СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:03

Всевышний соединяет в себе безграничное и ограниченное

Всевышний может быть в сокрытом виде, так, чтобы Его не чувствовали, а для того, чтобы Всевышний был раскрыт, необходимо Ему служить. Но в таком случае может показаться, что работу, которую делали в Храме, могли бы делать и в других местах, и через это также раскрывать там Всевышнего.

4150 (0) мин.
Источник: «Ликутей Сихот» том 3, стр. 902

В Торе (глава «Трума») рассказывается о приказе Всевышнего взять золото, серебро и прочие материалы и сделать из них Храм для Б-га. И Б-г обещает, что тогда Он поселится в этом Храме. И хотя физические границы — не преграда для Божественности, Всевышний обещает, что Он будет пребывать в Храме, то есть обязуется «сжать» себя до очень небольшого размера. И не только в постоянном Храме в Иерусалиме, построенном намного позже описываемых в главе Трума событий, но даже в передвижном Храме; и всегда Всевышний пребывал только в единственном месте – внутри Храма.

1. Как Всевышний «сжал» себя до ограниченного размера?

На первый взгляд, не все здесь ясно. Всевышний, как уже сказано раньше, не ограничен физическими рамками: «Я (Б-г) и на Небе, и на Земле» (Ирмияу 23:24). Почему же тогда Он приказал приготовить специальное место для своего пребывания?

Следует объяснить это таким образом: Всевышний может быть в сокрытом виде, так, чтобы Его не чувствовали, а для того, чтобы Всевышний был раскрыт, необходимо Ему служить. Но в таком случае может показаться, что работу, которую делали в Храме, могли бы делать и в других местах, и через это также раскрывать там Всевышнего. Почему же тогда данная служба должна проводиться именно в Храме?

2. Молитва должна быть связана с ограниченным местом

Основные виды службы в Храме – жертвоприношения. Они делятся на материальные (приносили в жертву животное путем сжигания его на жертвеннике) и духовные (в наше время это молитва). И те, и другие связаны с Храмом. Материальные жертвоприношения разрешены только в Храме. Но даже духовное жертвоприношение – молитва, которая разрешена почти в любом месте, проходит через Храм, и поэтому по еврейскому закону молящийся должен стоять лицом к Израилю, а в самом Израиле – лицом к Иерусалиму, а в Иерусалиме – лицом к Храму.

На первый взгляд, совершенно непонятно, зачем нужно связывать молитву – духовную службу – с ограниченным материальным местом?

3. Наличие ограничений является достоинством

И объяснение этому вытекает из известного правила: «Чем выше вещь – тем ниже она может опуститься». Тот факт, что Всевышний связал свое местонахождение с ограниченным, материальным местом, доказывает, что здесь происходит раскрытие, но только в самом низу.

Всевышний по-настоящему безграничен, он не связан никакими ограничениями: его нельзя назвать «измеримым» или «неизмеримым», «ограниченным» или «безграничным», потому что любое определение указывает на определенные ограничения. Но Всевышний выше любых ограничивающих образов. И только там, где воедино соединяются противоположности, может пребывать Всевышний. Такое соединение указывает на силу Всевышнего, поскольку для Него нет невозможного и в Его силе соединить несовместимости.

Уникальное достоинство Храма заключается в том, что, с одной стороны, он занимал определенное ограниченное место и, более того, его размеры были строго определены, как это объясняется в Законах Торы, и вместе с тем в Храме чувствовалось явно и зримо, как в самих его размерах выражалась их неизмеримость.

Об этом же рассказывает Мишна: в Храме постоянно присутствовали 10 чудес. Одно из них — ковчег Завета, стоявший в «Святая Святых» (комнате, являющейся самым важным местом в Храме), который не уменьшал объема этой комнаты, хотя сам имел вполне определенные размеры. Так открыто выражалась сила Всевышнего — объединять противоположности: измеримое и неизмеримое.

Жертвоприношения и молитвы связаны и ограничены Храмом, так как цель этой службы — достичь Всевышнего, который выше любых образов, и нет возможности описать Его, даже используя образ «неограниченный», как уже было сказано. Поэтому эта служба тоже должна быть связана с ограничениями самого низа. Если бы молитва и жертвоприношения не были ограничены физическим местом, они бы достигали только какого-то уровня в Божественности, но не самого Б-га.

В чем же тогда выражается Всевышний? В соединении безграничного с ограниченным местом.

4. Самое высокое опускается в самый низ

Теперь понятно, почему Храм в Иерусалиме был на более высокой ступени, чем передвижной Храм в пустыне. Передвижной Храм не был ограничен одним, постоянным местом; он был сделан в основном из растительного и животного материала (бревна и шкуры), а не из камней — неодушевленной материи, «самого низа» природы, и поэтому в нем не могло быть полного раскрытия «самого высокого».

Только Иерусалимский Храм, ограниченный определенным местом и построенный в безграничности Всевышнего, не подлежит никаким ограничениям до такой степени, что может связать себя с ограниченным местом и именно в «самом низу». Ограниченное место из самого низкого разряда в физическом мире становится жилищем для Б-га.

«Со дня разрушения Храма и Святая Святых... Любавичи (город в России, где жил в то время Ребе) – это наш Иерусалим; синагога, в которой Ребе молится, – это наш Храм; комната Ребе – это Святая Святых» (из книги бесед Ребе Короля Мошиаха, 5752 г., с. 471)

5. Человек должен вносить святость в будничную жизнь

Теперь становится понятным комментарий еврейских мудрецов к приказу Всевышнего: «Сделайте Мне Храм и я поселюсь в них» (Шмот 25:4). Сказано не «В нем» (в Храме), а «в них», т.е. не только в Храме, но и в каждом еврее. Всевышний вселяется в человека через то, что человек делает из своих материалов Храм для Всевышнего, учит Тору, выполняет заповеди, а также вдыхает святость в «мирскую жизнь». И более того, вселение Всевышнего в каждого еврея происходит в определенной мере более глубоким способом, чем это было в Храме. Это объясняется тем, что, как бы «низко» не было место и материал, из которого был сделан Храм, это все равно не приводит к «приниженности» места и материала в остальном мире. И когда человек вносит святость в неодушевленные предметы во всем мире, он тем самым способствует выполнению заповеди Всевышнего (чтобы было жилище для Него, Благословенного, в «самом низу», т. е. в нашем физическом мире).

Эту святость нужно вносить не только через проведение своей «мирской» жизни по указаниям святой Торы, но и через поиск в любой «мирской» работе Божественного замысла. Более того, любое событие в жизни человека помогает ему еще больше познать своего Творца.

Поэтому именно такая служба Всевышнему открывает третий Храм, а он, даже в сравнении с предыдущим, безграничен.

Опубликовано: 29.07.2005 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter