СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 20:15

Как фараон «помог» и «помогает» евреям

Всевышний является источником, первопричиной всего существующего и поэтому слово «причина» всегда намекает на Творца. Как это связано с рассечением моря и избавлением от фараона?

09.02.2020 1388 мин.

В начале главы «Бешалах» рассказывается, что Всевышний не повел евреев прямым путем к горе Синай: «И направил (— повернул, отклонил в сторону, повел кружным путем —) Б-г народ в обход дорогой через пустыню к Тростниковому морю…». «И направил» (отклонил в сторону) — на иврите выражено словом «ва-ясэв». Это слово имеет тот же корень, что и слово «причина» («сиба»)

Всевышний является источником, первопричиной всего существующего и поэтому слово «причина» всегда намекает на Творца. Как это связано с рассечением моря и избавлением от фараона? Алтер Ребе, первый глава ХАБАДа приводит такое объяснение:

Еврейский народ называется в Торе (в разных местах) «начатком урожая», «сыном первенцем». Потому что, как написано в книгах каббалы, «мысль о еврейском народе предшествовала (всему) в мысли Всевышнего». И именно эта мысль — о том, как евреи в материальном мире будут соблюдать заповеди Творца с полным самопожертвованием — явилась исходным импульсом для Его решения сотворить мир.

То есть евреи, точнее мысль Творца о еврейском народе, оказались причиной приведшей к созданию мира. И поэтому, говорит Ребе, каждый еврей должен прийти, подняться к этому «уровню» — первопричины, к тому, как Творец (в Замысле которого они возникли) является первопричиной всего сущего. И вся суть еврейства выражается в Вере в то, что Всевышний является причиной всех причин и основой всех основ, первоисточником, (отделенным от всего) из которого возникли все миры, которые ничто сами по себе и существуют только по причине Его существования и Его желания их творить. И каждый еврей должен подняться до этого уровня, который выше всего творения, и погрузиться в него, соединить себя с ним. Подняться — то есть углубиться в размышления об этой идее.

И тогда человек окажется выше мира — в ситуации, которая есть совершенная Свобода от всех ограничений творения. И тогда перед ним исчезнут все помехи, потому что в том великом Свете, который светит на этом уровне, все ограничения растворяются и все проблемы исчезают бесследно. Ибо этот Свет бесконечно выше всего сущего и все перед ним в равной степени не существует, подобно нулю.

Теперь вернемся к тому, о чем говориться в главе «Бешалах». Евреи оказались на берегу Тростникового моря, куда привел их Всевышний, отклонив от короткого пути по земле филимистян. Впереди — море, вокруг — пустыня, позади — отборная армия во главе с фараоном, имеющая цель их истребить. Ситуация совершенно безвыходная и смертельно опасная.

«И сказал Г-сподь Моше: что ты громко взываешь ко мне?» — Этим Всевышний дал понять Моше, что существуют ситуации, когда все зависит ТОЛЬКО от Самого Творца, а от человека требуется даже не молитва, а полное упование на Всевышнего, полная уверенность в Его помощи, которая обязательно придет и избавит его из критической ситуации.

Но для этого человеку самому необходимо (в своем сознании) отделить себя от всех «декораций», которые его окружают, «вырвать» себя из реальности и переместить в другую область, направить себя в сторону Творца. Ощутить стремление быть близким к Нему.

Именно об этом говорят следующие слова, обращенные Всевышним к Моше: «Говори сынам Израиля, чтобы они отправились в путь». Имеется ввиду именно этот путь — движение и приближение к Первопричине всего сущего.

И тогда евреи сделали это: они бесстрашно вошли в море! И море — расступилось, как написано в Псалмах: «Море увидело и побежало (прочь)»… То есть море «увидело», что евреи достигли связи с Первопричиной, едины с Сущностью Творца. И поэтому море, которое есть всего лишь творение, объял страх и ужас перед евреями, оказавшимися на таком уровне и это вынудило его перестать быть помехой евреям, расступиться: «И прошли внутри моря по суше»…

И поэтому, начиная главу, рассказывающую о чуде раскрытия моря перед евреями, Всевышний использует слово «ва-ясэв» (повернул в сторону), а не какое-то другое, например «повёл». Потому что этим словом Он намекает, что чудесное избавление то страшной опасности произошло только из-за Его вмешательства, из-за того, что евреи смогли связать себя с Его Сущностью, с Первопричиной всего, «оторвавшись» от реальности! А вся эта опасная ситуация была создана Им только с одной целью — пробудить евреев к желанию с Ним соединиться!

Но, зачастую, достичь этого своими силами — размышлениями — бывает довольно трудно.

И тогда Всевышний посылает помощь. О приближении войска фараона к евреям написано в странной языковой форме: «И фараон приблизил…» (к евреям, стоящим на берегу моря). Но по правилам грамматики, здесь должен стоять глагол в форме «возвратной», указывающей на самого фараона: «приблизился» (В переводе на русский и другие языки, переводят этот глагол в такой форме, но это не то, что написано в оригинале: в Торе написано именно «приблизил», что означает приблизить что-то к чему-то). Поэтому, обращая внимание на эту «странность», мидраш объясняет: фараон действительно приблизил — «сердца евреев к их Небесному Отцу».

Именно эта опасная ситуация, которую Всевышний временно создал, используя фараона и его войско, пробудило в сердцах евреев ясное понимание и ощущение, что в этой ситуации, и вообще всегда, все зависит только от Б-га!

В этом и заключается смысл всех трудностей и испытаний в жизни каждого человека. Так фараон «помог» евреям (по замыслу Творца) пробудить в сердцах сильную и чистую веру! И тогда и «фараон» и «море» — все проблемы и трудности — исчезают и расступаются перед евреями, бегут в страхе прочь, освобождая дорогу к удаче и явному добру! Все, что вызывало у еврея страх — само «испытало» страх перед ним!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter