Спор посохов и змей в Египте

08.01.2016 1578 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 26, стр. 49
 Спор посохов и змей в Египте
Спор посохов и змей в Египте

В главе «Ваэра» рассказывается о том, что когда Моше и Аарон собирались идти к фараону, Всевышний сказал Моше, что если фараон попросит в качестве доказательства совершить какое-либо чудо, то пусть тогда Моше скажет Аарону, чтобы тот бросил свой посох на землю перед фараоном и он (посох) превратится в змею. Так Аарон и поступил. Но фараон позвал своих «мудрецов» и колдунов, которые тоже бросили свои посохи наземь и они превратились в змей. В конечном итоге: «И проглотил посох Аарона их посохи».

Ребе Король Мошиах говорит, что все эти действия по бросанию посохов и превращению их в змей требуют особого объяснения. Но, прежде всего, необходимо прояснить то чудо, при котором посох Аарона проглотил остальные посохи. Откуда это чудо вообще взялось? Ведь в разговоре с Моше Всевышний вообще о нём не упоминал.

Из того, что мы видим, как Тора объясняет различные вещи, становится понятным, что чудеса, а также и египетские казни, происходили не только для того, чтобы наказать египтян. Главной целью всего этого было сломить отрицание ими Всевышнего, Благословенен Он. В книге «Тора Ор» объясняется, что египетское восприятие реальности было таковым, что они считали, что у Всевышнего нет никакого влияния на то, что происходит в современном мире. Они полагали, что после того как мир был сотворён, всё дальнейшее влияние на него оказывают только законы природы, а не Всевышний.

Вот такое восприятие реальности Всевышний и разрушил десятью казнями, когда каждой отдельной казнью разрушался один из стереотипов египетской идеологии. И прелюдией ко всем этим казням стало чудо посохов, когда посох Аарона проглотил остальные посохи.

Аарон в этой «схватке посохов» ассоциируется со святостью, а его посох — с Б-жественной силой, исходящей от святости.

Змея ассоциируется с фараоном и Египтом (в Торе в этом месте змея обозначена словом «танин», что можно перевести «крокодил»), как сказано у пророка Йехезкеля: «Фараон, правитель Египта — большой крокодил, лежащий среди рек его». Превратив свой посох в змею (крокодила), Арон как бы дал понять фараону, что и действительность змеи, т.е. действительность самого Египта происходит от святости.

Но фараон призвал своих колдунов, которые превратили также и свои посохи в змей, как бы доказывая этим совершенно противоположное, что у Египта якобы есть свои источники для черпания жизненной силы и что Египет не зависит от источников святости.

На это последовал ответ Всевышнего: «И проглотил посох Аарона их посохи». Таким образом Всевышний дал понять египтянам, что вся сила, источник которой не из святости, является просто иллюзией и самообманом, и что у таких сил, в отличии от сил святости, нет никакого источника существования.

Таким образом Всевышний показал фараону и его колдунам, что у них нет никаких собственных сил и что Он — Всевышний управляет так же и ими. Это было как предисловие, которое сломило основную ось египетского восприятия реальности. А следующие за этим событием десять египетских казней разрушили одну за другой все ступени египетской ритуальной нечистоты.

Из этой истории с посохами можно извлечь для себя урок по служению Всевышнему. Когда мы общаемся с другими евреями, то делать это необходимо с любовью и уважением, так как это делал Аарон, про которого сказано, что он «Любил мир и стремился к миру, любил людей и приближал их к Торе».

Но в воспитательной работе иногда можно столкнуться с человеком, который до такой степени находится на самой нижней ступени святости, что необходимо приложить силы, чтобы сломить то зло, которое есть в нём. Но и это необходимо совершать только «посохом Аарона» — с истинной любовью к ближнему и без примеси личной неприязни к другому.

И ещё одно; когда существует необходимость «проглотить» реальность ближнего, делать это необходимо «посохом», а не «змеёй». Разница между посохом и змеёй в том, что посох символизирует собой хладнокровие и терпение, а змея символизирует собой гнев. Зло из ближнего необходимо извлекать хладнокровно и без гнева; без того, чтобы прочувствовать сущность зла, а смотреть на него, как на сухую палку.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ваэра (другие статьи):