Говорящий змей

18.10.2003 6737 (12)
Источник: «Ликутей Сихот» том 10, стр. 13-18
Говорящий змей
Говорящий змей

Известный комментатор Торы, рабби Шломо Ицхаки или сокращенно РАШИ (1040-1105) обычно объясняет только то, что вызывает затруднение в очевидном контексте. Если же возникает затруднение, которое РАШИ не объясняет, следовательно, с его точки зрения все и так понятно.

В недельной главе «Берейшит» сказано: «И сказал змей». Змей разговаривал с Хавой, женой Адама, но РАШИ ничего об этом не говорит! Из этого следует, что, согласно его мнению, нет ничего нового или удивительного в том, что змей разговаривает. Очевидно, что в то время змей, в отличие от других животных, говорил, подобно людям. В наши дни, как мы видим, его потомки лишены этой способности. И это часть того наказания, которое получил змей, как очевидно следует из текста Торы.

Однако, среди упоминаемых в тексте наказаний змея «...на брюхе будешь ползать,.. прах будешь есть,.. вражду Я установлю между тобой и потомками женщины...», лишение способности говорить не упоминается, хотя именно благодаря этой способности змею удалось довести Хаву до греха.

Когда Всевышний обращается к змею, Он говорит: «Потому что ты сделал так — проклят ты из всех домашних животных и всех диких зверей». Слова «сделал так» кажутся лишними. Наказание змей получил «мера за меру», то есть наказание связано по смыслу и равноценно совершенному греху. Слова «сделал так» подчеркивают, что грех змея связан с речью: он искушал Хаву и довел ее до греха именно своими речами. И поэтому проклятие лишило его именно этой способности.

Однако не только способности говорить лишился змей, но и стал «проклят... из всех домашних животных и всех диких зверей» — он лишился даже способности издавать звуки, подобно другим животным и зверям.

Сказано, что мера добра превышает меру наказания. Грех змея навлек на него наказание, крайне изменившее его состояние: от способного говорить, подобно людям, до существа, не обладающего даже собственным голосом.

Так бывает при наказании, но еще более это применимо при свершении добра. Доброе дело может кардинально изменить положение человека, подняв из глубокой пропасти на высокую ступень.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Берейшит (другие статьи):