СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 19:52

Кормление животных в ковчеге и в Эру Мошиаха

Урок, который получен нами выше, состоит в том, что, когда мы пытаемся уравнять животных и людей, это обычно приводит к девальвации человеческой жизни, а не к улучшению благосостояния животных.

2667 (0) мин.
Свободный перевод с английского:Шолем Лугов

«И будет тебе и им в пищу...»

Когда Всевышний давал Ноаху указания относительно ковчега, который должен был спасти его с семьей и всех живых существ, Он сказал следующее («Ноах» 6:21): «Ты же возьми себе от всякой пищи, какую едят, и собери у себя, и будет тебе и им в пищу».

Возникает вопрос: почему Всевышний сначала упомянул пищу для людей, а только уже потом для животных. Разве это не противоречит известному указанию Торы о том, что сначала человек должен накормить своих животных, а только потом может есть сам? Это следует из слов во втором разделе молитвы «Слушай, Израиль»: «И ты соберешь свой хлеб и свое вино и твой елей, и дам я траву в поле твоем для твоего скота».

Тора упоминает траву для животных, прежде чем пищу для людей. Талмуд («Гитин» 62a) делает из этого вывод: «Запрещено человеку есть до того, как он покормил свое животное». Почему же тогда здесь Тора изменяет порядок?

Наденьте маску сначала на себя

Простой и практичный ответ заключается в том, что в ковчеге было только восемь человек для кормления множества других живых существ. Если бы им каждый раз приходилось ждать, пока не будут накормлены все животные, у них вряд ли была бы возможность вообще что-то поесть. А постоянно испытывая голод, они были бы не способны помогать животным и обслуживать их.

Это похоже на указание инструкции по безопасности в самолетах, которая гласит, что в случае чрезвычайной ситуации мы должны надеть кислородную маску сначала на себя, прежде чем помогать нашим детям.

Исключение из правил

Другой предложенный ответ заключается в том, что правило отдавать предпочтение кормлению животных, действует только в том случае, когда не стоит вопрос нашей собственной жизни. Ведь Всевышний поручил Ноаху принести еду в ковчег для выживания. В этой ситуации человеческая жизнь определенно имеет приоритет над благосостоянием животных.

Можно все еще спросить: почему Тора должна была указать, что Ноах должен был приносить еду в ковчег как для потребления человеком, так и в пищу животным? Ведь совершенно очевидно, что если они останутся в ковчеге на столь длительный период, а именно в течение года, им будет нужно очень много пищи.

Люди и животные не были созданы равноценными

Возможно, Тора хотела дать понять Ноаху и его потомкам, что между людьми и животными есть качественное различие.

До Потопа людям не разрешалось есть мясо. Адаму было дано указание самим Всевышним потреблять только растительную пищу, которой он должен был делиться с животными. Это могло ввести в заблуждение людей и создать ощущение, что Всевышний хотел, чтобы человечество считало себя равным с животными.

Грех Каина

По мнению знаменитого еврейского философа р. Йосефа Альбо, грех Каина был мотивирован его убежденностью в том, что люди и животные качественно равны по своей важности. Ошибка Каина возникла после того, как Всевышний не принял его приношение, которое состояло из сельскохозяйственных культур, но принял приношение Эвеля от животных. Рав Альбо объяснил, что Каин не предлагал в жертву животного, потому что он считал людей и животных равными. Каин предполагал, что не имеет права забирать жизнь животного, даже для того, чтобы служить Б-гу, так же, как было бы неправильно отнимать жизнь человека.

Когда Всевышний принял приношение Эвеля, Каин должен был осознать, что вся его предыдущая цепочка рассуждений была фундаментально неправильна: животные не равны людям. Вместо того, чтобы прийти к такому выводу, он рассуждал наоборот: если приемлемо забирать жизнь животного, то также это может быть отнесено и к жизни другого человека. После этого он убил Эвеля...

Удивительно, что согласно нашим мудрецам, как цитирует РАШИ, сам Каин был в конечном счете убит своим потомком Лемехом, который принял его за животное. Его собственная кончина произошла из-за путаницы человеческой жизни с жизнью животного, лежащей в основе его «философии» и подтолкнувшей его к убийству собственного брата.

Урок, который получен нами выше, состоит в том, что, когда мы пытаемся уравнять животных и людей, это обычно приводит к девальвации человеческой жизни, а не к улучшению благосостояния животных.

Разумеется, Тора повелевает нам по-разному относиться к животным гуманно и закон, который требует от нас кормить своих животных прежде, чем есть самим, является свидетельством этого принципа. Тем не менее этот закон не поддерживают идею о том, что животные равны людям.

Поскольку запрет на использование животных в пищу оставался в силе во время Потопа, Всевышний хотел, чтобы Ноах и его потомки не сомневались в том, что люди имеют приоритет над животными.

