СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 19:27

Сколько посохов использовал Aaрон?

Кроме того, если бы Аарон использовал только посох Моше, то египтяне могли бы подумать, что Аарон может превратить в змею только этот уникальный посох...

Источник: «Ликутей Сихот» том 26, стр. 49 19.12.2017 1540 мин.

В середине недельной главы «Ваэра» мы читаем о том, как Моше и Аарон пришли к Фараону и как Аарон превратил посох в змею в качестве знака. При простом чтении фраз (7:10-12) создаётся впечатление, что Аарон использовал свой посох для чуда:

И пришел Моше и Аарон к Фараону, и сделали они так, как повелел Г-сподь, и бросил Аарон свой посох пред Фараоном и пред его слугами, и (посох) стал змеем. И призвал также Фараон мудрецов и чародеев, и сделали также они, маги (ворожеи) Египта, своими заклинаниями то же. И они бросили каждый свой посох, и стали (посохи) змеями, и поглотил посох Аарона их посохи.

Однако, это на так просто и есть спор мудрецов по этому поводу:

1. В книге «Зоар» (82а) говорится, что хотя и Моше и у Аарона были свои посохи, для превращений использовался только посох Аарона, так как посох Моше был свят («посох Б-га» см. «Шмот» 4:20) и не мог «глотать» нечистые посохи египтян.

2. Ибн Эзра считает, что посох был только у Моше и что Аарон одалживал его, когда это было надо.

3. Абарбанель пишет, что посохи были и у Моше и у Аарона, и Аарон использовал их оба для знака Фараону.

В этом свете возникает вопрос, а почему РАШИ ничего не говорит, и что он сам по этому поводу думает?

Ребе говорит, что наверняка РАШИ не согласен с мнением Ибн Эзры (что Аарон одалживал посох у Моше), так как нигде нет намёка на это. И кроме того, во фразе 9 сказано: «Скажи Аарону: „Возьми твой посох“».

Также мнение из книги «Зоар» наверняка не подходит РАШИ: когда мы читали о дискуссии между Всевышним и Моше у горящего куста, РАШИ пишет, что превращение посоха Моше в змею должно было намекнуть ему на злословие в адрес евреев.

Скорее всего, считает Ребе, и у Моше и у Аарону были свои собственные посохи, просто чтобы с ними ходить. И так как это понятно и 5-летнему ребёнку (для которого РАШИ пишет свой комментарий), то РАШИ не считает нужным об этом писать.

Кроме того, если бы Аарон использовал только посох Моше, то египтяне могли бы подумать, что Аарон может превратить в змею только этот уникальный посох (в то время, как египетские колдуны превратили каждый свои посохи).

Поэтому Аарону и потребовалась превращать в змею именно свой посох, что бы его чудо не оказалось слабее египетских.

Можно задать такой вопрос: если превращение посоха в змея Аароном должно было удивить египтян, то разве не лучше было бы превратить не только Ааронов посох, но и посох Моше (как считает Абарбанель)? Это показало бы, что Аарон может превратить любой посох (а не только свой)!

На это может быть два объяснения:

1. Посох Моше был уникален (он был из сапфира, с выгравированными Именами Всевышнего). Поэтому, превращение именно этого посоха никого бы не удивило.

2. Возможно, ответ можно найти в предыдущей беседе Ребе (там же: том 26, стр. 49), где он обсуждает вопрос, почему РАШИ отвергает мнение Талмуда, что в проглатывании посохом Аарона посохов египтян было «чудо в чуде» (двойное чудо). Там же Ребе обсуждает мнения, когда посох Аарона проглотил посохи египтян: когда был ещё змеёй, и когда стал снова посохом.

Так, в этой беседе Ребе говорит, что само превращение посоха в змею, не должно было никому ничего доказывать (было ясно, что египтяне смогут это чудо повторить).

Цель всего представления было именно второе чудо: пожирание посохом других посохов.

Так что, зная это, понятно что превращение посоха Моше ничего бы не прибавило к тому посланию, которое должен был получить Фараон.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter