Первая в мире яма

10.02.2013 4430 (2)
Первая в мире яма
Первая в мире яма

В недельной главе Торы «Мишпатим» (21:33-34) рассказывается, что если кто-то вырыл яму (или создал какое-то препятствие) на общественной территории и результате был нанесен ущерб, он должен возместить его пострадавшему: «И если откроет человек яму или если выкопает человек яму и не покроет ее, и упадет туда вол или осел. То хозяин ямы заплатит, серебро (стоимость) возвратит его хозяину; а мертвое будет ему».

В книге «Источник живой воды» (автор — р. Хаим сын Шломо из Черновиц) мы находим интересное рассуждение, связывающее данный отрывок из Торы с истинным и полным Освобождением. Яма символизирует собой существующую в мире идею смерти. Слова «И если откроет человек яму» относятся к первому человеку — Адаму — которой съев плод древа познания Добра и Зла раскрыл «яму смерти». Грех древа познания является причиной того, что в мире существует смерть.

«Или если выкопает человек яму» — каждый человек, который грешит, выкапывает и углубляет «яму смерти». Ведь при этом он увеличивает силы нечистоты, старающейся привести людей к смерти, пока они еще грешники (и не успели совершить раскаяние), чтобы завладеть их душами.

«И упадет туда вол или осел» — это разные виды душ, которые упали во власть сил нечистоты. В другом месте приводится объяснение, что бык намекает на Мошиаха бен Йосефа (так как Йосеф назван в Торе (глава «Дварим» 33:17) «Первенец его быков»), а осел — на Мошиаха бен Давида (о котором сказано, что он появляется как «бедняк, восседающий на осле»). Падение Мошиахов символизирует задержку их раскрытия из-за «вырытой» нашими грехами ямы.

«То хозяин ямы заплатит» — все грешники, из-за вины которых «яма смерти» все еще остается выкопанной и открытой, обязаны исправить свои поступки и совершить полное раскаяние (мудрецы говорят, что Адам совершил раскаяние и постился 130 лет).

Раскаяние приведет к исправленному состоянию по двум аспектам. На первом этапе — «серебро (стоимость) возвратит его хозяину»: душа, которая стремится достигнуть своего врожденного места в области святости (слово «серебро» — «кесеф» — созвучно со словом «желает» — «нихсефет»), освободится из под власти сил нечистоты и вернется к своему хозяину — силам святости.

На втором этапе — «а мертвое будет ему»: также мертвое тело придет и присоединится к святости навечно. Это произойдет в период, когда встанут мертвые.

Источники:
Талмуд, трактат «Эйрувин» 18б. «Мишнэ Тора» РАМБАМа, «Законы о денежных ущербах», гл. 12-13. «Таамей а-мицвот» АРИЗАЛа. Книга «Беэр маим хаим» на гл. «Шмот» 21:33.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Мишпатим (другие статьи):