СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 03:05

Мудрость Адама — в способности давать имена

Первый человек осуществлял объединение творений с их корнем и истоком. Имеется в виду такой аспект Божественного, который уже обладает некоторой соотнесенностью с нашим миром, более того, этот аспект является корнем именно конкретного существа...

6797 (8) мин.
Перевод с идиш:Ривка БелареваИсточник: «Ликутей Сихот» том 15, стр. 13-19

1. Мидраш сообщает: «В тот момент, когда Святой, Благословен Он, намеревался сотворить человека, Он советовался с ангелами служения. Сказали они ему: „В чем достоинства этого существа?“ Ответил он им: „Его мудрость превосходит вашу“. Привел Он к ним различных животных и спросил их, как они называются, но ангелы не знали. Когда же Он привел животных к человеку и спросил, как они называются, тот ответил: „Это — бык, это — осел и т.д.“»

Почему способность давать имена животным названа мудростью? Автор книги «Две скрижали завета» объясняет это следующим образом: в названии каждой вещи есть намек на ее духовный корень. И первый человек был способен постичь исток и корень каждого творения. В соответствии с этим корнем он и давал имя. В этом и заключалась мудрость Адама, говоря словами автора вышеупомянутой книги: «Познавая творения нижнего мира, он постигал тайны высших сфер». (В этой связи стоит учитывать также и разъяснения, связанные с понятием имени, которые приводит Магид в своей книге «Ор Тора», комментируя стих: «И как человек назовет каждое живое существо — таково имя его».)

Прежде всего, необходимо понять следующее: ведь, на первый взгляд, в постижении истока и корня каждого явления нет особенной мудрости. Знание тайн высших сфер не зависит от объема и масштабов мудрости, а зависит, в первую очередь, от утонченности способности постижения. Чем более они возвышенны и приближены к духовному, тем более высоких уровней достигает постижение.

2. Разве можно утверждать, что ангелы не знали имени того или иного животного; ведь в свете приведенного выше объяснения знания имен зависит от знания высших сфер и творений, являющихся истоком и корнем низших творений. Однако высшие творения это и есть ангелы. Корнем и истоком диких и домашних животных нашего мира являются ангелы, которые поэтому и называются «хайот» (дикие животные) и «беэмот» (домашний скот).

Было бы большой натяжкой утверждать, что поскольку ангелы являются духовными существами и пребывают в духовных мирах, они не знают о происходящем в нашем материальном мире и поэтому не имели представления о том, как называть творения нижнего мира. Ведь в результате подобного объяснения получается, что их незнание было не следствием недостаточного величия, на которое им указывал Творец («его мудрость выше вашей»), а наоборот, результатом их духовного совершенства и превознесенности.

Для того, чтобы правильно понять вышесказанное, необходимо отметить, прежде всего, то, что наречение имен живых существ осуществлялось человеком до греха Древа Познания, когда Адам был еще в Ган Эден и обладал первозданным совершенством. Целями его пребывания в Ган Эден были возделывание и охрана райского сада. Из этого следует, что все его действия и поступки в то время, в частности те, о которых рассказывает Тора, были частью процесса возделывания и охраны. Более того, работа человека по возделыванию и охране сада оказывала воздействие и на сам сад: деятельность Адама привела к возрастанию святости Ган Эден даже по сравнению с его изначальным духовным уровнем.

На первый взгляд, неясно, почему наделение творений их именами является трудом и работой? И даже, наоборот, в свете приведенных выше объяснений, получается, что первый человек не придумывал, не создавал новых имен для творений, потому что они получали свою жизненную силу из своего источника и корня еще до того, как Адам наделил их именами. Он только правильно подобрал и высказал имя каждого творения, соответствующее его духовному корню. Необходимо отметить, что, во-первых, постижение духовного корня и истока творений еще недостаточно для того, чтобы суметь наделить их подходящими именами. И, во-вторых, наречение имен должен был осуществить именно первый человек, поскольку «его мудрость превосходит вашу».

3. Объяснить это можно следующим образом. Несмотря на то, что каждое творение в нижнем мире имеет исток и корень в высших мирах (в соответствии с высказыванием мудрецов: «Нет ни одной травинки, которой бы не управлял бы соответствующий ангел. Например, корнем земного быка является лик быка в Небесной Колеснице») земное творение абсолютно несопоставимо со своим духовным прообразом. В результате нисхождения со ступени на ступень, сколь бы существенным не было это нисхождение, духовный прообраз не в состоянии преобразоваться в материальное явление.