Когда же принцип человеческого превосходства был прочно установлен и поглощен сознанием человечества, больше не было оснований опасаться, что мы можем тривиализировать жизнь человека. Теперь не было опасений и необходимости увещевать нас сначала накормить наших животных.

Почему люди должны есть нижние формы жизни?

На более глубоком уровне мы можем объяснить, почему Тора отдавала предпочтение кормлению людей в ковчеге, хотя нам позже приказали кормить наших животных в первую очередь.

Великий каббалист АРИЗАЛ спрашивает: почему человек, носящий гордый титул «венца» творения, должны зависеть от нижних форм жизни для своего существования? Почему Всевышний создал систему, в которой высшие формы жизни должны зависеть от более низших форм? Было бы разумнее, если бы люди были вскормлены высшим духовным источником питания. Ответ АРИЗАЛа заключается в том, что средства, которые мы получаем от животных (или растений), на самом деле не от самого животного (или растения), но от Божественной искры, находящейся в каждом физическом существе.

По мнению Баал-Шем-Това, это является более серьезной причиной для голода. Аппетит тела вызван аппетитом души и необходимостью «употреблять» Божественную искру.

Похожий вопрос задаёт Алтер Ребе. Зачем нам нужно поддерживать Божественную искру в животном или растении? Разве мы, люди, не содержим нашу собственную искру?

Источник животных — мир Хаоса

Алтер Ребе отвечает, что источником души животного является высший мир Хаоса, который превосходит упорядоченный мир Порядка и Совершенства, являющийся источником человеческих душ. В то время, как мир Порядка имеет преимущество, что его духовность ослабляется и к нему можно получить доступ, мир Хаоса известен своей мощной энергией. На самом деле настолько мощной, что она разрушила сосуды, предназначенные для ее сдерживания, подобно волне энергии, которая замыкает электрические цепи и сжигает провода. Осколки этих разрушенных сосудов с остатками мощной энергии мира Хаоса, встроенной в них, спустились в предметы и пищу физического мира.

Теперь мы можем понять правильную духовную динамику потребления пищи. Когда мы потребляем пищу, содержащую эти искры из возвышенного мира Хаоса, мы усиливаем собственную духовность.

По аналогии, хасидизм объясняет, что это верно как для животных, так и для нашей собственной Души. Это дает духовное объяснение, почему кормление животных имеет приоритет перед кормлением людей.

Это подчеркивает превосходный источник нашей животной души. Когда мы совершенствуем наши животные души и преобразуем их в посланцев любви ко Всевышнему, это активизирует нашу Божественную душу.

Это то, что имели в виду наши мудрецы, когда они объясняли слова молитвы: «И вы будете любить Б-га всем своим сердцем», как намек на обе части нашего сердца: наш добрый импульс (который происходит от нашей Божественной души) и наш злой импульс (который происходит от нашей животной души).

Недостаточно задействовать нашу Божественную душу в стремлении приблизиться ко Всевышнему; мы также должны использовать животную душу, которая добавляет гораздо больше силы в любовь к Нему. Теперь мы можем понять, почему Тора хочет, чтобы мы сначала кормили животных. Животное, как внешнее, так и внутреннее, обладает скрытой искрой, которая при правильном использовании усиливает нашу собственную духовность.

Кормя наших животных, мы осознаем, что наша миссия в этом мире прежде всего состоит в том, чтобы справиться с проблемами, происходящими из нашей животной души, потому что это животное будет поднимать нашу душу все выше и выше.

До и после Освобождения

Однако это справедливо только для жизни перед наступлением окончательного Освобождения. Цель домессианского периода — от создания Адама до Освобождения — состоит в том, чтобы усовершенствовать физический мир в общем и животную душу в частности. При этом мы обогащаем Божественную душу, позволяя ей достигать более высоких уровней. Как упоминалось выше, это происходит потому, что духовный источник внутреннего и внешнего животного выше, чем источник души.

Тем не менее, конечный источник Божественной души, ее сущности, фактически находится за пределами мощного мира Хаоса. Действительно, это связано с самой сутью Творца! Когда это существенное состояние души полностью реализуется в Эру Мошиаха, нам больше не придется отдавать предпочтение животным.

Теперь мы можем понять, почему порядок кормления был отменен в Ноевом ковчеге. Наши мудрецы говорят, что в ковчеге животные не причиняли друг другу никакого вреда. Они находились как будто в предвкушении мессианской эры, о которой говорится, что в то время «волк будет лежать рядом с ягненком». В этой уникальной «мессианской» атмосфере не было необходимости кормить животных прежде, чем люди сами могли поесть, потому что в то время они переживали подобие самого прекрасного состояния — состояние жизни после Освобождения.

Перевод осуществлен благодаря поддержке общины Бней-Ноах Днепра
Опубликовано: 15.10.2018 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter