Что тебе в имени моем?

27.02.2010 | 5277 | (0)
Что тебе в имени моем?
Что тебе в имени моем?

Самый первая фраза главы «Тэцаве» — уже «тянет», как минимум на солидную книгу, столько там всего заложено и спрятано. Ну давайте вместе попробуем хоть слегка…

Внимательный и бдительный читатель, наверняка, стоит с вопросом наготове: «А к кому, собственно, обращается пишущий автор?» А еще хочется сразу спросить: «И кто же автор Торы?» Если, как мы думаем, авторы — группа писателей, скучающих 40 лет в пустыне, то кого они имеют в виду? Если автор, как мы говорим, Моше-рабейну или Моисей, на простом языке, то к кому он тогда обращается: «И прикажи ты сынам Израиля…?»

А если вдруг предположить, что Тора записана Моше под диктовку Всевышнего (как нам сообщают религиозные товарищи), то почему Автор многие главы книги начинает со слов: «И обратился Всевышний к Моше, говоря…», а здесь Он вдруг переходит на «ты» и имя Моше не встречается в главе ни разу, парадокс?

И опять извечный вопрос — или не обращать на всё это моего внимания, есть масса другой литературы для чтения (еще неизвестно что интереснее, детективы — вот, недавно принесли свежие), стопка русских газет лежит в прихожей — только взял, или киношку новую из России посмотреть, ну чтобы время быстрее пролетело… и вообще зимняя Олимпиада в разгаре… Или все-таки открыть эту заманчивую книгу и попробовать понять?

Ну если все-таки решился и открыл, то вопросы появляются на каждой запятой, как быть? Отложить до лучших времен, пока дети не подрастут и не начнут «доставать» или начать готовится к их вопросам заранее, издалека, так сказать? Они-то подотошнее нас будут, им всё разложи — почему, да отчего…

Раши вот сделал классический комментарий для 5-летних детей, так я в свои 53 читаю, голову ломаю и многие вопросы так и не прояснились, не говоря уже об ответах. Вопросы, которые Раши задает, мне вообще и в голову-то не приходили, а когда их читаешь, думаешь, ах, как он красиво врезал, такой вопрос с закавыкой, сейчас «завалит» Автора, а ну-ка, что в ответе задачника? И ответ, что удивительно, всегда есть, да еще и с вариантами. После некоторого времени, я понял, что в иудаизме все уже давно отвечено, ну то есть еще до меня… Нет здесь «темных пятен» и «черных дыр», все можно прояснить для себя, только нужно захотеть и потратить время.

Так что же с первой фразой главы? Кто, кому и по какому поводу дает команды? Почему все-таки Всевышний обращается всю главу к Моше на «ты» и имя вовсе не упоминает? Для кого вообще нужно имя? Для человека самого или собеседника? Человек сам себя не зовет, значит он в имени не нуждается. А вот собеседнику нужно человека как-то звать, так вот в какой ситуации ощущается большая близость людей когда они по имени другу к друг или запросто на «ты»?

Если жена начнет просьбу так: «Александр…» или даже, — «Саша…» и сравним, она подойдет поближе, посмотрит в глаза и скажет: «А тебя можно попросить? Ты это можешь для меня сделать?» Где ближе контакт и глубина отношений? Вот такой контакт был у Моше со Всевышним — на «ты», хотелось бы тоже…

Мы знаем общее правило Торы — четкой хронологии нет, значит события могут быть перемешаны во времени, Тора соблюдает событийную последовательность. Ситуация началась, развилась и должна закончиться, затем описывается следующая. А следующая глава для нас очень неприятная (лучшее бы её вовсе не было), мы там сотворили золотого тельца и очень этому событию радовались. А вот Всевышний, напротив, очень огорчился и, более сказать, обиделся, причем навсегда, так и сказав: «Буду помнить это дело во всех ваших поколениях…». Обидно, но так и было сказано.

Никто из нас не смог бы выжить после этого, если бы Моше-рабейну мужественно не вступился за свой народ и не вымаливал 40 дней и ночей прощения для всех для нас и на все века. Именно он пробыл на горе Синай всё это время без еды и питья, ведя бесконечный диалог с Творцом в защиту нас, допустивших такой промах.

Как только Творец, будучи в гневе на нас, не провоцировал Моше, даже предложив уничтожить всех нас, с детьми, женами и стариками и начать новый народ… от Моше. Ну кто бы из нас отказался от такой возможности — стать отцом целого народа? Такая честь и почет… А Моше сказал Всевышнему, как отрезал: «Если уничтожишь еврейский народ — сотри имя мое из Твоей Книги». Сказано праведником — сделано Всевышним, стёр… Но только из одной главы, иначе потомки не поймут…

Вот кто такой Моше-рабейну для нас… Нам урок…

Темы: Моше
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Тэцаве (другие статьи):