Как известно, только Святой, Благословен Он, в силах преобразовать духовное в материальное, поскольку Он всемогущ. Только тогда может произойти такой скачок, когда из духовного корня, находящегося в высших мирах, могут быть созданы материальные творения. И поэтому недостаточно одного лишь знания о том, что духовным корнем земного быка является лик быка в Небесной Колеснице, для того, чтобы назвать быка быком в материальном мире. Поскольку творение несопоставимо и несоединимо со своим прообразом. В этом и заключалась деятельность первого человека: «и нарек человек имена» — он «призывал» и привлекал (имя) корень творения так, чтобы он нисходил в то творение, которое создается при посредстве этого корня.

4. В этом также заключается связь между аспектом наречения именами и словами Торы «поместил человека в Ган Эден для возделывания и охраны». С точки зрения сотворенного, даже в Ган Эден, который был идеальным местом в мире (и особенно каким он был до греха), нет ясной связи между творением в нижнем мире и его духовным корнем в высшем мире. Великая святость, существующая в Ган Эден, делает грех невыносимым для этого места. Но это лишь тот духовный свет, который способен раскрыться в рамках нашего материального мира. Величие первого человека как раз и заключалось в том, что он осуществлял связь между творениями в нижнем мире и их духовными корнями в высших мирах. Более того, он смог объединить их настолько, что название каждой вещи может быть произнесено любым человеком (даже ребенком или невеждой) здесь в нижнем мире и будет соответствовать сочетанию букв в его прообразе.

5. И теперь становится понятным, почему именно первый человек, а не ангелы, мог давать имена. Хотя ангелы тоже знали, что прообраз быка, например, это лик быка в Небесной Колеснице, они не были в состоянии осуществить соединение корня творения с самим сотворенным. Как следует из выражения «исполины („анфилим“) существовали на земле», ангел, спускающийся в этот мир, становится падшим („нофель“). Он не может обрести материальность и бытие в этом мире, так как у него нет способности одновременно пребывать в материальном мире и быть связанным с Божественным, которое выше этого мира.

Именно человек, само название которого — «адам» — указывает на то, что он подобен Всевышнему («адме ле-эльон»), пребывающему вне любых ограничений; человек, который соединяет в себе небесные и земные черты, может объединить высокое и низкое так, чтобы низшее и материальное творение могло слиться с высшим духовным корнем наверху. В этом заключается смысл того, что Всевышний сказал ангелам: «его мудрость превосходит вашу». Человек является мудрецом, то есть тем, кто способен предугадывать последствия действий и событий («а-роэ эт а-нолад»), или, как объяснял это высказывание мудрецов Алтер Ребе — тот, кто видит порождение («олада») и сотворение (всякой вещи) словом Всевышнего. Ангелы (в пределах своей мудрости) видят божественную силу, которая облекается в творение. Но увидеть в самом результате его высший корень — это вне компетенции ангелов. Именно первый человек, «мудрость которого превосходит вашу», мог увидеть творение в материальном мире в его единстве с высшим духовным корнем. Отсюда становится понятным, почему для ангела было недостаточно того, что Всевышний сказал им о превосходстве мудрости человека над их собственной. Им требовались доказательства, они хотели воочию убедиться и увидеть сам процесс наречения имен. Ведь возможность, которой обладает человек — способность соединять высшее с низшим — вообще находится вне рамок понимания ангелов. Пока им не было продемонстрировано, как человек осуществляет это практически, процесс называния не укладывался в их сознании.

6. Много раз уже говорилось о том, что сообщает мидраш: до Дарования Торы «высшие не спускаются к низшим, а низшие не поднимаются к высшим». Во время же Дарования Торы этот закон был аннулирован, и состоялось соединение высокого и низкого. Отсюда становится понятно, что хотя Адам «призывал» и привлекал в этот мир корень творений и соединял их таким образом, что имя творения в нижнем мире соответствовало его корню в высших мирах (и подобно этому не только имя, но и само творение), не происходило того единения верхнего и нижнего, которое осуществилось в результате отмены указанного закона во время Дарования Торы.

Это можно объяснить следующим образом: первый человек осуществлял объединение творений с их корнем и истоком. Имеется в виду такой аспект Божественного, который уже обладает некоторой соотнесенностью с нашим миром, более того, этот аспект является корнем именно конкретного существа: так, материального быка Адам соотносил, связывал с ликом быка Небесной Колесницы. Результатом же Дарования Торы стало то, о чем говорит первая из десяти заповедей: «Я — Всесильный, Б-г твой».

Всесильный, Который пребывает вне любых ограничений этого мира (Который был, есть и будет) стал «твоим Б-гом», силой и жизненной энергией каждого еврея. Посредством этого осуществилось соединение с материальным миром Божественного, которое выше мира. И поэтому во время Дарования Торы мы видим, что ангелы тоже не могли постичь этот аспект соединения земного и небесного. Так, в Талмуде рассказывается, как они предъявляли претензии Всевышнему: «Сокровенную драгоценность (…) собираешься Ты передать существам из плоти и крови…Что есть человек, что Ты помнишь его? (…) Простер Ты славу свою над небесами». Поскольку Тора является квинтэссенцией духовного и возвышенного, как она может спуститься и быть передана человеку из плоти и крови? Но именно Моше-рабейну был способен воспринять саму суть Дарования Торы — упразднение границы между высшими мирами и нижним миром, вплоть до их слияния в единое целое.

7. Два аспекта объединения высшего и низшего, упомянутые выше, а именно: соединение творения с его корнем посредством служения Первого человека и объединение сотворенного с Божественным, которое выше сотворенного, при Даровании Торы, присутствует также и в частном служении каждого еврея. В учении хасидизма объясняется, что идея благословений перед чтением молитвы «Шма», в которых речь идет о служении ангелов, заключается в том, что они являются подготовкой к духовной работе, осуществляемой чтением молитвы «Шма». Для того, чтобы слова «люби Г-спода Б-га всем сердцем своим» реализовались, необходимо, чтобы и животная душа достигла любви ко Всевышнему. Сначала необходимо «объяснить» ей, что на самом деле она не является истинным противником святости, поскольку ее корень находится среди ангелов, служение которых осуществляется «с великим шумом», и это произведет в животной душе полное подчинение по отношению к святости.

8. Но это полное подчинение в животной душе, происходящий в результате «напоминания» ей о вышеуказанном корне — это все лишь подчинение творения. Поскольку ангелы, в среде которых находится ее корень, являются сотворенными, хотя и самоустраняются перед Божественным. Цель нисхождения души в материальный мир заключается в том, что должно произойти объединение божественной души (которая буквально является частицей Б-га свыше) с животной душой, и возможность этого объединения была дана при Даровании Торы в результате того, что тогда была упразднена граница, разделявшая высшие и низшие миры, как об этом говорилось выше.

Но осуществилось упразднение этой границы и в малом мире, которым является человек, так, чтобы смогло состояться единение божественной и животной душ. И происходит это так, как об этом говорит в одном из своих писем мой тесть и учитель: то, что тело испытывает голод по отношению к материальному хлебу, проистекает оттого, что душа жаждет божественной искры, заключенной в еде. То есть, даже материальные и природные аспекты, которые, на первый взгляд, относятся лишь к телу (и животной душе), связаны с душой настолько, что даже в природном чувстве голода, выражается в скрытом виде голод духовный.

9. С другой стороны, при том, что максимальное подчинение животной души осуществляется посредством ее объединения с душой божественной, как упоминалось выше, это еще не является истинным очищением животной души. Поскольку это подчинение осуществляется не со стороны самой животной души, а с помощью раскрытия в ней души божественной. Что касается мира в целом, высшая цель «сотворения Ему, Благословенному, жилища в нижних мирах» заключается в том, что именно нижние миры должны стать жилищем Его, Благословенного, не только в силу воздействующих на них снаружи внешних факторов, а сами по себе. Отсюда ясно, что подчинение, которое осуществляется в мире в результате привлечения божественного с помощью изучения Торы и исполнения заповедей, хотя оно и осуществляется собственно в нижних мирах (поскольку упразднена граница между высшими и низшими), но со стороны верхних миров — не является совершенной реализацией идеи создания Ему, Благословенному, жилища в нижних мирах. Эта идея подразумевает также действие со стороны самих нижних миров. Истинная цель заключается в необходимости обоих преимуществ: подчинение должно быть абсолютным и вместе с тем оно должен происходить со стороны самого мира.

Это станет более понятным в свете того, что, как известно, корень неживой природы, растительного и животного миров находится в мире хаоса («тоу») выше корня человека, происходящего из мира исправления («тикун»). И это превосходство источника неорганического, растительного и животного в духовной сфере выражается и в существовании этих явлений в нашем материальном мире.

Хасидизм объясняет смысл того, что в природе домашних животных присутствуют такие качества, как покорность и подчинение (отсутствующие у человека), — как написано «и юнец погоняет их» — тем, что прообраз этих животных находится в мире хаоса, поскольку там подчинение осуществляется в гораздо большей степени, чем в мире исправления. На языке хасидизма это называется «свет в избытке». И это истинное подчинение, осуществляемый в материальном мире именно со стороны этого мира, поскольку посредством Торы, которая сравнивается со светом, освещается мир и раскрывается истина. То, что мир подчиняется роду человеческому, связано с тем, что в своем корне этот мир максимально подчинен божественному.

