Хлеб и соль

10.03.2008 | 9359 | (1)
Хлеб и соль
Хлеб и соль

В третьей книге Торы «Ваикра» по сравнению с другими книгами мало описательных повествований и много предписаний и законов. Первая глава ее, «Ваикра», полностью посвящена храмовым жертвоприношениям. До восстановления Иерусалимского Храма жертвоприношения, как и другие виды храмового богослужения, совершаться не могут. Однако некоторые законы, касающиеся жертвоприношений, повлекли за собой обычаи, соблюдаемые и сегодня.

Например, закон, содержащийся в стихе: «И всякое приношение твое хлебное соли солью и не устрани соли завета Б-га Твоего от дара твоего: при всякой жертве твоей приноси соль». Отсюда следует обычай опускать в соль кусочек хлеба, съедаемый после застольного благословения, так как в Талмуде обеденный стол неоднократно уподобляется храмовому алтарю. Изречение мудрецов р. Йоханана и р. Элазара гласит: «Пока существовал Храм, жертвенник искуплял грехи евреев. Теперь же стол человека искупляет его грехи». По мнению комментаторов, смысл этого изречения состоит в том, что у своего обеденного стола еврей совершает одно из высших благодеяний — гостеприимство. Принятие гостей, по мнению Талмуда, стоит выше даже восприятия Божественного Откровения.

Гостеприимство — не только характерное выражение любви к ближнему; оно способствует единению народа, ибо ничто так не объединяет людей, как совместная трапеза. Другие комментаторы считают, что сравнение обеденного стола с храмовым алтарем основано на том, что после трапезы за обеденным столом изучают Тору. А так как обеденный стол подобен жертвеннику, еврей, произнося благословение «амоци лехем мин а-арец», перед тем, как съесть небольшой ломтик хлеба, что означает начало трапезы, опускает этот ломтик в соль, ибо и на храмовой алтарь всегда приносилась соль при богослужении.

Предписанию Торы о принесении соли вместе с любым жертвоприношением существует несколько объяснений. Соль неоднократно упоминается в ТАНАХе как символ вечного союза. Ибо в отличие от других пищевых продуктов соль не только сама не подвержена порче, но и предохраняет от порчи другие продукты. На этом основании комментаторы Талмуда утверждают, что обязательное приношение соли вместе со всякой жертвой имеет целью напоминать, что закон Торы о жертвоприношениях есть проявление вечного союза между Всевышним и Его творениями. «Не для нужды Всевышнего жертвоприношения, ибо нет при Нем ни еды, ни питья, но чтобы очистить ими евреев. Ибо когда человек грешит, а затем приносит жертву, и ему прощается, и знает он, что он чист теперь, он затем остерегается, чтобы не грешить и не оскверниться снова. Если же его грех не искупался бы, он продолжал бы грешить. Это подобно человеку, у которого загрязнились одеяния — он впредь не бережет их от грязи. Человек же, у которого одежды чисты, бережет их от любого загрязнения».

Каббалисты рассматривают соль как символ так называемого «тайного учения», кабалистической философии. «Тайное учение» в отличие от других областей Торы оперирует понятиями, сущность которых непостижима человеческому разуму. Сказано, что после прихода Мошиаха, с последующим затем коренным преобразованием Вселенной, человек будет способен постичь сущность «сфирот», ступеней Божественной эманации и других объектов изучения Каббалы. Но до той счастливой поры человеку предстоит довольствоваться лишь познанием существования этих духовных явлений, но не их сущности.

Иное дело Талмуд, своды законов и другие области так называемой «явной» части Торы. Здесь в основном рассматриваются конкретные физические явления, сущность которых вполне понятна. Познание сущности изучаемых явлений называется на языке ученых вкусом — «таам» на иврите, — ибо только такое познание приносит человеку подлинное наслаждение. Поэтому соль, не обладающая сама по себе приятным вкусом, считается символом кабалистической философии, тогда как хлеб и мясо жертвоприношений указывают на остальные области Торы.

Однако именно соль придает вкус другим продуктам. Это означает, что изучение Каббалы, особенно в ее более доступной хасидской интерпретации, оживляет изучение «явной» Торы и исполнение заповедей, привносит в них глубокую осмысленность, одухотворенность и наслаждение. И поэтому наряду с хлебом и мясом на алтарь должна возноситься соль.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ваикра (другие статьи):