СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:07

Радости праведной жизни

Может показаться парадоксальным, что с первых же дней своей жизни Адаму, который находился в прекрасном Райском Саду, немедленно пришлось взяться за работу. У Адама не было возможности беззаботно и праздно проводить время...

14.09.2003 3793 мин.

Может показаться парадоксальным, что с первых же дней своей жизни Адаму, который находился в прекрасном Райском Саду, немедленно пришлось взяться за работу. Вопреки распространенным представлениям, у Адама не было возможности беззаботно и праздно проводить время: на него сразу были возложены определенные обязанности, ибо еще до того, как Адам нарушил закон Б-га, назначением непорочного человека было «возделывать и хранить» Райский Сад. Тем не менее, жизнь Адама в раю считается наивысшим воплощением счастья. Следовательно, упорный труд и счастливая жизнь вполне совместимы. Более того, именно упорный труд делает человека счастливым.

Естественно, может возникнуть вопрос: разве Всемилостивый Б-г не мог бы явить еще большую доброту, сотворив совершенный мир, где не было бы ни в чем недостатка и необходимости в труде? В таком мире человек мог бы питаться лишь плодами милосердия Всевышнего и праздно жить, а не трудиться в ноте лица, чтобы зарабатывать себе на хлеб.

Нас учат, что человек был сотворен после всех созданий, чтобы к моменту его появления все его потребности можно было удовлетворить. Каким же образом возникла вдруг необходимость в труде? Быть может, то, что человек должен трудиться и прилагать усилия к совершенствованию Мироздания, означает, что сотворенный мир — не самый лучший из возможных? Однако, судя по всему, Всевышний был удовлетворен таким «несовершенным» состоянием дел, ибо в Торе результаты каждого успешного этапа шестидневного сотворения мира оцениваются словом «хорошо». Из этого следует, что все несовершенства и недостатки, требующие труда и усилий для совершенствования мира, являются частью конечного блага.

Б-г не желал одаривать людей незаслуженным блаженством и благами и не хотел такого миропорядка, где не оставалось бы поля деятельности, в котором человек мог проявить свои творческие способности. Наоборот, Б-г хотел дать человеку возможность ощутить удовлетворение от самостоятельно достигнутой цели и исполненного предназначения. Известно, что человек гораздо больше ценит плоды собственного труда, нежели любые дары, полученные им в виде «подачки». Более того, как сказано в Талмуде, человек предпочитает одну меру зерна, выращенного им самим, девяти, полученным в дар из чужих рук.

Конечно, жизнь была бы легче и проще, если бы мы получали все необходимое в готовом виде, «на серебряном блюдечке», без усилий и без труда в поте лица. Но это означало бы, как сказано в книге Зоар, что мы едим незаслуженный хлеб, или «хлеб стыда».

Есть известная поговорка: «Трудно быть евреем». Да, трудно быть в меньшинстве, трудно жить в окружении чуждого (пусть и невраждебного) общества, где часто приходится сталкиваться с непониманием, неблагодарностью и жестокостью. Ничто не дается нам легко и просто, но и это в конечном итоге служит нашему же благу. Только то, что мы честно зарабатываем собственными усилиями и упорным трудом, приносит подлинное удовлетворение. Чувство победы приходит только после тяжелой борьбы. Может быть, если жизнь была легче и в ней не было такого множества трудностей, мы достигли бы значительно большего. Но ведь оценка, которую мы получаем на «экзамене жизни», определяется в большей степени приложенными усилиями, а не конечным результатом!

Комментарии: 0
Темы: Берейшит
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter