Глава Торы «Ваигаш», читаемая на этой неделе, рассказывает, как Йосеф, открывший родным братьям свое истинное происхождение, вновь соединился с ними. В предыдущей главе, где рассказывается, как братья впервые пришли в Египет и встретили Йосефа, сказано: «...и Йосеф узнал своих братьев, они же его нет». Почему же братья не узнали Йосефа? Простое объяснение состоит в том, что с тех пор, как они видели его в последний раз, прошло много лет — они оставили его безбородым юношей, а сейчас это был взрослый бородатый мужчина.
Хасидское учение предлагает более глубокое толкование стиха «...и Йосеф узнал своих братьев, они же его нет». Сыновья Яакова решили стать пастухами: это было спокойное и мирное занятие. В полях, присматривая за своими стадами, они не участвовали в общественной жизни, ничто не мешало им служить Б-гу, молиться и изучать Тору. Братья Йосефа считали нужным выбрать себе занятие, не мешающее им вести праведную жизнь. Они не желали жить в окружении, которое подвергало бы их искушениям на избранном пути.
Йосеф, однако, в этом отношении превосходил их: он был способен занимать высший административный пост в крупнейшей державе, оставаясь праведным.
Братья не узнали его, так как не могли даже подумать, что первый советник фараона — это тот самый благочестивый Йосеф, которого они знали много лет назад. Да и не только братья, но даже Яаков, родной отец Йосефа, узнав, что «Йосеф жив и правит в Египте», заволновался: не отказался ли его сын от еврейских традиций, став, фактически, полноправным правителем могущественного Египта? Яакова вряд ли утешила бы весть о том, что его пропавший сын жив, если бы Йосеф перенял египетский образ жизни, но когда сыновья объяснили отцу, что Йосеф достиг еще ббльших высот в благочестии и самосовершенствовании, Яаков испытал настоящую радость. Только после этого он смог удовлетворенно сказать: «Йосеф, сын мой, жив», — именно потому, что Йосеф, обладавший огромной властью в Египте, вел себя, как подобало сыну Яакова.