Заповедь «наполовину»

22.02.2016 1558 (1)
Источник: «Ликутей Сихот» том 3, стр. 926
Заповедь «наполовину»
Заповедь «наполовину»

Когда еврей исполняет заповеди Торы, от него требуется исполнять их самым красивым и полным образом. Поэтому мы видим, что для некоторых заповедей от нас требуется особая безупречность и полнота при их исполнении.

Но в нашей недельной главе мы вдруг получаем заповедь, на первый взгляд совершенно отличную от того, чтобы считаться полной. Когда Тора заповедует нам о принесении половины шекеля, она говорит это такими словами: «Это пусть дадут они… половину шекеля по (весу) шекеля, двадцать гер в шекеле, половина такого шекеля — приношение Г-споду». Дважды Тора подчёркивает, что необходимо дать «половину шекеля». И для того, чтобы сообщить нам о точной сумме этого подаяния, Тора указывает что вес полного шекеля равняется «20 гер».

Возникает вопрос: почему Тора предпочитает не называть это приношение полным значением «10 гер», а подчёркивает именно то, что это является «половиной»?

Мудрецы говорят, что это приношение в половину шекеля было искуплением за грех золотого тельца и в слове «половина» заложен путь к исправлению этого греха. Основа идолопоклонства — это отделение от Всевышнего, а корень этого отделения это подчёркивание преимущества собственного «я». Когда человек ощущает себя самостоятельной единицей, отсюда может развиться наклонность к идолопоклонству.

Поэтому исправление греха идолопоклонства — это познание единства со Всевышним, которое окружает все Его творения. Когда еврей наполнен познанием того, что он не может существовать сам по себе и лишь тогда, когда он «приклеен» ко Всевышнему — это является источником его существования, только в этом случае наклонность к идолопоклонству может полностью исчезнуть.

Это находит упоминание в заповеди о половине шекеля. Тора говорит еврею, что он должен дать Всевышнему «искупление своей души». Спрашивает еврей: «И какова моя цена?» Отвечает Тора: «Сам по себе ты только „половинка“ — половина шекеля. У тебя нет возможности для самостоятельного существования. Ты не являешься полноценной реальностью, благодаря лишь самому себе. Только когда ты связан со Всевышним [со второй „половиной шекеля“] ты становишься полноценным»!

Из этого мы учим, что значит связь со Всевышним. Еврей и Всевышний не являются двумя самостоятельными частями, которые соединяются воедино, а они являются как бы «двумя половинками», которые вместе образуют одно целое. Проще говоря, лишь когда еврей связан со Всевышним, только в этом случае имеет место настоящая полноценная (цельная) реальность.

Подтверждение всему этому мы находим в продолжении нашей недельной главы. Когда Моше просит у Всевышнего милосердия по отношению к еврейскому народу и Всевышний смилостивился и простил народ за грех тельца, то Он сказал Моше: «Вот, Я заключаю союз». Принято, что при заключении союза берут какую-то целую вещь, разделяют её на две половины; таким образом, заключающие между собой союз как бы говорят, что несмотря на то, что они являются разными людьми, они по отдельности не более, чем половинки одного целого.

В этом и есть глубокий смысл союза между евреями, Всевышним и заповедью о пол-шекеля. Евреи и Всевышний не являются двумя различными вещами. Они как бы «две половинки» одной цельной реалии. Это полное единство, про которое сказано в книге «Зоар»: «Евреи и Всевышний — это одно и тоже».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ки тиса (другие статьи):