Почему евреи взывали ко Всевышнему на море?

17.01.2016 1482 (2)
Источник: «Ликутей Сихот» том 11, стр. 52
Почему евреи взывали ко Всевышнему на море?
Почему евреи взывали ко Всевышнему на море?

После того, как еврейский народ вышел из Египта и подошел к Тростниковому морю, евреи увидев, что египтяне гонятся за ними, принялись взывать ко Всевышнему: «И подняли сыны Изpаиля свои глаза, и вот Египет движется за ними и устрашились они очень и громко воззвали сыны Изpаиля к Г-споду».

Ребе Король Мошиах говорит, что это поведение совершенно не понятно, ведь Всевышний пообещал евреям, что приведёт их в Землю Израиля; они также видели все чудеса, которые сопровождали выход из Египта, поэтому народ должен был верить Всевышнему, что Он их спасёт.

Если они верят Всевышнему, тогда для чего необходимо кричать и молиться? Ведь нет никаких сомнений в том, что Всевышний исполнит своё обещание и избавит народ от египтян. В то же время, если в сердца народа закрались какие-то сомнения в том, что у Всевышнего достаточно сил, для того, чтобы избавить их, то какой смысл в молитве, если народ не до конца уверен во Всевышнем [не приведи Г-сподь]?!

На вопрос этот отвечает РАШИ в комментарии на слово «воззвали». РАШИ объясняет, что в тот момент евреи «переняли обычай своих отцов». Таким образом РАШИ объясняет, силу воззвания еврейского народа ко Всевышнему.

«Обычай» это то, чем человек занимается всегда, т.е. таким вот образом (определённый человек или народ) ведут себя постоянно. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков постоянно молились Всевышнему и это вошло у них в самое обыденное дело — т.е. молитва стала их «обычаем». Они молились не только в час беды или когда чувствовали, что необходимо излить душу Всевышнему. Они молились всегда, в любое время и при любом настроении [далее РАШИ приводит несколько примеров этой молитвы праотцов].

В этом и была сущность молитвы еврейского народа, когда народ увидал гонящихся за ним египтян — самая что ни на есть естественная, привычная молитва, привычка к которой глубоко укоренена в еврейской душе. Естественно, что евреи верили Всевышнему и Его обещанию спасти их и привести в Землю Израиля. Просто в тот момент, почувствовав, что они должны быть ближе ко Всевышнему, народ «перенял обычаи отцов» и начал молиться.

И несмотря на то, что после евреи начали плакать: «Неужели мало (наших) могил в Египте?!» и т.д. видно, что все эти разговоры были не из-за отсутствия веры, а из-за того, что так уж человек устроен, что в час опасности выражает свою боль тяжёлыми словами. По этому говорили мудрецы: «Никогда не суди человека (по его поведению) в час его горя и опасности», т.к. в такой момент человек может говорить что-то, что вообще не связано с его верой и его видением жизни. По этому становится понятно, что даже когда еврейский народ жалуется и взывает ко Всевышнему, делается это не из-за недостатка веры, а по привычке — «обычаю отцов».

Из этого следует понять, каким образом еврей должен молиться и изучать Тору. Молитва и изучение Торы должно быть на уровне «обычая» (или «искусство», как переводится ивритское слово «оманут», которое в оригинале приведено в том самом комментарии РАШИ), т.е. должно быть привычным, ежедневным. Недостаточно молиться и учиться только лишь для достижения какой-либо конкретной цели. Молитва и изучение Торы должны являться всей сутью еврейского человека, т.е. его служением Всевышнему!

Таким же образом и влияние на ближнего. Необходимо приближать каждого еврея, даже такого, в котором не чувствуется никакая склонность к еврейству. Ведь каждый еврей в своей душе любит Всевышнего и это его настоящая «привычка». Нашей целью является пробудить в таких евреях эту скрытую любовь, чтобы она вышла из глубин души наружу, чтобы такой еврей сам прочувствовал своими собственными силами свою веру во Всевышнего и своё желание служить Ему.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Бешалах (другие статьи):