Связь праздника Ханука с учением хасидизма

Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: «Двар Малхут», гл. «Микец», 5752 г.
05.12.2007 | 9379 | (3)
Связь праздника Ханука с учением хасидизма
Связь праздника Ханука с учением хасидизма

Сейчас, в праздник Ханука, мы постараемся понять, в чем заключается особенность этих дней и какие уроки следует нам извлечь для того, чтобы приблизить наступление Освобождения.

Прежде всего, сравним Хануку с другими праздниками. В Песах и Пурим фараон и Аман хотели уничтожить тела евреев. Поэтому мы празднуем победу над врагами пиром, так как еда и питье связаны с телом. В Хануку же Антиох пытался поработить еврейскую душу, требовал от нас забыть Тору, поэтому мы празднуем победу над ним, зажигая светильники: ведь свеча сравнивается с заповедью, а свет — с Торой.

Любопытно отметить, что составляющие предметы праздничной трапезы — хлеб, мясо и вино — намекают на различные части Торы. Хлеб и мясо, необходимые для еды — на открытую часть Торы (Мишна и Талмуд), вино, которое употребляется в малых дозах, — на тайную часть Торы (каббала). А вот масло, которое мы зажигаем в светильниках, относится к учению хасидизма — самой глубокой и скрытой части Торы.

Какая же связь Хануки с учением хасидизма?

Ребе Король Мошиах приводит рассказ из Талмуда о том, как за сто лет до зловещего указа Антиоха, правитель Греции Птолемей приказал еврейским мудрецам перевести Тору на греческий язык.

Греки, славящиеся своим образованием, изучали мудрость Торы. Они высоко ее оценивали и осознавали, что соприкоснулись с мудростью, не имеющей себе равных. Но, несмотря на понимание ее уникальности, они не верили в то, что это мудрость Творца. Они предположили, что Тору написали люди, что она не была дана на Синае. И поэтому, по их мнению, позволено спорить со сказанным в ней, не дай Б-г. Хотя греки и не мешали евреям учить Тору, они ставили ее в один ряд с другими науками и этим они оскверняли ее. А в дальнейшем они пришли к выводу, что нет смысла исполнять те заповеди Торы, которые не понятны нашему разуму. Это привело к тому, что впоследствии злодей Антиох вообще запретил евреям выполнять заповеди. В этом и заключалось стремление греков осквернить прикосновением все запасы масла в Храме.

Хашмонаи поднялись на борьбу и освободили Храм. Они чудом нашли кувшинчик масла с печатью первосвященника, что свидетельствовало о том, что это масло греки осквернить не успели. Отсюда следует, что только ту мудрость, то учение, которое исходит от самого первосвященника, можно изучать и использовать в жизни!

Чудо Хануки свидетельствует о победе внутренней части Торы, но даже через много лет после этого учение хасидизма было доступно лишь избранным людям. И только в последних поколениях, особенно после освобождения Алтер Ребе 19 Кислева 1798 года, это учение получило всеобщую известность.

В то время произошли крупнейшие открытия в различных отраслях науки, что внесло в сердца евреев сомнения в святости Торы. Поэтому было необходимо открыть тайны Торы широким массам, чтобы дать им силу противостоять современным грекам и выполнять заповеди Торы, включая и те, смысла которых они не понимали.

Прошло время, и в России появились люди, стремящиеся обучать евреев светским наукам. Это были так называемые «Просвещенцы» («маскилим»). Против них боролся Ребе РАШАБ, который поднял планку изучения тайн Торы на более высокий уровень — он открыл йешиву «Томхей Тмимим». Это было особое учебное заведение, не имеющее аналогов. Там официально изучали хасидизм, как в других йешивах изучали Талмуд. Его сын, Ребе РАЯЦ продолжил эту работу, открыв филиалы йешивы по всему миру, и завершил это его зять — нынешний Ребе Король Мошиах.

Хасидизм — вот то «масло», к которому современные «греки» не смогли дотронуться и осквернить его! И в наши дни мы видим, как вся работа по распространению хасидизма подошла к своему логическому завершению — раскрытию Ребе Короля Мошиаха.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Микейц (другие статьи):