Почему считается, что союз был заключён со всеми евреями?

25.09.2019 328 (0)
Эксклюзивный перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Ликутей Сихот» том 19, стр. 266-270
Почему считается, что союз был заключён со всеми евреями?
Почему считается, что союз был заключён со всеми евреями?

I. В нашей недельной главе, когда речь идёт о заключении союза, сказано: «И не только с вами заключаю Я этот союз и это заклятие, но как с теми, кто здесь сегодня есть с нами, так и с теми, кого сегодня с нами нет». РАШИ комментирует слова «так и с теми, кого сегодня с нами нет» так: «имеются ввиду будущие поколения».

Комментаторы указывают на то, что без толкования РАШИ мы могли бы подумать, что слова «…кого сегодня с нами нет» относятся к тем, кто (по каким-либо причинам физически) не присутствовал на данной церемонии. Однако сказано: «все вы стоите сегодня». Поэтому РАШИ объясняет: под словами «…кого сегодня с нами нет» имеются ввиду будущие поколения.

Однако непонятно, что РАШИ добавляет своим комментарием, ведь все же сказано «…все вы стоите», из чего мы и без него могли бы понять, что речь идёт о будущих поколениях.

Отвечая на этот вопрос, комментаторы добавляют: без толкования РАШИ было бы сложно сказать, что речь идёт о будущих поколениях, ведь возникает вопрос: каким образом с ними можно заключить союз?

Согласно его комментарию это возможно. Речь идёт о заключении с ними союза двумя способами:

1. При заключении союза присутствовали их души, и союз был заключён с ними.

2. Поскольку «сын является продолжением отца», считается, что союз, заключённый с предками, распространяется и на потомков.

II. Все же непонятно следующее:

1. Как уже неоднократно говорилось, РАШИ написал свой комментарий на Тору таким образом, что его может понять даже пятилетний ребёнок (без необходимости обращаться к другим комментариям). Но ни в одной из глав Торы до этого момента не приводился принцип, согласно которому сын является продолжением отца, а также (ребёнку) не известно, находились ли в момент заключения союза души людей из будущих поколений. Если же РАШИ имел это ввиду, то ему следовало явно указать на это в своём комментарии.

2. И более того, если ребёнок может понять сам, что слова «…кого сегодня с нами нет» относятся к будущим поколениям, поскольку написано «все вы стоите…», то как раз то, что РАШИ должен был объяснить, это то, каким образом с ними возможно заключить союз. Поскольку он этого не объясняет, получается, что в его комментарии не хватает фундаментальной вещи.

3. Факт заключения союза с будущими поколениями мы встречаем и в ряде других глав Торы, которые предшествуют нашей. Например, в случае заключения союза меж рассеченными частями с Авраамом, где союз касался его потомства, или же если взять сказанное в главе Бехукотай. Также большинство заповедей, переданных еврейскому народу через Моше, относятся к будущим поколениям.

Почему во всех этих случаях РАШИ не задаёт вопрос, каким образом возможно заключение союза с будущими поколениями, а делает это только в главе Ницавим?

4. В Талмуде («Шавуот» 39а) сказано, что под словами «…и с теми, кого с нами нет», наряду с будущими поколениями подразумеваются ещё и геры, которые в будущем примут иудаизм. А ведь к ним не относится принцип «сын является продолжением отца», поскольку они не являются потоками тех, с кем был заключён союз.

Также (согласно простому смыслу) к герам не относится сказанное, что их души были во время заключения союза, ведь согласно разумению пятилетнего ребёнка, гер получает новую душу во время перехода в еврейство.

В таком случае, остаётся вопрос: каким образом союз был заключён также и с теми, кто в будущем перейдёт в иудаизм?

5. Ещё один вопрос: почему в своём комментарии РАШИ вообще не упоминает геров? Ведь факт заключения союза также и с ними, является даже большим новшеством, чем заключение союза с будущими поколениями вцелом?

6. Мидраш Танхума к словам «будущие поколения» добавляет слова «которые последуют». Также Вавилонский и Иерусалимский Талмуд используют формулировку «последующие поколения». Почему РАШИ в своём комментарии говорит именно» будущие поколения», а не использует языковой оборот, приведённый в мидраше и Талмуде?

7. Почему говоря о том, что слова «…которых нет с нами» подразумевают «будущие поколения», РАШИ приводит слова «…и также» (то есть «и также с будущими поколениями»). Что нового добавляют эти слова?

III. Объяснение всему этому следующее:

РАШИ не видит необходимости объяснять каким образом возможно заключение союза с будущими поколениями, поскольку это понятно само по себе, ведь именно Всевышний заключил данный союз, как сказано: «…который Всесильный, Б-г твой, заключает с тобой сегодня», а каждому понятно, что Ему подвластно заключить союз даже с будущими поколениями.

[Что же касается того, что в своей речи Моше использует слова «Я заключаю этот союз» — не имеется ввиду, что союз был заключён между Моше и евреями. Он был заключён между Всевышним и евреями (включая Моше), а Моше выполнил необходимые приготовления для заключения союза. Для РАШИ это настолько очевидно, что он даже не заостряет на этом свое внимание].

Также это является объяснением того, почему для РАШИ нет необходимости объяснять как возможна передача заповедей через Моше еврейскому народу на все поколения и заключение союза с Авраамом меж рассеченными частями, который имел отношение к более поздним поколениям.

Дело в том, что пятилетний ребёнок понимает, что Всевышний не имеет каких-либо ограничений и в Его силах заповедовать что-либо также и будущим поколениям, поэтому это изначально не представляет сложности.

IV. Когда РАШИ объясняет, что союз был заключён «также и с будущими поколениями», он имеет ввиду не тот факт, что он был заключён также и с ними, а способ, которым это произошло. То есть «…с теми, кого сегодня нет» союз был заключён прямым образом, точно так же, как и с теми «кто есть с нами сегодня».

По этой причине РАШИ в своём комментарии использует слова «и также с будущими поколениями», чтобы указать на то, что союз с будущими поколениями был заключён непосредственным образом, а также был абсолютно идентичен тому союзу, который был заключён с присутствующими.

V. На основании вышесказанного, мы можем понять почему РАШИ не упоминает о присутствии душ и принцип, гласящий, что сын является продолжением отца.

Если бы заключение союза происходило в силу принципа «сын — продолжение отца», то он бы получился двояким: с присутствующими персональным образом, а с теми, кто не присутствует — в силу того, что они являются их продолжателями.

Подобно этому, не удалось бы избежать двоякости, если бы было сказано, что союз, «с теми, кого нет сегодня с нами» был заключён с их душами, а в случае с теми, кто «есть сегодня с нами» — не только с их душами, но и телами.

Таким образом, приводя слова «также и…», РАШИ указывает на то, что в случае с теми, «кого нет сегодня с нами» союз был заключён как с их душами, так и с их телами.

VI. В свете этого становится понятным, почему в своём комментарии РАШИ не упоминает геров, которые в будущем перейдут в иудаизм.

Поскольку, как было сказано выше, союз «с теми, кого нет с нами сегодня» был заключён прямым образом, и касается он всех евреев в каждом поколении, сюда же включаются и геры, которые являются неотъемлемой частью еврейского народа.

Не так дело бы обстояло, если бы данный союз был заключён с будущими поколениями по принципу» сын-продолжение отца» (что не может быть применено к герам), или с их душами (что тоже представляет проблему, когда речь идёт о герах, как указано выше в пункте 2).

Несмотря на то, что ранее Писание выделяло геров в отдельную группу, речь там шла о перечислении всех, кто принимал участие в подготовке к заключению союза. Когда же речь идёт о самом его заключении — евреи в разные группы не выделяются.

VII. Теперь ясно, почему РАШИ использует формулировку «будущие поколения», а не «последующие». Слово «последующий» означает, что нечто имеет связь с настоящим, и приходит как следствие и продолжение, хотя и подразумевается, что появится только в будущем.

В нашем случае это бы означало, что последующее поколение является порождением того, которое есть сейчас, хотя фактически, на данный момент его ещё может и не быть.

Понятие «будущий», в свою очередь, означает, что то, о чем идёт речь не является порождением предыдущего. Оно ещё не существует вообще, и ему только предстоит возникнуть.

Исходя из этого, РАШИ использует именно формулировку «будущие поколения», а не «последующие», из чего можно было бы сделать вывод, что заключение союза с ними было в силу их происхождения от предыдущих поколений, по принципу «сын — продолжение отца», что, в свою очередь, представляет проблему в отношении релевантности заключённого союза к герам, как было сказано выше.

Когда же мы говорим о будущих поколениях, подразумевается, что они возникнут только в будущем, и в таком случае, такая формулировка может включать геров.

VIII. Из данного комментария РАШИ следует указание, обладающее огромной важностью, и как это уже говорилось неоднократно.

Может произойти такое, что еврей упадет духом, ему не будет хватать сил, чтобы соблюдать Тору и заповеди как положено, тем более если дело касается «выхода в свет», чтобы заниматься распространением Торы. Тем более, что сказано: «малочисленнее вы всех народов».

Решение данной проблемы таково: все это верно, когда речь идет о количестве, поскольку количество обладает ограничением, как в отношении времени, так и места. Но, поскольку основным у евреев является духовное качество, то когда они соединяются со Всевышним через Тору и заповеди, а это выше места и времени, то они соединяются с евреями во всем мире и во всех поколениях.

Идею единства всех евреев РАШИ и подчёркивает в своем комментарии, когда говорит об идентичности заключения союза с будущими поколениями и с тем поколением, которое непосредственно присутствовало при заключении союза. В таком случае, евреи перестают быть малочисленными и с точки зрения количества, становясь огромным множеством, которому нечего бояться большого количества неевреев. Наоборот, сказано о тех, кто противится еврейскому народу: «И нападёт на них страх и ужас».

Во время, когда «все вы стоите сегодня», как одно целое, вы обладаете незыблемостью, непоколебимостью и получаете оправдательный приговор.

И это приводит к хорошей записи и скреплению печатью в новом году, для каждого и каждой в народе Израиля, что сопровождается благом открытым и явным.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):