи окружили Землю Израиля.

5. Установление субботы зависит от отсчета евреями

Чтобы понять это, нужно сначала объяснить следующий закон («Шабат» 69б): «Если человек шел по пустыне и не знает, когда наступает суббота, он должен отсчитать шесть дней, а седьмой будет считаться для него субботним». По мнению РАДБАЗа, такой седьмой день является для этого еврея субботой по Торе. На первый взгляд непонятно: как может быть, чтобы по отсчету находящегося в пути человека возникло существование субботы, хотя он сам знает, что этот отсчет может быть неверен?

Более того: если бы суббота зависела от отсчета мудрецов раввинского суда, то можно было бы объяснить, что так как этот еврей не знает, в какой день раввинский суд установил субботу, то поэтому она устанавливается по его личному отсчету, так как суббота зависит от отсчета. Но ведь сказано в Талмуде («Бейца» 17а), что святость субботы существует сама по себе и не зависит от действий евреев. Поэтому, как может быть, что отсчет семи дней создаст существование субботы?

Отсюда следует, что суббота зависит от того, что это седьмой день отсчета евреев**.

Но евреям нет необходимости отсчитывать на практике семь дней; достаточно того, что этот отсчет существует сам по себе и евреи знают, что это седьмой день.

Но когда евреи вообще не производили отсчет, как, например, когда все евреи потеряли счет дням или когда отсчет перестал быть важным для них, то в этом случае, даже если они считают этот день «седьмым», их отсчет не создает существования и тогда «седьмой день» не наступает...

На основании этого понятно, почему по мнению РАДБАЗа для человека в пустыне седьмой день по его отсчету является субботой по Торе: так как установление субботы зависит от отсчета евреев, поэтому когда у одного индивидуума не определена суббота, то она считается для него седьмым днем согласно его собственному отсчету.

6. Отсчет оказывает влияние на установление субботы

Но по мнению РАШИ и так установлен закон (см. раздел «Образ жизни» п. 344), указание о соблюдении одного дня справедливо только по мнению наших мудрецов в качестве «памятки», чтобы у заблудившегося в пустыне человека был один отличающийся от других день, напоминающий ему о субботе. Отсюда следует, что такой еврей должен соблюдать седьмой день в качестве субботы не только как знак, а так как с помощью его отсчета, по мнению мудрецов, седьмой день определяется для него как день, на который распространяется святость субботы.

Доказательство такое: если бы этот человек должен был хранить один отличающийся от других день только для того, чтобы он напомнил ему о субботе, то не было бы важно, какой именно день выбрать для этого. Также с помощью хранения другого (не седьмого) дня он не забыл бы об идее субботы. Почему же необходим этот закон, что он должен отсчитать шесть дней и хранить именно седьмой день, а без этого отсчета он не сможет хранить субботу?

Более того: в Талмуде приводится спор о том, каким образом путешественник должен отсчитывать дни после того, как он забыл, в какой день наступает суббота. Рав Гуна считает (и таков закон), что он должен отсчитать дни согласно Творению мира — сначала шесть дней, а затем наступит суббота. А Хия бар Рав полагает, что он должен вести себя согласно отсчету Адама — сначала наступает суббота, а за ней шесть будних дней.

На первый взгляд, для достижения цели иметь один отличающийся от других день не важно, каким образом человек будет отсчитывать дни. В любом случае у него будет один день, который отличается от других. Почему же по мнению р. Гуны он должен считать именно как при Творении, а по мнению Хия бар Рава считает, что нужно считать именно как Адам?

Отсюда понятно, что с помощью его отсчета для него устанавливается суббота по постановлению мудрецов. И поэтому он должен отсчитывать одним из указанных способов, так как именно с помощью его отсчета устанавливается субботний день.

Из того, что с помощью такого подсчета по мнению наших мудрецов определяется субботний дней для заблудившегося в пустыне человека (хотя на самом деле у других евреев суббота может быть в другой день), мы приходим к выводу, что когда евреи знают и ведут правильный счет согласно Торе, с помощью этого образуется существование субботы по Торе. Ведь если сказать, что установление по Торе совсем не зависит от отсчета евреев, то не может быть, чтобы отсчет заблудившегося в пустыне повлиял бы на установление субботы, даже по мнению мудрецов.

7. Только связанный с Торой подсчет создаёт важность

Уже объяснялось подробно, что подсчет сам по себе не является реальным, когда он не связан с Торой и заповедями... Поэтому можно сказать, что если человек забыл отсчитать Омер один день, он не может делать это с благословением в последующие дни.

Ведь так как об отсчете Омера сказано: «полными будут они», то этот отсчет обязан включать в себя все предыдущие дни («сегодня два дня отсчета Омера» — имеется в виду, что этот день включает в себя два дня отсчета Омера). И когда отсутствует какой-то день в этом отсчете, то все последующие дни не являются больше «полными».

То же самое относится к рабу, которого освободили во время отсчета Омера. Может быть так, что он не сможет произносить благословение после этого — пусть он даже начал делать это до освобождения — так как во время своего предыдущего отсчета ему это не было заповедано, то его отсчёт не был реальным.

Этот вопрос возникает в отношении ребенка, который достиг совершеннолетия в дни отсчета Омера. Возможно, что он также не сможет продолжать отсчёт с благословением. Хотя заповедь отсчёта возложена нашими мудрецами также и на ребенка, но нельзя сказать, что эта заповедь мудрецов превратила его предыдущий отсчет в реальность по Торе, так как запреты и обязанности наших мудрецов относятся только к субъекту, а не к объекту. Поэтому нельзя сказать, что с помощью отсчета, который мудрецы обязали вести человека (то есть отца, который воспитал своего сына отсчитывать Омер), этот отсчет приобретет реальность по Торе...

8. Отсчет седьмого дня — аннулируется

Отсюда понятно также в отношении отсчета седьмого дня, который ведут евреи. С помощью их отсчета (знания) возникает постоянство субботнего дня, как было объяснено выше — что реальность отсчета существует именно потому, что он связан с законами субботы: если бы не было заповеди о субботнем дне, то не было бы совершенно реальности седьмого дня.

И поэтому, когда неевреи окружили Землю Израиля, при этом отсчет седьмого дня не связан с заповедью отдыхать в субботу, так как по Торе все евреи обязаны выйти на войну и им не только не предписывается отдыхать в эту субботу, но и наоборот: им предписано не отдыхать в эту субботу — поэтому не существует реальности седьмого дня. Поэтому существует мнение, что если суббота была частично осквернена, то можно продолжать осквернять ее. Ведь из-за того, что евреи осквернили субботу — все евреи были обязаны по Торе осквернить субботу — то произошло аннулирование реальности седьмого дня.

9. Субботний день — одна реальность

На первый взгляд можно задать вопрос: действительно, та часть дня, когда неевреи окружили Землю Израиля, не считается седьмым днём, так как в эти часы не имело места воздержание от работы (именно с помощью которого возникает реальность седьмого дня) — но так как каждое мгновение субботы является обособленным (см. п. 4), то почему аннулируется реальность субботы также и в той части этого дня, когда неевреи не окружили Землю Израиля?

Тем более в случае, когда неевреи пришли через какое-то время после начала субботы, ведь тогда уже была создана на практике субботняя реальность — почему в этом случае аннулируется субботняя реальность с помощью той части дня, когда «неевреи окружили...» и к ней не относится заповедь отдыха, также в отношении часов после того, как неевреи ушли?

Объяснение такое: субботний день, седьмой день, это одно единое целое, которое не делится на части. И поэтому если есть одно мгновение в течение этого дня, когда не существует субботней реальности, то в это мгновение нет вообще субботнего дня. И если это мгновение в середине дня, то также и остальные часы дня не могут считаться субботними, так как субботний день это одно целое. Поэтому когда неевреи окружили Землю Израиля, даже если они пришли в середине субботы, она аннулируется ретроспективно также в отношении предыдущих часов [можно привести пример с постом: если человек съел сил-нибудь в середине поста, то и время до этого не было благоприятным].

Другими словами: субботний день является памятью о сотворении мира; так как «в седьмой день пребывал в покое», то также и сейчас должна быть реальность седьмого дня, как того субботнего дня после шести дней Творения.

И понятно, что это не противоречит сказанному в п. 4, что каждое мгновение субботнего дня является обособленным — так как когда уже существует субботняя реальность, то субботняя святость распространяется на каждое обособленное субботнее мгновение (поэтому ставший совершеннолетним в субботу мальчик обязан соблюдать все субботние законы по Торе, так как они актуальны в любую временную часть этого дня). Но когда речь идёт о возникновении и установлении реальности субботы, то нельзя сказать, что какая-то часть дня является субботой, а другая часть — нет, так как реальность этого дня — установление этого дня в качестве «одного дня, второго... седьмого дня» — это единое целое, которое не делится на части.

То есть: день это не только 24 часа, большое количество, а это новая реальность другого качества. Как сказано: «И был вечер и было утро — (появилась новая реальность) — день один» и таким образом понятно высказывание мудрецов, что дни отделены друг от друга. Это также похоже на то, как десять евреев вместе создают новую реальность, в отношении которой действуют особые законы.

10. Во время Дарования Торы — новая заповедь о субботе

В соответствии с этим станет ясно в отношении субботы, в которую была дана Тора:

Данные на горе Синай заповеди аннулировали все предыдущие указания, а не только добавили к ним дополнительные достоинства.

(Как приводились выше в п. 1 слова РАМБАМа, что сегодня мы исполняем заповеди по указанию Всевышнего через Моше, а не по указанию Всевышнего пророкам до этого. Поэтому сказано, что запрет бедренного сухожилия относится только к чистым животным, несмотря на то, что до Дарования Торы этот запрет относился и к нечистым животным. Ведь когда этот запрет был оглашен на горе Синай, то предыдущий запрет был аннулирован).

Также в отношении заповеди субботы: когда на горе Синай была дана эта заповедь, аннулировалось полученное в Маре указание о субботе, хотя было сказано: «Как повелел — в Маре». И поэтому отсюда следует, что начиная с того момента все предшествующие часы дня считаются будними по сравнению с последующими, а весь этот день не является «седьмым днём». И так как перед словами Торы «оскверняющие ее...» субботняя реальность не могла распространяться только на часть дня, то следовательно также и последующие за Дарованием Торы часы этого дня не были субботой.

[И на основании этого понятен смысл слов «одного большого мудреца» — как приводится в «Мишна Брура» в конце п. 494, где он написал об этом как о «правильной причине» — что употребление молочной пищи в праздник Шавуот это память о том, что после Дарования Торы для приготовления мяса требовалось много времени (зарезать, сварить и т.д.) и поэтому временно ели молочную пищу — хотя на первый взгляд он должен был сказать, что это была суббота, когда весь день все эти действия было делать запрещено.

И ещё: как в последующие за Дарованием Торы часы не было субботней реальности — также и в отношении той субботы, которая была дана в Маре — субботняя реальность была аннулирована ретроспективно в предшествующие Дарованию Торы часы. И нельзя возразить из того, что сказано: «В субботу была дана Тора еврейскому народу» — ведь также и в Египте, перед получением субботы в Маре, сказано «суббота» о том, что в этот день отдыхал Всевышний.

Также нельзя привести возражение из сказанного, что после каждого речения евреи отходили назад 12 миль, что это было нарушением субботней границы. Ведь этот вопрос был задан о всех речениях, до речения «Помни день субботний» — включая те, которые были перед тем, как было отменено данное в Маре указание.

Аннулирование произошло во время произнесения речения «Помни день субботний».]

Отсюда понятно, что первая суббота со стороны Дарования Торы была только в следующую [после праздника Шавуот] субботу.

11. Заповеди, которые исполняли наши праотцы — «запах»

Новшество заповедей после Дарования Торы по сравнению с тем, что было до этого, проявляется в особенности в заповеди субботнего дня.

Чтобы понять это, нужно сначала объяснить и понять сказанное в Мидраше: «Все заповеди, которые исполняли наши праотцы, были как „запахи“, а наши заповеди — как масло высочайшего класса». Почему исполняемые нашими праотцами заповеди сравниваются с «запахами»?

