СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:56

Зодчий

Допустим, вы решаете сложную задачу. Это может быть разработка проекта электростанции, объяснение поведения шальной элементарной частицы, изыскание нового фасона одежды или составление месячного бюджета вашей семьи после очередного «хода» министра финансов. Вы долго и безуспешно бьетесь над этой задачей. И наконец... вас осеняет.

14.03.2004 4985 мин.

В главе «Ваякъэль» говорится, что Моше передает евреям указание Всевышнего и назначает Бецалеля, сына Ури, и Ахалиава, сына Ахисамаха, главными мастерами при сооружении Мишкана и изготовлении его утвари. При этом о Бецалеле сказано, что Б-г исполнил его «Божественного духа в мудрости, и в понятии, и в знании, и во всяком искусстве» («Шмот» 35:31).

Разум и мастерство Бецалеля, сына Ури, которому было поручено руководить изготовлением Мишкана и предметов, находившихся в нем, были исполнены Божественного духа, и это дало ему возможность изготовить вещи, которым надлежало стать предметным вместилищем Откровения Всевышнего. Но что это за слова — «хохма» (мудрость), «твуна» (понятие) и «даат» (знание), — упомянутые в вышеприведенном отрывке? Являются ли они синонимами, или ими предельно лаконичный язык Торы выражает различные проявления интеллекта?

Известна хасидская шутка: «В чем разница между разумом и деньгами? Денег — сколько бы ни имел их человек — всегда мало. Разума — сколько бы ни имел — всегда достаточно».

В каких бы смертных грехах ни обвиняли евреев, им никогда не вменяли в вину глупость, и все же в самом начале молитвы «Шмонэ эсре», читаемой три раза в день, перед просьбой о здоровье и даже об Освобождении евреи просят о разуме.

И тут мы опять встречаем те же три слова в том же порядке: «Жалуй нам от Себя „хохма“, „бина“ (почти синоним слова „твуна“» и „даат“». Наше мышление всегда проходит определенные, резко отличающиеся друг от друга стадии.

Допустим, вы решаете сложную задачу. Это может быть разработка проекта электростанции, объяснение поведения шальной элементарной частицы, изыскание нового фасона одежды или составление месячного бюджета вашей семьи после очередного «хода» министра финансов. Вы долго и безуспешно бьетесь над этой задачей. И наконец... вас осеняет.

Это и есть первая стадия познания, называемая «хохма». В этой стадии вы имеете пока очень «невнятное» представление о вашем открытии. Но вы уверены, что задача решена. Вы нашли ту точку, на которую должно опираться ее решение и в которой фактически содержатся все его компоненты (правда, в зародышевом состоянии). Вы счастливы. Вы испытываете величайшее наслаждение, хотя внешне оно проявляется лишь внезапным просветлением вашего лица (об этом говорит Соломон в книге «Коэлет»: «Хохма» человека освещает его лицо»). Это состояние кратковременно, как блеск молнии (недаром оно называется «барак а-маврик» — блеснувшая молния), хотя оно — продукт работы целого отдела мозга правого полушария, называемого «моах хохма» (мозг «хохма»). Теперь вам необходимо немедленно начать развивать мысль, иначе вы рискуете потерять ее, и, может быть, навсегда, так как она еще слишком «абстрактна» и не «внедрилась» в ваше сознание. В работу включается левое полушарие — «моах бина».

Чем больше вы работаете над открытием, тем шире и глубже оно представляется в вашем сознании. Наконец вы убеждены, что трудная задача решена наиболее исчерпывающе. На смену скрытому от посторонних наслаждению, которое вы испытывали, когда вас «осенило» (стадия «хохма»), к вам приходит чувство радости, не стесняющееся вылиться наружу. Когда закон Архимеда оказался в этой стадии, его автор выскочил из ванны с криком: «Эврика!» — и побежал рассказывать всем, что тело, погруженное в воду... Вы, возможно, более сдержанны, но и вы, безусловно, рады своему научному достижению.

Наконец составлен труд, в котором ваше открытие предстает во всей его глубине и во всех возможных связях. Казалось бы, ваше познание достигло совершенства в этом вопросе. Однако это не всегда так.

Рассмотрим классический пример. Доктор медицинских наук читает лекцию о вреде курения. В лекции освещается ряд научных открытий, сделанных самим ученым. Таким образом, тема лекции прошла у него как стадию «хохма», так и стадию «бина». Сходя с кафедры, лектор... закуривает.

Рассмотрим пример менее классический, но не менее известный. За прилавком стоит человек в кипе, а может быть, и с бородой. С детства он учил Тору: сначала в хедере, потом в йешиве. Да и сейчас на досуге он нередко листает Пятикнижие, в котором кроме нескольких предостережений «не укради» ясно запрещается обвешивать покупателей. Но вот, выйдя из его магазина, вы обнаруживаете, что вместо 400 г он дал вам 380 и к тому же недодал нескольких шекелей в сдаче. В чем дело? Почему в этих примерах знания не повлияли на поступки? Потому, что у этих людей познание не прошло третью стадию — «даат» (осознание). В этой стадии человек не просто понимает познанное, он осознает его, соединяется с ним, чувствует его истинность и значимость и поэтому действует лишь в соответствии с ним.

«Даат» представляет собой переходное звено между разумом и эмоциями, являющимися основной движущей силой в наших действиях. Насколько важна именно эта, третья стадия? Для духовного совершенства, видно хотя бы из того, что вышеупомянутая просьба о разуме, входящая в молитву «Шмонэ эсре», кончается словами: «Благословен Ты, Б-г, жалующий знание».

Есть люди, у которых некоторые из этих отделов развиты наиболее сильно. Например, у человека с развитым «моах хохма» преобладает образное мышление, он представляется нам изобретательным и находчивым. Такими должны быть шахматисты, ведь победа в шахматной игре обязательно связана с находкой хода (или группы ходов), неизвестного ранее (во всяком случае, противнику). Человек с развитым «моах бина» — понятлив и рассудителен. Он не всегда может изобрести что-либо самостоятельно, но, когда он приобретает готовый патент, можно быть уверенным, что в его руках он принесет больше пользы, чем в руках автора (если тот силен только в «хохма»). Человека же с развитым «моах даат», сознательного, умеющего из немногих приобретенных им познаний извлечь моральные принципы и жить в соответствии с ними, на иврите так и называют: «бар даат».

Бецалель бен Ури, которому было поручено руководить изготовлением элементов Храма и его утвари, был совершенен во всех стадиях познания. Более того, его знание руководилось Божественным духом, и поэтому его решения были безошибочными.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter