СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 03:02

Ноах и его три сына

Суббота — это день, когда мы пробуем на вкус будущее время Освобождения, когда наступит вечная суббота. В это время будет представлена настоящая любовь, искоренение зла и раскрыты все секреты Торы.

Перевод с англ.: Шолем Лугов 25.10.2020 2211 мин.

Четыре вопроса

Наша глава Торы начинается с рассказа о Ноахе (Ное) и его потомках (6:9): «И это потомство Ноаха. Нoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях». Однако имена его детей не упоминаются, пока мы не перейдем к следующему стиху: «И породил Нoax троих сыновей: Шема, Хама и Йефета».

Возникает четыре вопроса:

1) Почему Тора не называет его сыновей сразу в первом стихе после слов «И это потомство Ноаха?» Почему Тора прерывает описание его детей словами хвалы Ноаху?

2) Почему Тора вообще должна упоминать имена трех его сыновей? Они ведь уже упоминались в конце предыдущей главы (5:32): «И было Ноаху пятьсот лет, и породил Hoax Шема, Хама и Йефета».

3) Зачем подчеркивать, что у него было именно трое сыновей? Из перечисления имен совершенно очевидно их число.

4) Йефет был старшим. Почему же тогда сыновья не перечислены в хронологическом порядке?

Дети праведника

РАШИ даёт нам на ответ на первый вопрос, утверждая, что на самом деле главными потомками праведника являются его добрые дела. Как мы увидим, это объяснение РАШИ в дальнейшем даст нам основу для ответа на три других вопроса.

Поскольку основными потомками праведников являются их добрые дела, упоминание трех биологических детей Ноха было нужно для того, чтобы рассказать нам о трех духовных качествах, которыми обладает праведник и которым мы должны подражать. Мы ведь знаем, кем были биологические дети Ноаха, так как они были уже упомянуты ранее.

Более того, послание Торы, в котором подчеркивается, что у Ноаха было трое сыновей, а затем они перечисляются не по хронологическому порядку, заключается в следующем: нужно объединить все три этих черты и делать это в том порядке, в котором они упоминаются в Торе. Порядок Торы отражает порядок их духовного характера: сначала Шем, затем Хам, а затем Йефет.

Три сына — три характерные черты

Нижеследующее основано на кратком комментарии хасидского труда «Ор а-Тора» третьего главы ХАБАДа (известного как Цемах-Цедек) и на труде под названием «Йосеф — поросль плодоносящего дерева» рабби Яаков-Йосефа из Полонного (старшего ученика Баал-Шем-Това).

Три сына Ноаха представляют три основных божественных атрибута и их параллельные силы души:

Шем олицетворяет «хесед» (доброта, любовь), Хам олицетворяет «гвура» (сила, суд), а Йефет означает «тиферет» (красота, гармония).

Однако Цемах-Цедек не объясняет, каким образом имена трех сыновей соответствуют трем атрибутам: «хесед», «гвура» и «тиферет». Ниже приводится попытка сопоставить атрибуты трех имен.

Шем и доброта

Слово «Шем» означает «имя». На простом уровне это относится к тому, как праведность человека дает человеку доброе имя. Когда человек ведет себя образцово, его хорошая репутация будет широко распространяться.

Наши мудрецы в трактате «Поучения отцов» превозносят достоинства доброго имени и ставят его даже выше венцов Торы, священнослужения и королевской власти.

Несмотря на некоторые интерпретации, в которых критикуется отсутствие усилий Ноаха по спасению своего поколения, Тора совершенно ясно дает понять, что он был «совершенно праведным человеком». Сам факт того, что он был нравственен в мире, где, по сути, все были аморальны и развращены, красноречиво свидетельствует о его внутренней силе и истинной праведности. Действительно, единственным человеком, описанным в Пятикнижии, как праведник, был Ноах.

Однако, какой бы значимой ни была праведность человека, его репутация будет распространяться еще больше через добрые дела, как это было в случае с нашим праотцом Авраамом, имя которого распространилось повсюду из-за его доброты.

Имя Шем также можно перевести как «оценка». Согласно Талмуду, идеальный человек не будет почивать на лаврах, а будет постоянно оценивать свои действия, чтобы увидеть, можно ли их улучшить.

Авраам, как сказано в Торе, «всегда идёт на юг». В хасидской литературе юг (если смотреть на восток) находится справа, что связано с качеством доброты. Авраам не оставался на одном месте. Он всегда стремился достичь все большего и большего.

Таким образом, мы обнаруживаем, что Шем (которого также звали Малкицедек) был тесно связан со своим потомком Авраамом, потому что они разделяли качество доброты и постоянного роста.

Хам и огонь

Имя Хам можно перевести как «тепло». Огонь — мощная и разрушительная сила. Праведник способен разрушать неприятные мысли, слова и действия. Праведник использует свою силу для достижения полного самообладания.

Праотец Ицхак был связан с силой. Его основным занятием было копание колодцев. Образно говоря, это означает, что он стремился устранить препятствия на пути присутствия внутренней святости. Это согласуется с идеей о том, что Хам представляет огонь, сжигающий препятствия на пути к духовному росту.

Кроме того, праведник — это не только тот, кто все делает правильно, но и тот, кто проникнут божественной теплотой и огненной страстью.

Пламенная страсть, уничтожающая зло, — необходимый элемент молитвы. Итак, в то время как Шем олицетворяет доброту, один из трех столпов, на которых стоит мир («Поучения отцов» 1:2), Хам также представляет собой столп молитвенного служения.

Причина, по которой сначала упоминается Шем, а затем Хам, заключается в том, что нужно отдавать предпочтение добру, а не строгости. Наша основная цель — любовь с добротой, которая должна быть мотивацией для всех остальных качеств. Даже когда обстоятельства требуют осуждения и дисциплины, это должно быть мотивировано и проникнуто любовью и добротой. Это должна быть «строгая любовь» с упором на любовь.

Йефет и внутренняя красота Торы

Имя Йефет связано со словом «красота» и атрибутом гармонии. Праведный человек обладает внутренней красотой и прививает эту красоту при исполнении заповеди. В частности, этот атрибут связан с описанием изучения Торы, другого столпа, на котором стоит мир.

На языке хасидизма под красотой понимается равновесие. Истинная красота — это когда мы объединяем разные черты (цвета) в одно произведение искусства. Праведник не просто служит Всевышнему одним-единственным подходом, совместимым со своей личностью, но включает в себя противоположные черты. Средства для достижения этого баланса происходят из Торы, божественный характер которой обладает силой синтеза и равновесия.

Суббота — источник трех сыновей

Согласно хасидскому труду «Зеница ока», имя Ноах — что означает отдых — намекает на субботу. Следовательно, три сына Ноаха олицетворяют три блага, которые мы получаем от субботы.

Суббота порождает любовь. Как мы говорим в наших молитвах, Всевышний с любовью подарил нам субботу. Это день добра, мира и любви.

Суббота также порождает мощь, чтобы уничтожить все силы зла, как сказано в книге «Зоар». Это день силы.

Суббота также связан с Торой, поскольку Талмуд утверждает, что Тора была дана в суббота. Таким образом, суббота — это день, который мы посвящаем более глубокому изучению Торы.

Суббота — это день, когда мы пробуем на вкус будущее время Освобождения, когда наступит вечная суббота. В это время будет представлена настоящая любовь, искоренение зла и раскрыты все секреты Торы.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter