Маамар «Пойдем к Фараону»

Свободный перевод: Шмуэль Фортман а-Парци Источник: маамарим 5562 г., глава «Бо»
05.01.2011 | 4599 | (0)
Маамар «Пойдем к Фараону»
В Египте...

ПОЙДЁМ К ФАРАОНУ, ИБО Я ОТЯГЧИЛ ЕГО СЕРДЦЕ. Сказано: «и были они оба наги и не стыдились». То есть, после греха Первого Человека распространилась нечистота Змея. И эта нечистота — она и есть клипат Нога (вид духовной скверны, поддающейся исправлению), присутствующая в мирах Бриа («Сотворение», мысленный пласт Мироздания), Йецира («Формирование» — чувственный пласт Мироздания), Асия («Действие» — пласт практической действительности). Из-за неё миры материализовались весьма, в такой степени, что стали занимать место и казаться самостоятельно существующими. Ибо качество самоотречения («битуль») по отношению к своему Источнику не раскрывается в них. И даже материальные небо и земля — не смотря на то, что ежемоментно на них изливается (одно и то же) Божественное влияние, осуществляющее их — все равно они раздельные вещи. А жизненная сила Божественности — спрятана и сокрыта в них. Однако, до того, как они материализовались — (та сила) не была скрыта так сильно. И (тогда) самоотречение перед своим Источником присутствовало весьма. И они не были такими вещественными и самостоятельными раздельными сущностями.

Сокрытие аспекта (Высшего) Человека, аспекта мужского (= активного) влияния — выражается в том, что его Влияние облекается в скрытые, из-за (клипат) Нога, облачения. Об этом сказано: «и были они оба наги — Адам и его жена». То есть: в (ежемоментном) осуществлении любого ограниченного творения в мирах Бриа, Йецира, Асия — сторона Божественности была «нага» (= раскрыта). Его Сущность была совершенно раскрыта, без облачений и сокрытий. Также и со стороны получающего (Свет) — он воспринимал (Свет) самой своей сущностью, без облачений и сокрытий. Поэтому, у него было сильное самоотречение перед своим Источником, и он не являлся отдельной самостоятельной сущностью. Ибо Божественное влияние было очевидно во всём. А «стыд» — это утаение и сокрытие, из-за клипы. Ведь когда человек один — он не стыдится ходить голым, и даже рядом с тем, кого он любит как себя. И чем более далёк и менее знаком (человек) — будет больше стыдиться (перед ним). Так это из-за клипы (= сокрытия), которая очевидна — поэтому нужно одеться и скрыться от неё (в облачения).

Таким же образом она (клипа) затемняет все аспекты жизни. И даже во время молитвы, когда во всех силах Божественной души светит Божественное влияние, вызывая чувство самоотречения перед Источником Жизни — (всё же) душа не воспринимает в себя (Свет Источника) своей сущностью. Если бы это было так, душа бы весьма поразилась от потери самостоятельного существования. Имеется в виду нечто не похожее на самоотречение перед большим человеком — когда не теряются собственный статус и значение, и не надо сдвигаться со своего места. Лишь из-за осознания величия ближнего — человек сдерживает свои мысли и чувства ради его желаний. Настоящее самоотречение — это сдвинуться со своего места совершенно, и не иметь другого. Это сравнимо с (присутствием в обществе с ) весьма великим королём — тогда человек теряет самоощущение совершенно, забывая что он существует. Подобно этому, если глубинно постигнуть величие Б-га — станет невозможным быть самостоятельной сущностью. И тогда (душа) не ощущала бы свою сущность (совершенно). Однако, из-за того, что (человек) не воспринимает (по настоящему) внутренне, лишь внешние облачения (Света) — то, соответственно, и само излияние (Света) утаивается и скрывается весьма. Поэтому невозможно постигнуть основную точку Божественности в раскрытом виде.

* * *

СКАЗАЛИ наши мудрецы: как невозможен мир без ветров, также невозможно без (потомков) Израиля, которые освещают Его Имя и привлекают ежедневно, своими молитвами, жизненную силу Божественности во все Его миры. Если бы не делали так — все миры вернулись бы в Высший Источник жизни, как сказано: «если вложит в него сердце, чувства и душу».

Это подобно человеку, который с силой выдует из себя воздух наружу — когда он вдохнёт обратно — исчезнут все буквы (этого действа) в своём Источнике. Ощущения сердца и чувства (= впечатления от действа) скроются в разуме, а разум (= мысленный пласт действия) скроется в самой сущности души. Наподобие этого, если буквы, которыми сотворены миры Бриа, Йецира, Асия, вернутся (из действительности) в Его Чувства и Качества (= мир Йецира), а Его Качества — в Его Душу (= мир Бриа) и в Высшую Мудрость (Хохма Илаа) в мире Ацилут, корень всех Высших корней жизни. А Его Душа — к Сущности Бесконечного (благословен Он!) буквально. Наподобие человека когда он вдохнёт в себя — (его собственный дух, который он вложил в выдох) возвращается к совершенному небытию, даже не становится «светом тонким и чистым».