Запах показывает на две вещи: 1) Запах не является часть самого предмета, испускающего этот запах; он только исходит от него. Поэтому, когда мы нюхаем цветок, от него ничего не умаляется. 2) Запах улетучивается и от него ничего не остается. Понятно, что две эти особенности запаха связаны друг с другом: так как запах исходит, он не является постоянным.

Поэтому совершенные нашими праотцами заповеди сравниваются с запахом, ведь:

1) С помощью совершенных ими заповедей привлекался только отблеск Божественного Света, а не Сущность. Они исполняли заповеди своими силами, а ведь известно, что сотворенный человек не может своими силами достигнуть уровня выше своего корня и источника. Даже есть рассмотреть заповеди, для исполнения которых им были даны указания и силы, они не достигали уровня после Дарования Торы.

2) Эти заповеди не были в состоянии установить свою святость в открытой форме в материальных объектах, с помощью которых исполняли заповедь, чтобы эта святость осталась в них также и после исполнения заповеди.

Эти две особенности заповедей связаны друг с другом: чтобы оказать влияние на материальный мир, нужно иметь силы от Сущности.

Но во время Дарования Торы произошло два новшества: 1) «Высшие спустились вниз» — так как Сущность привлеклась в наш мир. 2) «Нижние поднялись вверх» — материальные вещи очистились и освятились с помощью исполненных с ними заповедями и эта святость осталась в них после этого.

12. Новшество Дарования Торы заметно в заповедях субботы

Это новшество в заповедях после Дарования Торы, которое проявляется как в отношении того высокого уровня, с которого пришли заповеди во время Дарования Торы, так и в отношении святости, которая проникала в материальные предметы, выделяется особенно в заповеди о субботе:

1) Суббота сама по себе, также и до Дарования Торы, была уровнем выше творения, так как в субботу было прекращение всей связанной с творением работы. И поэтому к евреям в субботу привлекается «простая любовь, которая выше разума»; она выше любви будних дней, которая связана с разумом и осуществляется с помощью работы и усилий.

2) Любовь, которая привлекается в субботу, оказывает влияние животную душу, чтобы та превратилась в святость. И поэтому суббота находится на уровне «подави в себе желание, противное Ему» — аннулирование желаний животной души — не так, как в шесть рабочих дней, когда есть только «исполняй Его волю, как свою»...

И так как в субботу заметно достоинство двух этих областей: как в отношении «высших» — где в субботу светит более возвышенный свет по сравнению с тем, которого можно достигнуть с помощью работы творений, так и в отношении «низших» — когда в субботу животная душа превращается в святость.

Поэтому в заповеди субботнего дня выделяется новшество заповедей во время Дарования Торы по сравнению с теми, которые были до этого в Маре — также в этом было новшество с помощью Дарования Торы. Ведь также уровень субботы не достигает того новшества, которое появилось после Дарования Торы, когда «высшие спустились вниз, а нижние поднялись вверх».

13. «Определи также число сынов Гершона»

Это новшество, которое возникло во время Дарования Торы даже в субботу, привлеклось в первую субботу после Дарования Торы и также повторяется год за годом в последующую за праздником Шавуот (временем Дарования Торы) субботу. Как было сказано выше в п. 1, на это новшество есть намек в главе «Насо», которую обычно читают в эту субботу:

В начале главы говорится (4:22): «Определи также число сынов Гершона». В «Ликутей Тора» сказано, что имя «Гершон» имеет двойной смысл:

1) От слов (Дварим 33:14) «дарами производимого месяцем» — вытаскивание плодов из земли. В работе человека это проявление скрытой любви, которая выше разума, в душе каждого еврея.

2) От слов (Псалмы 34:1) «и был изгнан, и ушел» или (Берейшит 21:10) «Изгони эту рабыню и сына ее» — изгнание зла животной души, чтобы произошло «подави в себе желание».

Эти два объяснения соответствуют двум аспектам, о которых было упомянуто выше при обсуждении заповеди субботы.

И так говорит нам Тора: «Определи также число сынов Гершона» — должно быть поднятие даже на уровне «Гершона». Более того, сказано «также и они» — это намекает на то, о чем сказано в конце гл. «Бамидбар», что это должно быть даже на уровне «Кеат», который выше субботы. И это похоже на новшество Дарования Торы, которое проникло даже в идею субботы.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):