Заделывание, измерение и завязывание в субботу

14.08.2019 200 (0)
Эксклюзивный перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Ликутей Сихот» том 14, стр. 12-22
Заделывание, измерение и завязывание в субботу
Заделывание, измерение и завязывание в субботу

Разрешение завязывать упоминается после разрешения измерять

В отношении субботы, соблюдение которой входит в десять заповедей, которые приводятся в нашей главе (5:12-15), написано в Мишне, в конце трактата «Шабат» (157а): «Случилось в дни отца рабби Цадока и в дни Абы Шаула, сына Ботнит, что заделали окно глиняным ведерком и привязали глиняную кружку к стеблю папируса, чтобы узнать, есть ли в корыте отверстие шириной в ладонь или нет». Из этой Мишны мы учим, что в субботу можно заделывать окно, а также измерять и завязывать непостоянный узел.

В Гемаре объясняется, что измерение и завязывание непостоянного узла в субботу разрешены только если это связанно с нуждой для заповеди. Однако, заделывание окна по мнению «Тосафот» разрешено даже если это не связано с заповедью.

То, что в Мишне сначала упоминается заделывание, измерение, а только потом завязывание, согласно простому смыслу можно объяснить тем, что таков был порядок действий в истории, которую она приводит.

Однако, при пристальном анализе, возникает вопрос: почему завязывание не упоминается раньше чем измерение, ведь ведёрко сначала привязали и только потом с помощью него проделали измерения?

И даже если сказать, что сначала говорится о разрешении заделывать, поскольку оно нам сообщает самую большую новую идею, ведь это разрешили делать даже в том случае, если данное действие не связанно с заповедью, тем не менее, это никак не влияет на то, почему далее упоминается именно измерение, а только затем завязывание, а не наоборот.

И более того, разрешение завязывать непостоянный узел в субботу несёт в себе даже большее новшество, чем разрешение измерять, ведь проблема с последним «лишь» в том, что оно напоминает будничное действие. Так почему же разрешение завязывать упоминается только после разрешения измерять?

Действие и часть действия

Это станет понятным, если мы посмотрим на закон, который Мишна приводит в начале трактата «Шабат»: выносящий некий предмет считается нарушившим запрет Торы, только если произвёл как поднятие в одном владении, так и размещение в другом. Если же он сделал поднятие без размещения или размещение без поднятия — это запрещено только по мнению мудрецов.

Почему же нельзя сказать, что только поднявший или только разместивший нарушил запрет Торы (а не только запрет, установленный мудрецами)? Ведь известен принцип, гласящий, что «половинный размер запрещён по Торе».

Ответ на это таков: «половинный размер», который запрещает Тора, означает, что присутствует нехватка в количестве действия, а не в его сути и качестве.

Если же недостаток содержится в самой сути действия — это не запрещено по Торе. И примером такого случая является ситуация, когда человек в субботу только лишь поднял вещь в одном владении или же только опустил её в другом — в данной ситуации нехватка содержится в самой сути действия, а не в его количестве.

Подобный вопрос можно было задать и в отношении завязывания непостоянного узла — почему не считается, что это запрещено по Торе, исходя из запрета «половинного размера»?

Ответ на это таков: здесь речь не идёт о недостаче в количестве, но именно в качестве исполняемого действия, следовательно, нельзя сказать, что это запрещено по закону Торы.

Почему не запретили завязывание непостоянного узла?

В соответствии с вышесказанным, нужно внести ясность в следующее: в отношении запрета вынесения, совершать только лишь поднятие или только размещение не разрешено даже ради заповеди, что не так в случае с завязыванием непостоянного узла — это, как мы знаем, разрешили делать ради заповеди.

Объяснение таково, что хотя оба эти действия запрещены в субботу по постановлению мудрецов, тем не менее, причины этих двух запретов разные:

1. В ситуации с частичным выносом это запрещено делать, чтобы не дошло до того, что человек нарушит субботу, совершив вынос полностью (сделав и поднятие в одном владении, и размещение в другом).

2. Что же касается запрета делать непостоянный узел — причина этого запрета в том, что по словам мудрецов, его завязывание схоже с завязыванием постоянного узла, ведь и непостоянный узел держится некоторое время. Как мы видим, причина данного запрета — только в схожести с работой, запрещённой по Торе.

Из этого различия проистекает и причина того, что непостоянный узел разрешили завязывать в субботу в случае, когда есть в этом нужда для заповеди, чего нельзя сказать о запрете даже частичного выноса вещей из одного владения в другое.

При этом, все же, непонятно, почему мудрецы изначально не установили запрет на завязывание непостоянного узла, даже если в этом есть нужда для заповеди. Ведь как раз в случае с завязыванием легче прийти к нарушению завязывания постоянного узла, чего не скажешь о частичных выносах, при которых, чтобы нарушить запрет из Торы, пришлось бы делать дополнительное действие (поднятие вдобавок к размещению или наоборот). И если уже запретили частичные выносы, даже для нужды заповеди, то используя принцип «от лёгкого к сложному», тем более следовало бы запретить завязывание непостоянного узла, даже если это связано с заповедью.

Суть постоянного узла

Объяснение этому следующее: причина, по которой Тора запретила делать постоянный узел, заключается в том, что его суть — соединение и объединение двух вещей вместе (нитей и тд). Истинным же объединением может считаться только то, что было объединено с таким намерением, что это состояние будет постоянным, и это является обязательным условием. Поэтому, тот, кто делает узел с намерением, что такое соединение будет временным — не нарушает запрет Торы.

Из этого следует, что когда речь идёт о непостоянном узле, в нем отсутствует сама суть понятия объединения, а не только какая-либо часть полноценной работы по завязыванию узла.

Ведь если узел непостоянный, то уместно говорить лишь о сближении и соприкосновении двух нитей, а в этом нет даже части работы того типа, который запрещает Тора. Поэтому и мудрецы, в свою очередь, запретили завязывание непостоянного узла в субботу только из-за того, что оно схоже с полноценной работой, но не по причине того, что делая непостоянный узел человек может дойти до того, что сделает постоянный; по этой причине, если речь идёт о нужде заповеди, мудрецы разрешили завязывать непостоянный узел.

Не так ситуация обстоит с частичным выносом из одного владения в другое: несмотря на то, что такого рода вынос характеризуется нехваткой в сути и качестве полноценного запрета, тем не менее, если один человек поднял вещь в одном владении и передал другому, а тот только положил ее в другом владении — это считается хоть и частью, но полноценной работы, которая запрещена по закону Торы. Поэтому в данном случае, уместно опасение, что исполняя часть работы, человек может исполнить полноценную работу, и поэтому даже в ситуации, когда есть в этом нужда для заповеди, мудрецы запретили действие по частичном выносу.

Новшество — в разрешении измерять

Теперь мы можем понять, почему Мишна (в конце трактата «Шабат») сначала упоминает измерение, и только потом завязывание узла.

Когда человек в субботу делает непостоянный узел (не для нужды заповеди) — это запрещено только из-за того, что это схоже с работой по завязыванию постоянного узла, но не из-за того, что эти два действия равны по сути.

Когда же речь идёт об измерении, то хоть запрет делать это проистекает из-за того, что данное действие является будничным и не в духе субботы, тем не менее, в этом случае речь идёт о неуместности самого этого действия по своей сути.

По этой причине, большее новшество лежит как раз в разрешении измерять ради нужды заповеди, чем в разрешении завязывать непостоянный узел. И как следствие, Мишна сначала упоминает именно разрешение измерять, и только потом разрешение завязывать непостоянный узел.

Частное владение Творца в субботу

Перейдём к объяснению вышеупомянутого порядка разрешённых действий в свете внутренней сути вещей.

Если мы пристально всмотримся, то увидим, что в формулировке Мишны «заделывают (окно)», глагол стоит в настоящем времени, из чего следует, что Мишна как бы призывает к этому действию, указывая на его постоянство.

Объясняется в трудах хасидизма, что трактат «Шабат» начинается именно с запретов выносов из одного владения в другое, поскольку в духовности это является общей идеей всех субботних запретов, а именно перемещения из частного владения (владения Всевышнего) в общее владение (владение «гор разделения»), мира духовно нечистых оболочек («клипот»). Поэтому трактат «Шабат» начинается именно с обсуждения связанных с этим нюансов. Что же касается завершения трактата «Шабат», то оно знаменует общую идею его соблюдения.

В ряде мест объясняется различие трех периодов времени, из которых состоит суббота: вечер, день и время дневной молитвы (время высшего желания).

В субботу вечером происходит поднятие сфиры Малхут из миров Брия, Йецира и Асия в мир Ацилут, поскольку в будние дни Малхут спускается в эти миры, чтобы производить там духовные очищения, а в субботу вечером Малхут поднимается оттуда в мир Ацилут. Поскольку миры получают свое влияние от сфиры Малхут, то в субботу вечером это происходит исходя из того, что она в этот момент находится в мире Ацилут. Затем, в субботу днем, влияние мирам приходит из ещё более высокого уровня — Малого Лика, эмоциональных качеств мира Ацилут.

Что же касается времени дневной молитвы, времени высшего желания, то влияние мирам приходит из ещё более высокого уровня, который выше как уровня Малхут, так и уровня Малого Лика, и как раз благодаря этому уровню и происходит их объединение.

Поскольку, как было сказано выше, в субботу вечером Малхут находится в мире Ацилут, духовно нечистые оболочки аннулируются, чего нельзя сказать о будних днях, когда Малхут находится в мирах более низкого духовного порядка и нечистые оболочки могут ухватиться за неё.

Служение человека Всевышнему

Теперь необходимо понять, как это связано со служением человека Всевышнему.

Сказали наши мудрецы, что «человек является партнёром Всевышнего в творении мироздания». Это изречение становится понятным в свете того, о чем сказано: «северная часть (мира) не ограждена». Дело в том, что со стороны самого мироздания северная сторона указывает на духовно нечистые оболочки (как сказано: «с севера придёт бедствие»), и поэтому она описывается как открытая сторона, которая является местом и источником нечистых оболочек.

Однако в субботу, когда сыны Израиля своим служением Всевышнему аннулируют духовно нечистые оболочки, они «блокируют», заделывают северную сторону и, вследствие этого, мироздание становится совершенным. Как раз об этом и сказано, что они становятся «партнёрами Всевышнего в мироздании», поскольку своими действиями вносят весомый вклад в доведении его до состояния совершенства.

И это происходит сразу с наступлением субботы посредством его принятия и соблюдения.

Впоследствии, в качестве награды за эту работу, в ходе субботы мы поднимаемся на все более высокие уровни, как было сказано выше.

Поэтому, в конце трактата «Шабат», делается акцент именно на этих трех вещах, которые приходят в награду евреям за их служение, и это связано с теми видами работ: заделыванием, измерением и завязыванием.

В субботу вечером происходит поднятие Малхут и аннуляция духовно нечистых оболочек, посредством чего мы «заделываем» северную сторону. После этого мы переходим на уровень раскрытия качеств мира Ацилут, что символизируется измерением (слово измерять на святом языке «лимдод» созвучно со словом «качество» («мида») — прим. пер). И в качестве кульминации процесса поднятия, мы переходим на уровень «соединения узлом», когда сияет свет, который связывает Малый Лик с Малхут, будучи выше их обоих.

В результате этого, происходит соединение, «завязывание» всех миров таким образом, что они образуют одно, частное владение — владение Единого Творца

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):