И так как Израиль происходит изнутри и буквально из Сущности Бесконечного (благословен Он!) — они внутренне постигают (ежемоментное) осуществление чего-либо из (полного) ничего. И они (признают и) говорят: «Ты оживляешь их все», привлекая (этим признанием) внутреннюю жизненную силу в миры Ацилут, Бриа, Йецира и Асия. Однако, когда они сами по себе (каждый по отдельности) — тогда их восприятие подобно восприятию остальных творений в мирах Бриа, Йецира, Асия. И даже если они (в таком состоянии) хорошо понимают (величие Б-га) внутри себя, (всё равно,) изречение ими (признания) «Ты оживляешь их всех» не привлечет влияния ни к чему кроме них самих.

Чтобы понять это глубже, следует упомянуть сказанное: «и вот раб Мой возвеличится, вознесётся и возвысится весьма». Поясняется в другом месте, что здесь выражены пять подъёмов ликов («парцуфим») женского аспекта. А слово «весьма» — это аспект наслаждения от Б-га, являющий собой такую сущностную связь души с Живым Б-гом, когда невозможно отвлечь мысли даже на малый момент. Тогда все сотворённые будут получать (Свет) без облачений, ибо будет изгнан дурной дух нечистоты, затемняющий аспекты жизни. И более того, из-за того, что (Свет) был сокрыт в прахе («клипат») Нога — будет преимущество у (нового) Свечения перед Светом, каким он был до греха (Первого Человека).

Но о том (положении), что сейчас — сказано: «унижен будешь, из земли говорить» (Йешаяу 29:4). То есть женские воды («маим нуквин», аспект земли) должны быть уподоблены мужским водам («маим духрин», аспект речи). И сейчас, когда скверна Змея затемняет — это большое унижение и спуск влияния Окружающего Света внутрь миров творит раздельные материальные вещи. Однако (всё же) пробуждаются женские воды («маим нуквин») души (потомков) Израиля — когда они унижают себя весьма, созерцая величие и мощь отдаления их от Б-га. Это (само)унижение пробуждает принижение и спуск аспекта Жизни Миров (Творца, благословен Он!) ради оживления всякого творения в мирах Бриа, Йецира, Асия. Поэтому, сейчас основное направление душ Израиля — это аспект Ицхака, горечи и унижения. И (именно) из противоположного — приходит привлечение жизненной силы Окружающего Света во все миры, также — в приниженной (в достигающей даже низкие сосуды) форме. Об этом сказано: «унижен» — это потомки Израиля; «из земли» — из противоположного; «говорить будешь» — в великой горечи. И тогда твои речи о том, что «Ты оживляешь их все» — «просвистят» («йицафцефу» יצפצפו) (там же). Свист — это звук без речи, что выражает собой привлечение из Источника Всего, сути Его качеств (благословен Он!). Наподобие возгласа вырвавшемуся из сердца. Или же свист («цифцуф») от корня «плавает и держится на поверхности («цаф» צף) воды» — так и «речь твоя из земли просвистит» над всеми творениями, дабы притягивать их постоянно из аспекта Окружающего Света Б-га.

Таково положение именно сейчас, когда Шхина (Божественность) в изгнании (вынужденно) оживляет (миры) посредством облачения в клипу. И поднятие женских вод (в таком положении) должно быть именно через (само)унижение. Но в будущем (после прихода Мошиаха), когда «возвысится весьма» — миры и души будут влиять и получать, в общем и в частности, «нагими и не будут стыдиться».[Также то, что в будущем заповеди будут отменены — является следствием этого. Ведь в будущем будет подъём всех творений, (как сказано:) «узрит всякая» именно «плоть». А заповеди — они лишь облачения, посредством исполнения которых связывается душа с Источником своего корня. Ведь исполнение заповедей также облачено (в миры) и сокрыт в них внутренний смысл Его (благословенного) желания. Ведь они облачены в материальные вещи. И это подобно засеиванию земли (когда семя закапывают в землю). А тот спуск — он лишь сейчас, когда необходимо привлечение (Света) сверху донизу, в униженной форме. Но в будущем привлечение (Света) сверху не будет посредством облачения и спуска, как сказано: «не будет скрываться Учитель твой». Поэтому не будет нужно и пробуждение снизу, выражающее принижение, в виде исполнения заповедей с использованием материальных вещей. А те, которые думают, что (всё же, заповеди) не будут отменены, считают что недостойно созерцать Короля голым, без одежд, но одежды будут более возвышены].

* * *

И ЭТО то, о чем сказано: «пойдём к Фараону» и далее. Свет души Моше исходит из аспекта Йесод Аба («Основа Отца» — сфера Йесод Высшей Мудрости). А Фараон — Великий Лик (Арих Анпин, сфера Кетер, «Венец») клипы, Большая Рептилия, обитающая в своих реках. Ибо корень источника его жизненной силы исходит из левой стороны Святости, ведь «это напротив этого создал (Всесильный)» и т.д. А левая сторона Святости — это нечистая сфера Малхут (Царствие) Великого Лика (Арих Анпин). И это то, что указал Великий Лик, корень всего сущего, (Б-г, благословен Он!) Моше, сфере Йесод Великого Лика — чтобы он добавил Света в клипу Великого Лика, и вошла и раскрылась бы Святость в Фараоне, больше чем ограничения его вместимости. Тогда — отменится его сотворение в своей клипе, благодаря тому, что в нём будет раскрыто больше, чем ограничения влияний левой стороны Святости. Ибо жизненная сила клипы исходит из Плода (Древа Познания), и чем больше сокращения (Света) — тем больше и толще клипа (кожура).

И это то, что сказано: «Я отягчил». То есть, привлёк и добавил немного влияния, получаемого его сердцем, ради того, чтобы он отменился и потерял свой статус и положение. Поэтому — «пойдём» к нему внутрь, и не бойся. Ибо наоборот, от раскрытия Божественности более, чем ограничения его восприятия — отменится вмешательство его клипы. И см. в «Зоар», главу «Бо», где сказано что Моше боялся его (Фараона) и не приближался к нему, а лишь к его рекам. Ибо понимал, что корень его исходит от (самого) Всевышнего (благословен Он!). Сказал ему (Всевышний, благословен Он!): «не бойся, Я буду для тебя (= явлюсь тебе) Фараоном». Ибо относительно желаний, исходящих из клипы главный принцип — не обращать на это желание внимания, совершенно отвлечься побеждая войной. Об этом сказано: «отмени своё желание перед желанием Б-га», который указал не следовать другим желаниям. Как сказано: «и не склонитесь за сердцем своим».

Но на ступени законченного праведника («цадик гамур», который изгнал из себя дурное совершенно) — когда приходит к нему желание, он (праведник) переворачивает его совершенно, как будто нет в нем ничего (никакого сокрытия). Поэтому желал рав Хисда пойти к вратам проститутки, чтобы взимать мзду — то, что запрещено любому человеку. Как сказано: «отдали от неё пути свои, чтобы не попасться в ловушку её». Ибо у него (желание клипы) всё ещё не перевернулось окончательно (и он желал перевернуть его, и не боялся его влияния). Наподобие этого ступень Моше, Коах М"А (сфера Мудрости, потенциал сущего) — он не боялся втянуться в желание клипы и перевернуть его совершенно. И глава «Бо», дарованная посредством Моше — всегда переворачивает желание клипы (в Святость), не смотря на то, что нам запрещено это делать и т.п.

* * *

СЛЕДУЕТ понять: почему множество народов, которые возжелали выйти из своей страны и прилепиться к Шхине (Божественности) — когда увидели, что не раскрылась на них Божественность во время дарования Торы — совершенно изменили свои намерения. Ведь это означает, что их желание изначально не было истинным и т.п. Дело в том, что есть вещи, из за тяжелых ограничений которых, приближение к ним — разрушает и отдаляет их. А отдаление и отталкивание — делает им хорошо, и благодаря отталкиванию они смогут приблизиться. Ведь из-за малого разума младенца, чрезмерное приближение к себе со стороны отца приведёт его к настоящему отдалению — он начнет нагло разговаривать со своим отцом, ибо ввиду малого разума возвысит самомнение и т.п. А отталкиванием и отдалением время от времени, (отец) унижает его и пробуждает (этим) его любовь и желание приблизиться к себе. Подобно тому, что сказали наши мудрецы: «дурное начало ребёнка и женщины — отталкивается левой. Ибо, ввиду их мелкого рассудка, отдаление — приближение для них…». Но тот, чей разум глубок и широк — не станет возноситься из-за приближения и т.п. А множество народов — это аспект грубости (материи), для которого (лишь) отдаление — было истинным приближением к миру (Истины). Однако, из-за приближения, которым привлек их Моше — затем их намерения перевернулись, ибо приближение — отдаляет их, и сказанного хватит разумному.

И это то, что в будущем «будет сказано (именно) Ицхаку — ты отец наш», а не Авраам. Ибо сегодня, пока смешаны добро и зло — не заметно Добро (Хесед, аспект Авраама) кроящееся в отдалении. Но в будущем, когда будут перебраны злодеи — будет очевидно, что через отдаление приходит к ним приближение, и скажут Ицхаку (аспекту Гвуры), отталкивающему левой — «ты отец наш». И разумному хватит сказанного.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Бо (другие статьи):