10. Выше объяснялся смысл идеи наречения имен Первым человеком. (1) Хотя вся жизненная энергия конкретного творения реализуется в соответствии и в зависимости от его духовного корня, для того, чтобы это ощущалось в самом творении, потребовался особый род служения Адама. (2) Это реализовалось в результате наречения имен Первым человеком, и этот процесс проявил то, как имя и жизненная энергия творения связана со своим корнем. То же, даже в большей степени касается подчинения, происходящего с неживым, растительным и животным уровнями природы в связи с их корнем в мире хаоса. (1) Необходимо особое усилие (и служение) для того, чтобы на этих уровнях мироздания стал ощутим тот факт, что присущая им от природы способность к самоограничению (подчинению) проистекает из того самоограничения по отношению к божественному, которое присутствует в их корне. (2) Объединение трех этих уровней со своим корнем в мире хаоса связано с аспектом имени, которое является каналом, соединяющим их с их корнем.

И нужно отметить, что это именно тот аспект, который развивал в своих маамарах сто лет назад Ребе МААРАШ. Речь в них идет об интенсивности подчинения, происходящего в мире Хаоса. Ребе МААРАШ объясняет там, что даже напор, приведший к разбиению сосудов (то, что описывается словами «воцарился, и в итоге умер») нельзя считать следствием эгоизма и самоутверждения, не дай Б-г, а, наоборот, он является следствием чрезвычайной интенсивности слияния с «бесконечным, с истинным бытием». Ребе МААРАШ связывает эти процессы с тем, что мир хаоса называют «бээма» (домашний скот), а слово «бээма» является акронимом и распадается на слова «ба-ма» («в нем» — «что»).

Мир же исправления называют «человек» («адам») — слово, которое только в результате подсчета числового значения («гиматрии») дает слово «ма» («что»). Этот факт объясняется тем, что процесс подчинения («ма») в мире хаоса по отношению к истинному, божественному бытию является открытым в отличие от мира «кун», где подчинение происходит менее непосредственно. Подобно этому слово «ма», намекающее на подчинение, можно получить из слова «адам» лишь при подсчете его гиматрии. В мире хаоса процесс подчинения («ма») является определяющим, на что указывает словосочетание «ба-ма» — суть его определяется явлением «ма».

Следует обозначить здесь основную идею, изложенную выше. Буквальный смысл понятий и явлений не теряет своей актуальности на фоне упомянутых скрытых смыслов. А в простом буквальном своем значении слово «бээма» (домашний скот) указывает на совершенно особый класс живых существ здесь, в материальном мире. Из этого следует, что тот аспект, на который намекает акроним «ба-ма», присутствует не только мире хаоса, а также и в животных материального мира. Ведь как уже говорилось, именно домашнему скоту свойственны природные качества покорности и послушания, обусловленные тем, что их корень находится мире хаоса.

Поскольку, однако, само понятие мир («олам») связано с понятием сокрытие («ээлем»), сама идея того, что послушание домашнего скота происходит от его корня в мире хаоса, пребывает в сокрытии и утаении. Случается даже, что те творения, которые берут свое начало в мире хаоса, проявляют качества дерзости и строптивости по отношению к человеку (в соответствии с высказыванием «именно вас называют человеком» («адам») — от выражения подобный высшему («адамэ ле-эльон»).

В связи с этим Ребе МААРАШ разъясняет в своей статье (а философия хасидизма по своей сути является раскрытием внутренней составляющей Торы здесь в материальном мире), что интенсивность процесса подчинения в мире хаоса связана со словом «бээма» (домашний скот). Тем самым Ребе МААРАШ привлекает в материальный мир и раскрывает глубинный смысл этого слова в привычном понятии «животное». Он говорит о том, что его природное послушание на глубинном уровне является результатом подчинения его корня по отношению к истинному бытию, что подразумевается в сочетании слов «ба-ма». И поскольку даже дерзость в его корне происходит от интенсивности процесса подчинения по отношению к истинному бытию, нельзя сказать, что оно может быть настоящим противником человека или еврея, если опираться на высказывание «именно вы названы в Торе человеком» («адам»).

Наоборот, мир находится в состоянии максимального смирения и готовности служить евреям и сотрудничать с ними вплоть до того, когда он станет постоянным обиталищем Его, Благословенного, обиталищем сущности Его, Благословенного.

Опубликовано: 03.10.2009 Комментарии: 8 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter