Почему глава Торы названа «Итро»?

Источник: «Ликутей Сихот» том 16, стр. 203-208
27.01.2016 | 1231 | (4)
Почему глава Торы названа «Итро»?

Когда Итро увидел, что Моше сидит с утра и до вечера и судит еврейский народ, то он дал понять Моше, что тот может сломиться под этой ношей. Итро посоветовал Моше очень простую вещь: назначить глав тысячными, глав сотенными, глав пятидесятыми и глав десятыми, чтобы они судили народ и сняли с Моше это огромное бремя.

Спрашивается: неужели Моше — глава еврейского народа, преданный пастырь, сам не чувствовал, что эта ноша непосильна для него? Как такое может быть, что он сам не додумался до такого простого решения, которое предложил ему Итро?

Ответ на это такой: в соответствии со своим положением и духовным уровнем такое поведение Моше было правильным. Моше был тем, кто получил Тору на горе Синай от самого Всевышнего. Моше получил Тору, находясь на уровне «пастыря» и таким образом передал её еврейскому народу. Никто кроме него не смог бы обучить народ на таком уровне, на котором это сделал Моше, так как только он получил Тору. Существует большая разница в обучении Торы из уст того, кто «видел», от того, кто только лишь «слышал».

Когда Моше-рабейну учился с сынами Израиля, он воздействовал на них и духовно поднимал их так что народ достигал его (Моше) духовного уровня в изучении Торы. С точки зрения Моше никто другой не мог бы вмешаться и разделить с ним эту задачу по изучению Торы с еврейским народом и по суждению народа. Таким образом Моше и действовал.

Итро же, со своей стороны, не видел эти вещи с высоты духовного статуса Моше. Он смотрел на всё это своими глазами. Итро, будучи гером (перешедшим в иудаизм), видел еврейский народ таким, какой он есть на самом деле, на их собственном духовном уровне, без того духовного подъёма, на который поднимал их Моше. Поэтому Итро считал, что суд еврейского народа не обязательно должен производиться только лишь самим Моше, а можно также дополнительно назначить мудрецов, которые будут как бы наместниками Моше.

Когда евреи обращаются к суду со своими проблемами, которых бывает множество, то у этих проблем нет никакой связи с духовным уровнем Моше. Когда евреи погружены в свои проблемы, то они не поднимаются на духовный уровень Моше и не в состоянии учиться на таком же высоком уровне, как Моше. Поэтому Итро считал, что вполне достаточно, чтобы народ учился у других мудрецов, которых назначит Моше.

Всевышний согласился с этим советом Итро. Необходимо было подготовить народ, чтобы тот учился не только, когда Моше рядом, но и когда Моше уйдёт из этого мира перед вхождением в Землю Израиля; тогда всё равно пришлось бы изучать Тору от других мудрецов.

Название главы «Итро» происходит из-за того, что «добавил ещё одно событие в Торе». Глава эта не названа так в честь Итро и не написана его рукой. Названа так потому, что она придаёт ещё одно преимущество (на иврите «преимущество» — «итарон» от общего корня с «Итро»), которое свершилось в Торе благодаря Итро. Совет Итро положил начало новому уровню поведения народа, уровню, которого до этого не существовало: изучению Торы народом на их собственном духовном уровне. Даже тогда, когда еврей находится на более низком духовном уровне, он преуспевает в изучении Торы и в состоянии внедрить Тору во все самые дальние уголки мира, исполняя таким образом волю Всевышнего «строить Ему, Благословенному, жилище в этом материальном мире»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Итро (другие статьи):