Не только запоминать; также и делать!

22.12.2015 1398 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 15, стр. 432
Не только запоминать; также и делать!
Не только запоминать; также и делать!

В нашей недельной главе мы становимся свидетелями интересного диалога между Яаковом и Йосефом. Когда Йосеф привёл к Яакову своих сыновей, чтобы тот благословил их, то поставил старшего Менаше по правую руку от Яакова, а более младшего Эфраима — по левую руку. Но Яаков возложил свои руки так, что правая оказалась на голове Эфраима, а левая на голове Менаше; так он и благословил их.

Йосефу это не понравилось и он сказал отцу: «Не так, отец мой, так как он (Менаше) первенец! Положи свою правую руку на его голову!» Но Яаков не воспринял эти слова и ответил: «Знаю, сын мой, знаю. Он [Менаше] тоже вырастет и тоже будет народом, но его младший брат будет выше, чем он!»

Известно, что у праведников, тем более у праотцов и у глав колен, не существует «ошибок». Тем более в случаях, когда Тора повествует о вещах, из которых следует учить указания для всех поколений. Из этого становится понятно, что Йосеф не ошибся, когда попросил Яакова положить правую руку на голову Менаше.

Не вызывает никаких сомнений то, что правы были и Яаков и Йосеф, но это расхождение во мнениях между ними указывает на два различных пути в служении Всевышнему: с точки зрения Йосефа и с точки зрения его пути служения Всевышнему, есть преимущество у Менаше, поэтому он и являлся первенцем. Но с точки зрения Яакова, Эфраим, который младше, находился выше (на духовном уровне).

Объяснение всему этому находится в именах Менаше и Эфраима. Оба этих имени выражают чувства, которые образовались в сердце Йосефа от того, что он оказался в Египте. Имя «Менаше» было дано во имя того, что «дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего». Это имя выражает горечь Йосефа из-за того, что он находится вдали от своего естественного места в доме отца своего. А имя «Эфраим» выражает совершенно обратные чувства: «Ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего». Здесь уже Йосеф благодарит Всевышнего за ту выгоду, которая случилась у него именно в изгнании.

Таким образом мы имеем два вида чувств, которые наполняли сердце Йосефа. Вместе с тем, первое чувство преобладало в нём — постоянная память о «отчем доме»; его духовная работа выражалась в необходимости находиться постоянно в «отчем доме», даже когда физически он находился в Египте. Поэтому Менаше так дорог его сердцу. Но Яаков видел главное не в этом, а во втором подходе, который нашёл выражение в имени Эфраима — превратить тьму изгнания в свет. Поэтому Яаков считал, что духовный уровень Эфраима выше духовного уровня Менаше.

Два этих пути (в служении Всевышнему) должны найти выражение и у нас всё то время, пока мы находимся в изгнании. Еврей в первую очередь должен ощущать чувство горечи от изгнания и от того, что он находится вдали от Всевышнего, Отца своего. Еврей должен просить, не просто просить, а требовать немедленного возвращения в «отчий дом» — полного Избавления!

В то же время еврей должен знать, что смысл изгнания в том, чтобы «плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего» — то есть освятить тьму изгнания при помощи Торы и заповедей и именно из самых тёмных мест изгнания большой свет, посредством «свечи заповедей и света Торы». И всё это до тех пор, пока не исполнится сказанное, что «ночь будет светить, как день».

Когда еврей находится в неудобном окружении, нельзя постоянно находиться только лишь в горечи и только и выжидать того момента, когда он сможет оттуда сбежать. Еврей должен использовать своё нахождение там для того, чтобы распространять там свет Торы, пока это место само не превратится в место Торы. Вот это и является настоящим предназначением изгнания.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Вайехи (другие статьи):